Мобилизация в 2024 году. Согласится ли Зеленский отправить на войну 500 тысяч украинцев

О том, что мягких вариантов мобилизации нет, а есть только жесткие, прекрасно знают в Генштабе, на Банковой, в правительстве и в парламенте. Вопрос только в том, на кого выплеснется народное недовольство

AP

На пресс-конференции 19 декабря Владимир Зеленский подтвердил, что готовится план проведения дальнейшей мобилизации. По его словам, это должен быть комплексный план, поскольку, кроме мобилизации, нуждаются в урегулировании вопросы ротации, отпусков, командировок, перевода в другие воинские части. Президент заявил, что военное руководство совместно с правительством должно наработать соответствующий документ, который после рассмотрения на заседании Ставки верховного главнокомандующего будет передан Верховной Раде.

В этой проблеме есть две принципиально разные компоненты. Одна — это то, что неизбежно. Вторая — это то, чего можно избежать.

Кто и что готовит

О том, что готовятся какие-то решения насчет мобилизации, стало известно четыре недели назад. 24 ноября Зеленский после заседания Ставки сообщил, что там обсуждался комплекс тех вопросов, относительно которых наши воины и все общество ожидают справедливых ответов: мобилизация, демобилизация, ротации в ВСУ, а также вопрос о срочниках, которые были призваны на службу до начала полномасштабного вторжения. Президент подчеркнул, что он ожидает более содержательной проработки каждого из таких вопросов и правительством, и военными — и конкретных предложений насчет государственных решений.

Через неделю эта тема опять обсуждалась на Ставке. "Все в Украине понимают, что в этой сфере нужны перемены", — констатировал Зеленский. Он отметил, что вопрос не просто о количестве тех, кто может быть мобилизован. Это вопрос о сроках демобилизации — для каждого, кто сейчас в армии, и для тех, кто придет в армию. А еще — об условиях службы. "Это комплексные вещи, которые должны разработать военное руководство и Министерство обороны и которые должны быть представлены Ставке для утверждения. Сегодня были некоторые предложения. Я жду комплексных решений", — анонсировал он.

Как можно понять из этих заявлений Зеленского, речь идет о новом мобилизационном плане Украины на особый период. Уточним, что особый период в нашей стране действует с 17 марта 2014 г. Согласно закону "О мобилизационной подготовке и мобилизации", мобилизационный план Украины на особый период утверждается президентом, разработку этого плана организовывает Кабмин. При этом Кабмин утверждает мобилизационный план ВСУ, других воинских формирований, проект которого должен быть разработан Министерством обороны "через Генштаб ВСУ".

Параллельно с работой над новым мобилизационным планом идет работа над новым законом. Возглавляет этот процесс зампредседателя парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Марьяна Безуглая. Еще месяц назад, 20 ноября, она объявила: "Сейчас готовим к регистрации крупный законопроект насчет мобилизации, военного учета и прохождения военной службы". Правда, работа над проектом до сих пор не завершена, но Безуглая регулярно на своей фейсбук-страничке рассказывает об идеях, которые туда закладываются.

Решения, которых избежать нельзя

В частности, что касается пополнения ВСУ, в проекте записаны два способа: рекрутинг и мобилизация. Как поясняет Безуглая, рекрутинг — только добровольно, можно прийти в ЦПАУ (центр предоставления административных услуг) или прямо через сайт, выбрать себе вакансию и попасть именно туда, куда хочешь. В ЦПАУ мобилизовать не могут, там будут только рекрутеры. А мобилизация — это принудительно, через вручение повестки. "Концепт в том, что если ты доброволец, тебя государство обслуживает, сервисный подход. Если нет, может применить принуждение. Если ты уклонист — ограничение прав", — поясняет Безуглая.

Начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов уверен, что одним рекрутингом не обойтись. Его выступление на эту тему показало LBTV 17 декабря. "Совокупно Силы обороны Украины сейчас составляют (назову немножко условное количество, потому что мы подошли к гостайне) миллион сто тысяч человек. Никакой рекрутинг такие объемы покрыть не может. Исключительно мобилизация", — заявил Буданов.

18 декабря главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный подтвердил, что проблема есть. "Сейчас это проблема тех ребят, которые воюют на переднем крае, их должен кто-то заменять, им должен кто-то помогать", — сказал он в комментарии "РБК-Украина".

Что и кого ждет

Отметим некоторые изменения в законодательстве, анонсированные Безуглой. Прежде всего, должен быть снижен с 27 до 25 лет возраст, по достижении которого мужчины не подлежат призыву на срочную службу и соответственно подлежат мобилизации. Такой законопроект был разработан по инициативе Залужного Министерством обороны. Он был внесен правительством в парламент 9 мая, Верховная Рада приняла его 30 мая конституционным большинством (304 голоса за), спикер Руслан Стефанчук подписал его 5 июня и направил на подпись Зеленскому, где он и лежит до сих пор без движения: ни подписи, ни вето. 19 декабря на пресс-конференции Зеленский сказал: "Насчет 25 лет — если все аргументы будут изложены и на сегодняшний день я вижу, что им это нужно, то с этим соглашусь".

