Глупость или провокация? Зачем Безуглой выяснять, сколько украинцев желают смерти всем народным депутатам
Скорее всего, имеет место специальная акция с целью вбросить месседж о народной ненависти к парламенту и вызвать максимальный резонанс в медиа, самой Верховной Раде, украинском обществе и за рубежом
"Социальный эксперимент" Безуглой
Киев. Оболонская площадь. Милая девушка с ангельской улыбкой смотрит на прохожих. На девушке плакат: "Желаете ли вы народным депутатам Верховной Рады Украины смерти?" Под плакатом две коробки: одна со словом "Да", другая со словом "Нет". И прохожие голосуют монетами и купюрами, какой ответ им больше нравится.
Нетрудно догадаться, какая коробка наполнится быстро, а какая — вообще не наполнится. Но есть загадка: как долго сможет простоять девушка с этим плакатом? И будет ли ей предъявлено обвинение по статье 258-2 УК "Публичные призывы к совершению террористического акта"?
Ключик к этой загадке подобрала "Слуга народа" Марьяна Безуглая, которая представляет в Верховной Раде жителей Оболонского района столицы. Она провела на своей фейсбук-страничке опрос именно с той формулировкой, какая могла бы быть на гипотетическом плакате у девушки на площади. Две трети добровольных частников опроса, 66%, ответили "Да". Остальные 34% выбрали вариант "Нет".
Почему это не глупость
Можно было бы, конечно, предположить, что это банальная глупость. Например, поговорила депутатка с избирателями, наслушалась всяких пожеланий, сильно расстроилась и запилила опрос, чтобы убедиться, что такое отношение не к ней одной, а к парламенту в целом.
Но если бы это была просто глупость, тогда Безуглую ждали бы крупные неприятности. Было бы срочно созвано заседание фракции, на котором "слуги народа" изгнали бы ее из своих рядов, а затем на заседании парламента ее лишили бы портфеля заместителя главы комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки. Тем временем СБУ возбудила бы дело по ст. 258-2 УК, а также по ч. 2 ст. 109 УК "Публичные призывы к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти, а также распространение материалов с призывами к совершению таких действий". Однако подобное развитие событий крайне сомнительно. Скорее всего, ее никак не накажут. Разве что кто-нибудь публично пожурит за излишнюю смелость в формулировках.
К тому же эта история получила продолжение, которое делает версию о спонтанном эмоциональном всплеске совсем невероятной и оставляет правдоподобной другую версию: о заранее подготовленной и тщательно спланированной провокации.
Вслед первому опросу Безуглая создала второй: "Желаете ли вы, чтобы нардепы текущего созыва Верховной Рады Украины сидели в тюрьме?" Ответ "Да! Все до одного!" выбрали 30%. Опцию "Большинство — да! Но есть нормальные" предпочли 59%. "Отдельные только. Большинство — нормальные", — с этим вариантом согласились всего лишь 2%. И 9% сказали "Я не судья, чтобы такие выводы делать". Подчеркнем: суммарно 89% участников опроса хотят отправить в тюрьму большинство нынешних нардепов или даже всех.
Затем Безуглая создала третий опрос: "Желаете ли вы, чтобы нардепы текущего созыва Верховной Рады Украины отбыли на фронт?" 80% выбрали вариант "Да, все и немедленно!". Еще 5% — "Да, все с декабря 2023, ибо уже должны были быть выборы". Еще 3% — "Да, все, как только официально закончится срок их полномочий". И остальные 12% выбрали вариант "Частично: как окончится срок полномочий, мобилизовать должны часть экс-депутатов по общим правилам". То есть фактически все 100% за то, чтобы не позже следующего августа (когда окончится пятилетний срок полномочий нынешней Рады) мобилизовать всех нардепов-мужчин, которые подходят по возрасту.
Все вместе это ну никак не выглядит глупостью. Наоборот, это хорошо просчитанная провокация в четырех частях. Четвертой частью стал рассказ Безуглой о целях этого, как она его назвала, "социального эксперимента". "Вы общались с лицом, уполномоченным на функции государства, и общались, чтобы быть услышанным напрямую. Ваши ответы услышали СМИ, услышали все народные депутаты, сограждане, наши партнеры и, конечно, враг", — объяснила она участникам опросов.
То есть эти три опроса — это была специальная акция с целью вбросить месседж о народной ненависти к парламенту и вызвать максимальный резонанс в медиа, самой Верховной Раде, украинском обществе и за рубежом. Причем сыграть она должна в ближайшее время, иначе не было смысла ее затевать.
Осталось разобраться в том, какой может быть дальнейший сценарий. Тут есть несколько нескучных версий.
Предупреждение Стефанчуку?
