Эффект скотыняки. Почему мы все так любим Ляшко

Последние коррупционные скандалы в украинской политике очертили одну прелюбопытнейшую штуку - украинцы, искренне ненавидящие и считающие "казнокрадами" Насирова и Мартыненко, готовы простить Олегу Ляшко все его миллионы, дома и автомобили

Главный "радикал" Украины Олег Ляшко, который еще вчера объяснялся в НАБУ по поводу своего нового дома за 15 млн грн, сегодня нанес антикоррупционным органам ответный удар. Собрав группу поддержки из коллег-депутатов и вооружившись телекамерами, Олег Валерьевич совершил набег в Специализированную антикоррупционную прокуратуру, где устроил собственный допрос с пристрастием главе этого учреждения Назару Холодницкому и не где-нибудь, а в его собственном кабинете.

В выражениях "радикал", как обычно, не стеснялся, а наглости ему всегда было не занимать. В результате по всей стране разлетелась шизофреническая картинка, как подозреваемый в коррупционных деяниях политик морально уничтожает главу антикоррупционной прокуратуры, хотя, казалось бы, все должно было быть ровно наоборот.

Холодницкий, к чести его, держался достойно, однако в Украине крайне мало публичных людей, способных на равных тягаться с Олегом Валерьевичем в демагогии, хамстве и наглости. Так что срежиссированный "радикалом" спектакль, призванный дать понять антикоррупционерам, что те не на того нарвались, четко расставил акценты, кто в этой истории настоящая жертва, а кто хищник.

На фоне этого красочного представления как-то ушел на задний план главный вопрос - незаконного обогащения лидера "радикалов", в котором того, собственно, и подозревают. Речь идет о доме в селе Козин, приобретенном Ляшко в начале этого года за ни много ни мало 15 млн грн.

Олег Валерьевич, разумеется, дал и своим избирателям, и антикоррупционным органам вполне исчерпывающее объяснение. Дескать, все они "лохи", поскольку дом он купил в рассрочку на пять лет, на протяжении которых и будет понемногу выплачивать указанную сумму. На этом, по мнению Ляшко, вопрос "незаконного обогащения" исчерпан и дальнейших объяснений не требует.

На самом деле Ляшко мог не объяснять даже этого, поскольку полтора миллиона избирателей Радикальной партии происхождение миллионов их политического кумира не беспокоит. Они, разумеется, имеют некое смутное понимание, откуда у политика, никогда не занимавшегося крупным бизнесом, могли бы взяться такие деньги, но никакой потенциальной крамолы в этом не видят. Да и вообще, предпочитают этим вопросом не интересоваться. Такой вот феномен. Тех же Романа Насирова и Николая Мартыненко - фигурантов предыдущих коррупционных скандалов - они искренне ненавидят как пьющих народную кровь казнокрадов и ни минуты не сомневаются в справедливости обвинений (хотя с юридической точки зрения вопросов там достаточно), а Ляшко для них чистый и непорочный Робин Гуд, сколько бы домов он не купил и сколько бы миллионов не держал под матрасом.

Никого, разумеется, не волнует, что все объяснения Ляшко относительно его дома абсолютно никчемны. Даже если равномерно поделить 15 млн на пять лет, то выходит, что Олег Валерьевич платит за дом по 250 тыс. каждый месяц. А это, как ни крути, никаких вопросов о происхождении денег не снимает. Зарплата Ляшко за весь 2016 г. составила 150 тыс. грн, что на сто тысяч меньше, чем ему нужно платить за дом в месяц. Так что рассказы о рассрочке - это лишь формальная "отмазка".

В чем же причина этого феномена? Тут нужно помнить, что Ляшко никогда не занимал никакой должности в исполнительной власти, то есть никогда не решал никаких практических задач в управлении страной, а потому всегда имел развязанный язык для популизма любой степени оголтелости.

При этом для своих избирателей Ляшко даже не политик, а артист разговорного жанра, который почти каждый день устраивает им в телевизоре неповторимое реалити-шоу с шутками-прибаутками, песнями-танцами, скандалами и драками. Такой себе политический Петросян. И также, как у Петросяна, шоу у Ляшко крайне низкого пошиба, с предельно простыми и примитивными, а оттого понятными и близкими невзыскательному слушателю шутками. Стоит отдать Олегу Валерьевичу должное - он четко понимает, кто его целевая аудитория, и никогда не позволяет себе сбиться на скучную и заумную политическую или экономическую риторику, чтобы зритель-избиратель, не дай бог, не заскучал.

Все его объяснения просты, односложны и обязательно с прямым указанием на виновных скотыняк и обещаниями скорой и неизбежной кары от возмущенного народа, стиль поведения сознательно агрессивный и бескомпромиссный (чего не скажешь о реальной политике, тут Ляшко неоднократно проявлял удивительную гибкость, ловко меняя союзников), стиль речи, с одной стороны, яркий и красочный, а с другой - без сложных конструкций, умных слов, с обилием ругани, а то и мата.

И тут мы подходим к самому главному - Ляшко не просто политический Петросян, он "в доску свой Петросян". Олег Валерьевич вполне целенаправленно ведет себя, как базарная баба, попавшая в Верховную Раду, и четко попадает в самый нерв своей целевой аудитории, становясь экранным воплощением своего избирателя. Избирателя уже немолодого, не слишком образованного, бедного сельского жителя, который, глядя в телевизор, думает: "Вот бы меня туда в эту Раду, уж я б им всем показал!" А тут появляется Ляшко с вилами, коровой и черноземом в мешке, разве что без облепленных гноем кирзачей, и показывает всем этим зажравшимся киевским казнокрадам, кто тут скотыняка. Ну как такого парня не любить, он же свой?

А когда включается парадигма свой-чужой, включается и первобытный социальный инстинкт объединения "своих" перед лицом внешнего врага, и все, кроме фактора "свой", становится даже не второ-, а третьестепенными, а то и вообще не важным. В конце концов в политической биографии Ляшко уже столько "зашкваров", что с лихвой хватило бы на окончательное потопление нескольких украинских политиков, а Олег Валерьевич до сих пор живее всех живых. Так что история с "незаконным обогащением" - лишь один из эпизодов, никак карьере Ляшко не помешающий.