Эхо визита Блинкена. Правда ли Байден принуждает Зеленского к переговорам с Путиным
Сомнительно, чтобы опровержение от Подоляка позволило полностью замять тот ущерб, который нанесен отношениям Киева и Вашингтона
Банковая опять испортила отношения с Белым домом. Причиной стало полное непонимание Киевом логики Вашингтона. Это непонимание привело к глубокой обиде, которая выплеснулась в публичную плоскость, и, в свою очередь, вызвала искреннее недоумение в Госдепе. В итоге Банковая была вынуждена пытаться замять скандал, но осадок — остался.
Скандал на форуме YES
Начнем с обиды. Она проявилась на форуме YES (Yalta European Strategy), который проходил в Киеве в секретном режиме 9-10 сентября. "Европейская правда" обнародовала 46-минутную видеозапись заседания с участием Владимира Зеленского. Как подчеркнула "ЕП", еще в своей вступительной речи он "неожиданно начал эмоционально обращаться не в зал, а к кому-то воображаемому, кого в зале нет — не называя имени или страны".
"Мы не можем позволить себе остановиться. Это мой главный сигнал всем, кто там что-то думает где-то там, кое-кто даже из лидеров, толкая нас куда-то в чьи-то лишние объятия. Нет. Мы не можем позволить себе остановиться до того момента, когда мы почувствуем, что победа состоялась", — заявил он.
"Никаких уточнений насчет адресата не прозвучало. Но известно, что Зеленский обращался к США, отвечая на предложение, которое услышал за несколько дней до того от госсекретаря Блинкена, и которое возмутило официальный Киев", — поведало издание.
Оно подчеркнуло, что в своих выступлениях на форуме представители украинской власти настойчиво обходили вопрос о том, что же это за иностранный лидер, склоняющий Украину к переговорам с Путиным. По информации "ЕП", речь идет о Джо Байдене, послание от которого привез в Киев Энтони Блинкен, посетивший Украину 8 сентября с внезапным визитом.
"Пока кажется, что этот сигнал был не в виде ультиматума или требования, а как рекомендация, — предположила "ЕП". — Впрочем, и этого оказалось достаточно, чтобы взволновать Киев. А площадку YES президент и его команда использовали, чтобы послать США обратный сигнал. И сделал это не только Зеленский. Министр обороны Алексей Резников, закрывавший двухдневную конференцию, также упомянул о том, что сейчас Украину склоняют пойти на соглашение с Россией. "Мы (за время войны) научились многому, и в том числе научились не доверять каким-либо разговорам о мире, которые нам предлагают партнеры", — сказал он, так же не уточняя, о ком из партнеров идет речь".
Эта публикация получилась достаточно скандальной. Очевидно, что источником догадок "ЕП" о послании Байдена, которое привез Блинкен, было не американское посольство и не Виктор Пинчук (организатор форума YES), а сама Банковая.
Уже на следующий день, 11 сентября, главный политтехнолог Банковой Михаил Подоляк был вынужден выступить с опровержением. "Напомню еще раз всем "инсайдерам". Переговорную повестку дня определяет только Украина. Она известна: 1. Освобождение всех территорий. 2. Выплата Россией репараций. 3. Наказание военных преступников. Наши партнеры полностью поддерживают этот формат. Никаких других договоренностей или давления нет", — сообщил он в Twitter.
Столкновение парадигм
Причина этого скандала — в отсутствии взаимопонимания между Белым домом и Банковой на самом глубинном уровне, на уровне парадигм. Речь идет о парадигмах насчет переговоров.
Парадигма Белого дома — не идти на переговоры, пока твои позиции слишком слабы, а соглашаться на переговоры только тогда, когда твои позиции достаточно сильны, чтобы ты мог диктовать условия врагу.
Парадигма Банковой противоположна: если твои позиции слабы — значит, нужны переговоры, а если сильны — то переговоры не нужны.
Столкновение этих двух парадигм было неизбежным. И оно началось не во время визита Блинкена 8 сентября, а гораздо раньше — в первые же дни после начала большой войны.