Безуглая обнародовала еще ряд интересных норм будущего закона:

  • лишить права на отсрочку и поставить на военный учет: полицейских, Бюро экономической безопасности, Государственную уголовно-исполнительную службу, госслужащих;
  • ограничить права уклонистов. Для обсуждения Безуглая предлагает такой вариант: гражданам, подлежащим призыву, но выехавшим за границу, дать срок на возвращение, а в случае невозвращения: лишить гражданства, арестовать активы и отдать их семьям погибших воинов, наложить другие ограничения;
  • усилить участие Национальной полиции в проведении мобилизации. В частности, повестки будут вручаться по месту жительства, по месту работы и в общественных местах представителями ТЦК и полицейскими;
  • обязать всех военнообязанных граждан: предоставить данные о местожительстве работодателю, пройти медосмотр, самостоятельно появиться в ЦПАУ или ТЦК для уточнения данных, постоянно носить с собой военно-учетный документ.

О том, что мягких вариантов мобилизации нет, а есть только жесткие, прекрасно знают и в Генштабе, и на Банковой, и в правительстве, и в парламенте. Приведем мнение волонтера Романа Доника, которого точно не отнесешь к числу поклонников Безуглой — скорее, он озвучивает настроения в военной среде.

"Откровенно говоря, сейчас такая ситуация в государстве, что у власти (читай политиков) всего два варианта — спасать государство и начинать принимать непопулярные (очень непопулярные) решения, или… Или не будет государства, — констатирует он. — Сейчас власть для сохранения государства вынуждена пойти на очень непопулярные решения. Тот закон о мерах по усилению мобилизации и усилению ответственности, который будет принят, очень не понравится. Не понравится никому. Но, к сожалению, другого варианта у нас нет".

Раскол, которого избежать можно

Именно в такой ситуации особенно важно укреплять единство нации. Нужно предотвращать даже намеки на расколы между политическим и военным руководством, между народом и армией. Президент, правительство, нардепы имеют множество каналов и площадок для обсуждения с военными всех проблем и выработки оптимальных решений, без вынесения разногласий на широкую публику. Широкая публика должна слышать и видеть, что наши политики и военные говорят в унисон и действуют как одна команда.

Однако на пресс-конференции 19 декабря получилось по-другому. Владимир Зеленский начал рассказывать журналистам подробности того, как вопрос мобилизации обсуждался на заседании Ставки с участием главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного и начальника Генштаба ВСУ Сергея Шапталы.

"Они предложили мобилизовать дополнительно 450-500 тысяч человек. Это очень серьезная цифра. Я сказал, что мне нужно больше аргументов для того, чтобы поддерживать это направление, потому что это вопрос прежде всего людей. Второе — это вопросы справедливости, обороноспособности и вопроса финансов", — отметил Зеленский. По его словам, мобилизация более 450 тыс. воинов потребует дополнительных 500 млрд грн расходов. "Я как президент Украины и как человек, много времени отдающий на то, чтобы найти ту или иную финансовую поддержку Украины, хотел бы понимания от премьер-министра, от министра финансов, а откуда деньги?" — поделился он с украинцами своими сомнениями.

Когда звучат такие заявления, напрашивается вопрос: зачем? Чтобы солдаты и члены их семей осознали, что пополнения не будет? Или чтобы все украинцы осознали, что победы не будет? Или чтобы те, кто имеет возможность выехать за границу, сделали это побыстрее, потому что солдаты вскоре уже не смогут удерживать фронт?

Такие вопросы могут возникнуть в головах 90% украинцев. И только 10%, наверное, окажутся в достаточной мере политически грамотными и психологически устойчивыми, чтобы сказать: все будет нормально, все непопулярные решения, которые необходимы, будут приняты, просто на Банковой боятся брать на себя ответственность и пытаются переложить ее на Залужного, чтобы канализировать на него народное недовольство.

Кстати, Безуглая уже начала делать это. Заодно она занялась дискредитацией мобилизации. Кремлевские медиа радостно сообщили, что "согласно опросу, который провела депутат Рады Безуглая, подавляющее большинство украинцев готовы отказаться от гражданства, чтобы не попасть под мобилизацию".

Если бы за Безуглой не стоял ОП, она быстро лишилась бы и членства во фракции "слуг народа", и поста в комитете, и никто, конечно, не доверил бы ей разработку законопроекта о мобилизации. Но у нее специфическая задача (законопроектом о мобилизации убить рейтинг Залужного), и она ее решает, как умеет.