Дон Кихот Чугуевский. Какие правозащитники объявили Порошенко войну за "ВКонтакте"

Похоже, у несчастных и обездоленных, лишенных "ВКонтакте" и "Одноклассников" украинских обывателей появился новый кумир - чугуевский правозащитник Роман Лихачев, в одиночку бросивший вызов всей государственной машине

Собственно, обыватели еще до конца не успели осмыслить весь масштаб своей утраты, как некий благородный идальго бросился им на выручку, успев, как и полагается странствующему рыцарю, произнести пламенную речь, адресованную персонально президенту Украины Петру Порошенко. Дескать, не может правозащитник мириться "с таким беззаконным и безнаказанным нарушением прав граждан".

И дело, по его словам, не во "ВКонтакте" и не в "Одноклассниках", "дело в способе ограничить свободу". "Что завтра? Запретить думать? Запретить дышать? Мы же страна, которая движется в Европу, а делаем то, что делает Северная Корея. Я просто не могу понять, где и когда я делегировал государству право определять, что и где мне смотреть, писать и читать". В довесок ко всей этой патетике господин Лихачев продемонстрировал иск в Высший админсуд Украины с требованием признать незаконным ни много ни мало, а целый указ президента, которым глава государства ввел в действие санкции против страны-агрессора, принятые решением СНБО.

О своих аргументах, почему суд должен признать указ президента незаконным, чугуевский правозащитник решил пока тактично умолчать, но они в этой истории могут быть интересны только любителям юридической казуистики. И на сторонников Лихачева, и на его противников любые аргументы вряд ли как-то повлияют. Первые уверены, что запрет пропитанных ФСБ и пропагандой российских ресурсов - дело праведное и продиктованное военной целесообразностью, а юридические процедуры тут второстепенны, для вторых - это в любом случае вопиющее попрание их законных прав, а посему априори незаконное. Не будем ковыряться в юридических тонкостях и мы, тем более что наше законодательство в сфере Всемирной паутины крайне несовершенное, что дает возможности для разночтений и разного рода спекуляций.

Однако в деле чугуевского адвоката есть один момент, на который нельзя не обратить внимания. Гражданин Лихачев в своей попытке оспорить главу государства отнюдь не первопроходец, история знает как минимум еще одного адвоката, очень любившего судиться с президентами. Речь идет о донецком юристе Владимире Оленцевиче, который в свое время добился судебной отмены указов Виктора Ющенко о присуждении звания Герой Украины Степану Бандере и Роману Шухевичу, чем и заработал себе всеукраинскую славу. Правда, судился с властью он не только по поводу УПА. Так, убежденный и упертый "ватник" Оленцевич оспаривал в судах решение Януковича помиловать нынешнего генпрокурора Юрия Луценко и решение Верховной Рады назначить внеочередные президентские выборы после побега Януковича.

Стоит отметить, что во вторых двух случаях суды к доводам Оленцевича не прислушались и в удовлетворении его исков отказали - политическая конъюнктура была уже не та. Раздосадованный таким поворотом дела Оленцевич решил больше ни с кем не судиться, взять функцию правосудия в свои руки и лично казнить жену нынешнего секретаря РНБО Александра Турчинова. К счастью, покушение не удалось, скандальный адвокат был задержан и отправлен на 8,5 года в места не столь отдаленные.

Собственно, Оленцевич с самого своего появления в СМИ с иском против Ющенко воспринимался всеми как городской сумасшедший и, когда с ножом набросился на ни в чем не виновную женщину, развеял последние сомнения на свой счет.

Господин Лихачев, идущий по проторенной Оленцевичем дороге, печальную историю своего предшественника не знать, конечно, не может. Как не может не понимать, что его теперь тоже могут посчитать городским сумасшедшим. Это раз. А во-вторых, чугуевский правозащитник не может не знать о зависимости между результатом рассмотрения исков и политической конъюнктурой и не понимать, что сейчас конъюнктура не на его стороне, что сводит шансы выиграть иск против Порошенко к стремящейся к нулю величине.

Надо признаться, что, судя по странице в социальных сетях, на городского сумасшедшего Лихачев не слишком похож. Его Чугуевская правозащитная группа ведет в рамках провинциального Чугуева весьма активную правозащитную деятельность, специализируясь в последнее время на проблемах переселенцев из оккупированного Донбасса. В особых симпатиях к "русскому миру" не замечены. Но из общего ряда дел переселенцев, помимо иска к президенту по поводу соцсетей, выбивается еще одно дело и тоже весьма свежее. 14 мая Лихачев и его группа взялись помогать жителю Балаклеи, который из-за недавних взрывов на артиллерийских складах потерял два автомобиля, гараж и ряд другого имущества.

И еще один момент, на который стоит обратить внимание: о Чугуевской правозащитной группе есть достаточно обширная статья в Википедии. Собственно, о существовании Чугуева в Украине знают далеко не все, в подобных провинциальных городках редко происходит что-то достойное внимания, но чугуевские правозащитники умудряются сопровождать свою деятельность достаточно мощным информационным сопровождением. Так что главная причина иска против президента - это, скорее всего, банальный пиар. Лихачеву и товарищам, видимо, очень хочется выбиться на всеукраинский масштаб правозащитной деятельности, и иск против Порошенко - отличный для этого повод. Следовательно, результат иска в этом деле для чугуевского правозащитника - далеко не самое главное. Главное, чтобы о нем говорили.