Подчеркнем, что парадигма Белого дома — это не какие-то правила, придуманные администрацией Байдена специально для случая (ad hoc) российской войны против Украины. За этой парадигмой стоят десятилетия жизненного опыта США как самой мощной страны мира в военном, политическом и экономическом плане. Можно сказать, что это формула успеха. И конечно, Вашингтон ни в коем случае не собирался отказываться от своей парадигмы, а надеялся переубедить Киев.
Можно представить себе изумление Вашингтона, когда уже 26 февраля, на третий день полномасштабного российского вторжения, Банковая публично заявила, что Зеленский "ожидает от России полноценного переговорного процесса". Реакцию Вашингтона в переводе с дипломатического языка на нормальный можно перевести так: "Мальчик, ты еще слишком слаб для переговоров, Путин тебя съест. То, что ты подпишешь, будет твоей капитуляцией, и мы тебе уже ничем не сможем помочь".
Украине повезло, что переговоры в Беларуси и затем в Турции не завершились ничем — формально они уже пять месяцев стоят на паузе. Когда-нибудь историки расскажут, сколько усилий предприняли Вашингтон и Лондон для того, чтобы это "везение" случилось (то есть чтобы образумить Киев). Все эти пять месяцев западные партнеры накачивали нас вооружениями и финансами, обучали наших военных и пр. И они четко сформулировали, что "это делается для того, чтобы усилить позицию Украины на поле боя и за столом переговоров". Эта формула многократно встречается в выступлениях американских официальных лиц на брифингах в Белом доме, Госдепе, Пентагоне. Она полностью вписывается в их парадигму: о переговорах можно будет думать тогда, когда твоя позиция будет достаточно сильна.
Кстати, на том же форуме YES эта формула тоже прозвучала. Ее озвучил советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан: "Наша цель, США и союзников, заключается в содействии достижению целей Украины. Главным интересом США в этой войне является содействие восстановлению территориальной ценности Украины путем переговоров или на поле боя".
При этом Вашингтон, вопреки надеждам Кремля, совершенно не устает от Украины. Как подчеркнул на днях секретарь СНБО Алексей Данилов в интервью "Голосу Америки", "усталости партнеров мы не видим. Это еще одно направление информационной операции, которую отрабатывает РФ". Да и о какой усталости может идти речь, если 2 сентября Байден обратился в Конгресс с просьбой одобрить еще $11,7 млрд на помощь Украине. Эти деньги должны пойти на финансирование наших потребностей в октябре-декабре, в т.ч. $4,5 млрд — на военную технику и пополнение запасов Пентагона, $2,7 млрд — на помощь Украине на оборону и разведку, $4,5 млрд — на бюджетную поддержку правительства Украины.
И вот пришло время визита Блинкена. Как подчеркнул сам госсекретарь, "президент Байден подумал, что будет особенно важно приехать в это время, когда Украина начинает свое контрнаступление на юге, а также на востоке". Американцы, конечно, не торопили нас с контрнаступлением. Они ждали, когда мы соберемся с силами и когда будут удачные условия. Они были готовы ждать (и при этом финансировать нас) столько, сколько потребуется. И вот они дождались.
Блинкен приехал, опять же, не с пустыми руками. Он привез более $2,8 млрд. В эту сумму вошли новый пакет военной помощи в размере $675 млн, а также почти $2,2 млрд иностранного военного финансирования для Украины и европейских союзников и партнеров США. "Это позволит закупить системы, которые нужны вам и другим в долгосрочной перспективе для сдерживания и защиты от любых будущих агрессий со стороны России", — сообщил госсекретарь.
Можно не сомневаться, что на встречах в Киеве Блинкен выразил восхищение блистательным контрнаступлением наших войск. И в развитие этой темы вполне могла быть поднята тема о переговорах с Москвой. В переводе с дипломатического на нормальный это могло звучать так: "Парнишка, а ты, как видим, уже накачал мышцы и способен загнать эту крысу в угол. Еще немного — и ты будешь уже достаточно силен, чтобы вести переговоры с доминантной позиции".
Изумление Госдепа
Как ни удивительно, но Блинкен после встреч в Киеве почему-то считал, что его поняли правильно. Или же, если он и подозревал, что его не поняли, то по крайней мере постарался публично изобразить полное взаимопонимание между Киевом и Вашингтоном. Из Киева он отправился в Брюссель на встречу с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. 9 сентября на совместном брифинге в штаб-квартире НАТО Блинкен поделился своими впечатлениями от встреч в Киеве.
