Двойная игра. Как "дело Князева" помогло Банковой подвесить всех судей страны
Самые большие коррупционные деньги гуляют не в судах — они крадутся из бюджетных потоков, а уже затем какую-то долю своих незаконных доходов коррупционеры тратят на подкуп судей
Эта история состоит из двух частей. Одна часть — о том, как власть отреагировала на взяточничество в Большой палате Верховного суда. Это то, чего ждало украинское общество и требовали западные партнеры. Вторая часть — о том, как Банковая воспользовалась скандалом в Верховном суде, чтобы установить непрерывный контроль над всей судебной системой. Среди утвержденных СНБО шагов — законопроект №9261, который ранее получил от международных партнеров негативные оценки.
Чистка верховных судей
30 июня Владимир Зеленский ввел в действие решение СНБО "Об ускорении судебной реформы и преодолении проявлений коррупции в системе правосудия", принятое неделей ранее. Оно стало ответом на "дело Князева", то есть на разоблачение взяточничества в Большой палате Верховного суда.
Подчеркнем, что круг фигурантов дела не ограничивается Всеволодом Князевым, который 15 мая был задержан "во время получения неправомерной выгоды" и на следующий день был изгнан с должности председателя ВС. Сумма, переданная Князеву, предназначалась не ему одному, но и другим членам Большой палаты ВС. Вечером 15 мая "Зеркало недели" сообщило, что "на фоне задержания Князева обыски проходят у еще 18 судей ВС".
Фактически Большая палата ВС уже дискредитирована. В интервью babel.ua судья ВС Александр Мамалуй, который сейчас проходит службу в Вооруженных силах Украины (капитан, кавалер ордена "За мужество" трех степеней), сообщил: "Большая палата формально должна работать дальше, но судьи говорят, что по всем слушаниям участники дел заявляют судьям отводы на основании кейса Князева, потому что десять судей могли получить взятку".
Необходимость реагирования на скандальную ситуацию была очевидна всем. Причем действовать нужно было незамедлительно. И Банковая получила четкие сигналы об этом от западных посольств.
Можно было ожидать, что Банковая быстро разработает необходимый законопроект, а Зеленский внесет его в Раду и определит как неотложный. Но вместо этого прямого пути был избран окольный, который потребовал намного больше времени.
29 мая Верховная Рада по инициативе главы правового комитета Дениса Маслова (по подсказке Банковой) приняла заявление "О необходимости жесткого и бескомпромиссного преодоления проявлений коррупции в системе правосудия". В этом документе Рада попросила СНБО немедленно рассмотреть на своем заседании "вопрос о фактах выявления коррупции и других нарушений закона представителями судебной ветви власти с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности и защиты интересов Украины".
Затем целый месяц ушел на подготовку решения СНБО, его принятие и введение в действие. И что же там придумано для Верховного суда? СНБО обратился к субъектам права законодательной инициативы (то есть к Зеленскому, нардепам и Кабмину) о необходимости рассмотрения вопроса внесения изменений в законы "О судоустройстве и статусе судей" и "О Высшем совете правосудия" насчет:
- проведения Высшим советом правосудия проверки всех судей ВС на предмет возможного совершения ими дисциплинарных проступков или грубого или систематического пренебрежения обязанностями судьи, а также на предмет подтверждения законности источников происхождения имущества;
- усовершенствования порядка избрания судей ВС в Большую палату ВС и введения механизма их отзыва собранием судей соответствующих кассационных судов в составе ВС.
Понятно, что это чрезвычайные меры в ответ на чрезвычайную ситуацию в Верховном суде. Чтобы реализовать эти две идеи, достаточно короткого законопроекта. Его можно было написать еще в мае, принять в июне, а сейчас уже воплощать в жизнь.
Контроль над судебной системой
Окольный путь вместо прямого был избран Банковой для того, чтобы решить более широкий круг задач. В частности, "дело Князева" использовали как повод для того, чтобы "повесить на крючок" вообще всех судей всех судов.
СНБО хочет, чтобы в будущий законопроект вошла норма о том, что если одному из судей какого-то суда будет сообщено о подозрении в получении неправомерной выгоды, то по решению Высшего совета правосудия проводится проверка всех судей этого суда на предмет возможного совершения дисциплинарных проступков, грубого или систематического пренебрежения обязанностями судьи, а также на предмет подтверждения законности источников происхождения имущества.
Это прекрасная идея, хотя она, конечно же, вызвала негодование судей. Они расценивают это как коллективную ответственность, которая прямо запрещена Конституцией. В самом деле, в статье 61 Конституции записано, что "юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер". Кстати, именно на эту статью Конституции ссылался министр обороны Алексей Резников, поясняя, почему он не идет в отставку после сообщения о подозрении его заместителю Вячеславу Шаповалову.
