Свобода выбора. Савченко нужна не РУНА, а монастырь

С тех пор как Надежда Савченко вступила на украинскую землю после двух лет российского плена, ее сопровождает чрезвычайно двойственное, практически полярное отношение украинского общества
Фото: Евгений Фельдман / "Новая газета"

Здесь, впрочем, необходимо сделать ту оговорку, что теплые чувства к Савченко до сих пор испытывает значительный сегмент международной (в том числе эмигрантской) общественности, который, как и чем мог, старался способствовать ее освобождению. По-человечески, такие сантименты вполне понятны - для многих высокопоставленных и не очень, процветающих и не слишком друзей Украины и наших бывших соотечественников правых либерально-демократических взглядов, Савченко превратилась в символ, даже идол, а ее страдания в плену послужили индульгенцией для всех последующих заявлений и действий Надежды Викторовны.

С моей личной точки зрения такой гуманный подход к ее личности, с учетом инерции распространения информации - явление объяснимое, но дальновидным этот подход назвать трудно. Так, например, разгласивший информацию о ядерной программе Израиля Мордехай Вануну - для идейных ветеранов международного движения за мир, несомненно, является мучеником за правду (пусть и с тем привкусом антисемитизма, который в последние десятилетия, к сожалению, въелся в европейский пацифизм), а для патриотов Израиля - опаснейшим персонажем и чистой воды предателем.

Сегодня Вануну, отсидевшего 18 лет (из которых 11 в строжайшей изоляции) официально не выпускают из Израиля, причем (оставлю без кавычек) международная общественность не раз делала попытки выдвинуть его на Нобелевскую премию мира. Между тем, коммерческого интереса в поступке принявшего буддизм Вануну не было никакого, не говоря уже о политической перспективе.

Но можно ли так сказать о Надежде Савченко, которая с пылу с жару выдавала самые натуральные политические заявления? Которую, исходя из своих собственных, во многом популистских, но отчасти все же и гуманно-патриотических заявлений, поддержала партия Юлии Тимошенко "Батьківщина", сделав ее депутатом и членом украинской делегации в ПАСЕ, что создало крупное неудобство для путинского режима?

Ведь ни в какой буддийский монастырь, подобно задумчивому Джону Рэмбо, Надежда не отправилась. От нее этого и не ожидали, разумеется, но такой шаг был бы воспринят обществом с пониманием, а с точки зрения политтехнолога - маневр как раз способствовал бы расцвету ее культа. Можно легко предсказать, что порог кельи (буддийские монастыри в нашей стране, кажется, отсутствуют), где уединилась бы Надежда Викторовна, был бы завален цветами и заплакан слезами впечатлительной молодежи и даже людей постарше, искренне разделявших с Савченко ее терзания на протяжении двух лет.

Однако, Надежда Савченко сделала другой выбор - словно ураган, ворвалась она в и без того расхристанную как результат революции и войны украинскую политическую жизнь, подвергнув тяжелым испытанием партию и фракцию, линию и правила которых героиня и не собиралась соблюдать.

В таком случае, оценивать деятельность Савченко необходимо по той системе критериев, которая, к добру ли, к худу, но сложилась в нашей политической традиции и системе взаимоотношений.

В самом конце прошлого года Савченко представила некую "общественную платформу" под названием РУНА, которая, по-видимому, расшифровывается как "Рух украинского народА" с продолжением в виде "активно мыслящих украинцев". В ядро этой инициативы, которая на данный момент не является официальной политической партией, также вошли Назар Мухачев, сотник 26-й сотни Самообороны Майдана, атаман ОО "Украинское Казацкое Войско" и Теодор Дякив, представитель экспертной группы "Народный суверенитет". О Теодоре Дякиве известно, что в 2012 году он возглавлял львовскую областную организацию партии "Гражданская позиция" Анатолия Гриценко. Под довольно сырыми идеи РУНА мог бы подписаться добрый десяток национал-анархистов, а именно эта линия, если оставить за скобками "европейский выбор" доминировала на Майдане. Идеи максимальной децентрализации и прямой политической ответственности вполне разделяет и автор этих строк. Так что, думается, те, кто настойчиво ищет какую-то "прямую" и длинную руку Москвы на детском этапе партийного строительства под именем Савченко - будут разочарованы.

Вместе с тем, на всем, что до сих пор делала Надежда Савченко (как, увы, и в ситуации с обменом пленными) не лежит, а "горит" печать аматорства. И расщепить использование Савченко втемную российскими манипуляторами и ее собственный креатив - до сих пор представляется непростой задачей. "Так ведь это потому, - сразу подхватывает симпатизирующая Надежде часть общества - что политик она неопытный, и только учится!". И считать так весьма соблазнительно - мол, вот же они, эти новые люди Майдана (в конце концов, ей всего 35!). Но...даже из статьи в банальной "Википедии" выясняется, что Савченко всегда вела себя похожим "пофигистическим образом" - ведь ее служба в Ираке, как оказалось, закончилась отправкой на родину за систематические нарушения дисциплины...А участие в шоу "Битва экстрасенсов" в 2012 году - что это?! Как пишут в таких случаях "в этих ваших интернетах" - рукалицо (facepalm) в чистом, незамутненном виде.

К сожалению, когда вы сталкиваетесь с культом, каким бы небольшим (а говорить о тех же президентских шансах Надежды Викторовны, как это было еще недавно - уже не приходится) по масштабу он ни был, рациональные аргументы не работают, ведь они натыкаются на непреодолимый трехсоставный порог:

а) она же герой, не смейте ее пачкать;
б) просто она всегда была борцом за правду;
в) наговаривают враги.

Поэтому наблюдателя не может не посещать мысль - да не мыльный ли пузырь все это? Ведь даже в сравнении с таким же небольшим политическим культом как "5.10" анархо-либерала Геннадия Балашова, постмайданный культ Надежды Савченко выглядит как нечто крайне дезорганизованное и бессодержательное.

Познав силу медиа, Савченко научилась, похоже, не выпадать из фокуса общественного внимания - но надолго ли ее хватит, и вспомним ли мы о ней к следующим президентским выборам? Не останется ли героиня в национальной памяти лишь в качестве автора печально известного закона, создавшего трудности для полиции и госбезопасности?

Здесь ведь дело вот в чем...Бунт против "истеблишмента", в нашем случае - олигархической партократии, на вождя которого примеряли Савченко философствующие интеллектуалы - не происходит моментально по велению души даже самой героичной из всех героинь. Ведь для того, чтобы в кустах заиграл рояль, нужно чтобы его туда кто-то поставил. И, похоже, что это не тот случай - Надин рояль разбили по дороге пьяные грузчики и с тех пор он издает лишь на удивление фальшивые аккорды.