"Наше единство здесь, в НАТО, — заявил он, — необходимо для достижения наших общих целей — поддержки способности Украины защищать себя, оказания давления на Россию в связи с ее агрессией, обеспечения того, чтобы Украина находилась в самой сильной позиции, когда созреют условия для переговоров. Как сказал президент Зеленский, и правильно сказал, дипломатия — единственный способ окончательно положить конец агрессивной войне России. Мы не видим в данный момент никаких признаков того, что Россия готова серьезно заниматься такой дипломатией, но если и когда это время придет, Украина должна занять максимально сильную позицию".
Особенно забавно звучит цитирование Блинкеном Зеленского. Госсекретарь США, очевидно, никак не ожидал того, что в тот же день на форуме YES в Киеве вся эта история получит совершенно иную интерпретацию и вдобавок в таком извращенном виде выльется в прессу.
Сомнительно, чтобы опровержение от Подоляка позволило полностью замять тот ущерб, который нанесен отношениям Киева и Вашингтона. Тем более что Подоляк опроверг только "инсайды" от "ЕП", а все то, что наговорили Зеленский и Резников, оно ведь никуда не делось.
Когда можно начинать переговоры с Москвой?
Если бы нынешнее недоразумение касалось только визита Блинкена, это была бы маленькая беда. Но проблема гораздо серьезнее: Банковая по-прежнему придерживается парадигмы, которая противоположна парадигме Белого дома. А это затрудняет партнерский диалог.
В феврале Банковая, когда враг с нескольких сторон подошел к Киеву, демонстрировала неприличную готовность вести переговоры с Кремлем и идти на очень серьезные уступки. А сейчас Банковая чувствует себя гораздо увереннее (благодаря помощи на десятки миллиардов долларов и евро от западных партнеров) — и в силу той же своей парадигмы публично обижается на Байдена и Блинкена, которые закономерно предполагают, что когда-нибудь наступит время переговоров. "Мы же уже такие сильные, зачем же нас подталкивают к переговорам, словно мы слабые?" — вот в чем суть этой обиды.
В статье на "ЕП" приводятся восхитительные цитаты из выступлений Зеленского и Резникова на форуме YES, где они раскрывают свой взгляд на то, когда можно начинать переговоры с Москвой. Прежде чем переговоры станут возможными, оккупанты "должны отойти с захваченных земель", — заявил Зеленский. Резников подтвердил, что условием начала переговоров является полная деоккупация Донбасса и Крыма. "Вариантов "на 24 февраля" уже не существует. На 1 декабря 1991 года. Убирайтесь вон", — подытожил он.
Звучит, конечно, красиво — но только для тех, кому не важна цена победы. Представим, для примера, что мы уже освободили почти всю свою территорию, кроме последних 3000 кв. км (это приблизительно как площадь Керченского полуострова). И вот есть две точки зрения. Одна: проведем переговоры с врагом, пусть уйдет сам, а мы взамен пообещаем не наступать на его территории. Вторая точка зрения: никаких переговоров, пока мы не выбросим врага, и неважно, сколько наших солдат погибнут или получат ранения, мы за ценой не постоим.
Вашингтон видит, что именно такова сейчас официальная точка зрения Киева. И это, наверное, еще хуже, чем то впечатление, которое вызвал в Госдепе скандал на форуме YES.
Резюмируя, подчеркнем, что Вашингтон (по крайней мере на данный момент) категорически не горит желанием, чтобы мы, освободив свою территорию, повели наступление на Москву. Поэтому нетрудно догадаться, что переговоры с Москвой нам придется начать (вопреки нынешним заявлениям Зеленского и Резникова) до того, как мы полностью освободим свои земли.
Добавим также, что во время визита Блинкена перспектива наших переговоров с врагом была чисто теоретической, а сейчас она стала еще непрогляднее. Вчера Путин догадался подвергнуть ракетным обстрелам нашу энергетическую инфраструктуру, выбрав для этого дату 11 сентября. Можно надеяться, что теперь нам легче будет получить добро от Вашингтона на акции возмездия. То есть что сначала враг испытает возмездие на своей территории, и только после этого тема о переговорах возникнет вновь.