Кроме того, СНБО хочет, чтобы в будущем законопроекте появилась и профилактическая норма — о введении периодического психофизиологического опроса судей с применением полиграфа. Это тоже прекрасная идея. Единственное возражение — а почему эти прекрасные идеи применяются только к одной ветви власти — судебной, но не к президентской, исполнительной, законодательной?
Сам Зеленский, помнится, обещал в своей предвыборной программе: "Внедрять равенство и справедливость начну с себя". Было бы вполне логично, если бы ежегодно через полиграф проходили и президент, и нардепы, и руководители, вместе с заместителями, всех влиятельных органов: Офиса президента, Кабмина, министерств и ведомств, Офиса генпрокурора, областных госадминистраций и пр. Тогда и судьи в этом ряду выглядели бы совершенно органично.
Также было бы вполне логично, если бы в случае сообщения о подозрении одному нардепу проводилась комплексная проверка всех членов фракции, в которой он состоит, и всех членов комитета, в котором он работает. Если под подозрение о коррупционной деятельности в какой-то период попал член руководства какого-то влиятельного органа — проверяют всех, кто входил в руководство этого органа в этот период времени. Если бы был введен такой порядок, то конечно же, его следовало бы распространить и на судей тоже.
Но когда все эти прекрасные идеи хотят применить исключительно к судьям, то напрашивается подозрение, что это просто способ установить непрерывный контроль над всей судебной системой. Тем более что самые большие коррупционные деньги гуляют не в судах. Самые большие деньги крадутся из бюджетных потоков — и уже затем какую-то долю своих незаконных доходов коррупционеры тратят на подкуп судей.
Так или иначе, но Банковая свой выбор сделала — и он уже реализуется. 3 июля Денис Маслов вместе с шестью коллегами внес в Раду законопроект №9454 "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" насчет введения дополнительных процедур для укрепления доверия общества к судебной власти". Текст проекта еще не появился на сайте Рады, но Маслов рассказал его основные идеи. Это применение полиграфа для судей и лиц, претендующих на должность судьи; ВСП получит полномочия проводить мониторинг работы суда, если судье этого суда вручено подозрение в получении взятки; во время такого мониторинга ВСП будет исследовать работу всех судей на предмет возможного совершения дисциплинарных проступков, а также законность источников происхождения имущества; ВСП должен безотлагательно начать мониторинг работы Верховного суда по всем его судьям.
Контроль над дисциплинарными инспекторами
В решении СНБО есть еще один интересный пункт: рекомендовать Верховной Раде ускорить принятие законопроекта №9261 "О внесении изменений в некоторые законы Украины насчет возобновления рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей и обеспечении работы Службы дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия".
Этот закон авторства главы правового комитета Дениса Маслова и еще 35 нардепов был принят за основу 30 мая с сокращенным сроком подготовки ко второму чтению. Там записано, что дисциплинарные инспекторы ВСП назначаются на должности по результатам конкурса, который проводит ВСП в порядке, установленном законодательством о государственной службе. По сути, такой механизм позволит Банковой поставить дисциплинарными инспекторами своих людей и дальше использовать их как дубинку против неугодных судей.
"Дисциплинарные инспекторы должны быть независимы в том числе от самого ВСП, — пояснил нардеп от партии "Голос" Ярослав Юрчишин. — Иначе существует большой риск возвращения к практикам старого ВСП с ручными дисциплинарными производствами и держанием непослушных судей на крючке. Это особенно актуально после схем, выявленных в Верховном суде".
Юрчишин и другие нардепы, заручившись поддержкой западных посольств, предложили два варианта проведения открытого конкурса на должности дисциплинарных инспекторов ВСП: 1) создать конкурсную комиссию с участием общественности; 2) поручить конкурс той конкурсной комиссии, которая отбирала кандидатов в Высшую квалификационную комиссию судей Украины. 8 июня Юрчишин радостно сообщил, что комитет Маслова отложил рассмотрение законопроекта №9261. "Могу только приветствовать это взвешенное решение. Благодарю коллег и международных партнеров, которые настояли на необходимости предусмотреть прозрачный отбор инспекторов, — заявил нардеп. — Замечу, что конкурсная комиссия по отбору членов ВККС уже функционирует, имеет успешный опыт отбора кандидатов в ВККС, половина ее состава — специалисты-международники. Они смогут безотлагательно начать конкурс и достаточно быстро сформировать список рекомендованных кандидатов. Вариант поддерживает и общественность, и наши международные партнеры. Поэтому у профильного комитета есть все для того, чтобы оперативно доработать законопроект и вынести его на рассмотрение сессионного зала".
Но радоваться было рано. Комитет Маслова до сих пор так и не доработал проект ко второму чтению. В решении СНБО, которое ввел в действие Зеленский 30 июня, рекомендуется Верховной Раде ускорить принятие законопроекта №9261 и ничего не говорится о пересмотре порядка проведения конкурса. Поэтому высоки шансы, что будет сохранен старый вариант, который полностью устраивает Банковую.