Свой загадочный опрос о желанности смерти нардепов Безуглая провела как раз тогда, когда первый вице-спикер Александр Корниенко решил на неделю перебазироваться из Киева в более безопасное место — в столицу Анголы Луанду. Там с 23 по 27 октября будет заседать ассамблея Межпарламентского союза. Вместе с Корниенко в украинскую делегацию вошли еще семь нардепов. Один из них, Жан Беленюк, из аэропорта Луанды пошутил: "Проанализировали мы результаты опроса от Марьяны Безуглой и поняли, что очень вовремя улетели в Анголу на Межпарламентский Союз. И не факт, что вернемся назад".
Конечно, они там не останутся. Беленюк просто пошутил.
Тем не менее, опрос Безуглой сделал свое дело: в медиа и общественное мнение вброшен месседж о том, что, как его четко сформулировала сама Безуглая, "большинство желает украинским народным депутатам смерти". Теперь нельзя исключать, что готовятся теракты против спикера Руслана Стефанчука и других парламентариев. А подано это будет как внезапное проявление народной ненависти к нардепам. Да, это звучит дико, но ведь опрос Безуглой тоже звучит дико. И если его чудовищность не остановила сценаристов, то почему следующий акт того же сценария должен быть менее чудовищным?
Впрочем, самое интересное в другом. Если с кем-то из нардепов что-то произойдет, то следствие сможет искать виновных среди участников скандального опроса. Безуглая подставила людей: ее опросы не анонимные.
Подготовка к разгону парламента?
Вторая версия — демонстрация народной ненависти к парламенту будет использована для обоснования его разгона. Сделано это может быть разными способами, включая и мобилизацию нардепов. Еще в августе нардеп Александр Дубинский внес законопроект №9647 "О справедливой мобилизации народных депутатов Украины". Суть его в том, что нардепы вычеркиваются из списка военнообязанных, которые не подлежат призыву на военную службу. Пока это было инициативой одного Дубинского, над ней можно было лишь смеяться. Но когда ее взялась пропагандировать Безуглая — это уже подозрительно.
Тут можно возразить, что даже если законопроект Дубинского будет принят, то парламент останется дееспособным, ибо мобилизовать смогут только депутатов-мужчин, и то не всех. Но Безуглая уже работает над исправлением этого недостатка. Прямо сейчас она проводит новый опрос: "Если отправлять всех нардепов текущего созыва Верховной Рады Украины на фронт вместо работы в Раде, то женщин-нардепок тоже?" Большинство радостно отвечают: "Да".
Если бы Безуглая занималась самодеятельностью, то ее уже, наверное, давно бы остановили. Но она, похоже, уверена, что никакого наказания ей не будет, и очень радуется возложенной на нее миссии. Поэтому сейчас возможны даже самые фантастические варианты.
В принципе, у Банковой есть законный механизм в виде парламентских выборов. Чтобы его запустить, не отменяя военного положения, нужно внести изменения в два закона. Но в том-то и дело, что для Банковой это проигрышный вариант. Ей не нужен новый парламент — он, скорее всего, будет вообще непослушным и неподконтрольным. А вот если парламент вдруг окажется недееспособным — то вся полнота власти сама, как созревшее яблоко, упадет в руки президенту.
Прямая демократия?
А легитимизировать все это можно с помощью референдума, который считается институтом прямой демократии. И Безуглая, кстати, назвала свои опросы именно "прямой демократией".
Ее слова следует воспринимать серьезно. Уже не выглядит фантастикой референдум о постоянном или временном (на период военного положения) переходе к чисто президентскому правлению, при котором парламент вообще будет излишен.
И если такой референдум готовится, то проводить его будут именно по рецептам Безуглой. Это, во-первых, отсутствие какой-либо агитации за и против и вообще каких-либо разъяснений смысла вопросов. Безуглая подчеркивает, что она провела свои опросы именно так: "Я задавала вопросы в трех противоречивых нарративных концептах, без оценочных суждений, без объяснения, что такое парламент, демократия, какая ответственность избирателя в представительной системе демократического выбора, какая роль парламента в военное время и т.д. Я просто задала вопрос, и ваша воля была отвечать, комментировать так, как считаете нужным".
По всем канонам демократии голосование и подсчет голосов — это лишь заключительный этап избирательной или референдумной кампании. Чтобы выборы или референдум были демократичными, необходима демократичная агитационная кампания с равными возможностями у конкурирующих политических сил.
Безуглая показала, что в такую демократию на референдуме никто играть не будет. А второй ее рецепт — это то, что не будет обеспечена анонимность голосования. Свои опросы Безуглая провела без всякой анонимности — и не стесняется называть это "прямой демократией". Организаторы будущего референдума тоже, по-видимому, отбросят стеснительность, если она будет мешать нужному результату.