Между переворотом и Путиным. Чего больше боится Зеленский
Главный вопрос, который сегодня должен решить Офис президента — соглашаться ли на требования Кремля изменить украинскую Конституцию
В воскресенье, 16 июля, президент Владимир Зеленский позвонил президенту Владимиру Путину. Событие весьма нерядовое, если учитывать, что президенты не общались еще с зимы, когда стало понятно, что прорыва после Нормандского саммита не намечается.
Нынешний звонок прошел на фоне двух событий — достигнутой договоренности о перемирии на Донбассе и "послания" от главы Чечни Рамзана Кадырова президенту Украины, в котором некоторые наблюдатели увидели угрозы Зеленскому за неисполнение неких устных договоренностей с Кремлем.
В результате, украинский президент поговорил с Путиным о перемирии на Донбассе, Минских договоренностях и ТКГ – словом, джентльменский набор остальных переговоров Украины с Россией, но с несколькими важными отличиями. Во-первых, как отмечалось выше, Зеленский позвонил Путину по собственной инициативе, а релиз о разговоре был оформлен в максимально нейтральном тоне, чтобы ненароком не обидеть Кремль.
А вот в релизе последнего по результатам переговоров была совсем другая тональность – Путин буквально "ставил на место" Зеленского, рассказывая ему, что не нравится Кремлю в урегулировании "внутриукраинского конфликта". В целом, впечатление от двух официальных сообщений на сайтах президентов Украины и России было такое, что либо разговоров было несколько, либо говорили не Путин с Зеленским, а другие люди.
Но больше всего внимания вызвала другая тема разговора, а именно — изменения в Конституции в части децентрализации и предполагаемого особого статуса Донбасса. "Стороны обсудили закон об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО, который находится на рассмотрении в политической подгруппе ТКГ, и закон о децентрализации, предусматривающий изменения в Конституцию Украины" – так об этом говорится в сообщении ОП.
То есть, прямо речи об особом статусе не идет, но еще недавно в ОП активно продвигали идею о проведении местных выборов на всей территории Украины, включительно с Донбассом. В декабре, через несколько дней после встречи лидеров "нормандской четверки", "Слуги народа" отправили в Конституционный суд законопроект Владимира Зеленского №2598 "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)", который призван замаскировать попытку предоставить особый статус "ДНР/ЛНР".
То есть, полгода тому назад Зе-команда уже попыталась воплотить в жизнь то, что нужно не Украине, а Путину. Так, в проекте новой редакции статьи 133 Основного закона не были перечислены области, а Верховную раду предлагалось наделить правом простыми законами Украины определять "административно-территориальное устройство, правовой статус административно-территориальных единиц; правовой статус города Киева как столицы Украины".
Другими словами, в случае принятия изменений в Конституцию власть под давлением Путина сделала бы именно то, что ему нужно – запустила бы механизм предоставления оккупированным районам широкой автономии при фактическом сохранении контроля Кремля. Видимо, именно готовясь к "правильным" решениям украинского руководства, Москва активизировала процесс замены украинского населения Донбасса россиянами из депрессивных регионов, о чем писала "ДС". И не сложно представить, как будут голосовать новоиспеченные жители Донбасса.
Собственно, картина урегулирования ситуации на востоке Украины динамично менялась именно в связи с позицией Зе-команды, которая колебалась от принятия отдельных условий Путина до постановки процесса уступок агрессору на паузу и обуздания чаяний Зеленского, который с самого начала хотел побыстрее закончить войну
Так, еще в конце прошлого года российский вице-премьер Дмитрий Козак и руководитель ОП Андрей Ермак не только парафировали договоренности о транзите российского газа по территории Украины, но и сосредоточились на поисках путей урегулирования конфликта на Донбассе.
Уже в начале нынешнего года в Украине по инициативе Ермака заговорили о консультативном совете при ТКГ при паритетном участии Украины и представителей ОРДЛО. После этого Украина подняла уровень представительства в Трехсторонней контактной группе, на что Россия не ответила зеркально. На этом серия уступок Киева Москве и попыток найти понимание с Кремлем временно прервалась, а новый фактический руководитель украинской делегации в ТКГ, вице-премьер Алексей Резников, стал вести твердую линию на переговорах. Начал он с того, что продемонстрировал в Минске российские паспорта переговорщиков от ОРДЛО, затем подчеркнул целесообразность пересмотра Минских договоренностей, одновременно пытаясь обрести для этого поддержку Запада.
Россия, в свою очередь, резко нарастила агрессивные действия – совсем недавно российские оккупанты убили 8 украинских морпехов, в том числе военного медика Николая Илина, таким образом совершив военное преступление. Одновременно в Кремле ужесточили требования по выполнению Минских соглашений, требуя от Украины или выполнять их в определенные сроки, или признать свой выход из договоренностей. Отношения с Россией накалились.
До последнего времени у Зеленского не хотели показывать себя виновниками срыва Минска-2, по сути согласившись на перемирие на условиях России, но продолжая игнорировать опасные для Украины пункты Минска.После звонка Путину ситуация может кардинально поменяться. Если Зеленский снова дал Москве какие-то гарантии насчет особого статуса Донбасса, то на этот раз у хозяина Кремля появился новый козырь.
Рейтинг президента Зеленского падает — по данным последних соцопросов, деятельностью главы государства довольны только 36% украинцев. А на носу местные выборы. Электорат востока и юга все больше перетекает к ОПЗЖ, обещающей мир, да и рейтинг Шария активно растет. Достижение мира на Донбассе смогло бы поднять рейтинг и президента, и его политической силы. К тому же, открытой эскалации отношений с Кремлем Зеленский явно боится — решиться на перекраивание Конституции в русле особого статуса для Донбасса глава державы может и из-за страха перед вторжением "обнуленного" Путина, который явно не прочь показать свою неограниченную власть и потенциал "русского мира".
Впрочем, одного желания президента для внесения изменений в Конституцию недостаточно. Сперва нужно собрать голоса нардепов (226 и после 300), а это в нынешнем парламенте дело весьма непростое — инициативы Зеленского часто саботируют члены его же партии. Кроме того, изменения нужно принимать на двух сессиях Рады, плюс свой вывод относительно законопроекта должен дать Конституционный суд, то есть процесс этот крайне не быстрый. Плюс, никто не даст гарантий, что в ходе попыток изменения Конституции не повторятся протесты формата 2015 года, когда от брошенной под Радой гранаты пострадали несколько человек. Тема автономии Донбасса и уступок Кремлю - максимальный раздражитель для общества, которое не поддерживает такие изменения, а оружия на руках у украинцев за последние годы накопилось немало.
Между тем, варианта массовых акций протеста вплоть до переворота в окружении Зеленского наверняка опасаются не меньше наступления Путина. Несмотря на то, что в прошлом году большинство армейцев поддержали "новое лицо", они однозначно не собираются допустить капитуляции. Зная о таких настроениях в войсках, в Зе-команде стараются максимально зачистить командование от людей, лояльных к бывшей власти и поддерживавших Майдан. Кстати, молчание Зе-команды по поводу угроз Нацкорпуса и избиения его представителями ватных активистов можно списать на все тот же страх, который президент и его окружение испытывает перед патриотами — "заговорщиками". Этот страх может сослужить Зеленскому плохую службу и еще в одном кейсе. Как известно, бывший нардеп Давид Жвания недавно обнародовал порцию откровений о "госперевороте" в Украине, который он, мол, готовил вместе в Петром Порошенко — и если у Зеленского решат использовать Жванию против пятого президента, это ударит и по нынешнему хозяину Банковой.
Осуждая Порошенко, Зеленский в то же время попробует в какой-то мере повторить путь своего предшественника, который по своей инициативе вынес децентрализационные изменения в Конституцию на голосование в парламент, но после жесткой реакции патриотического сообщества положил их под сукно. Разница в том, что, в отличие от Порошенко, Зеленский может не послушать своих сограждан и армию, а испугаться воплощения угроз Путина.