Изоляция и санация. Что предлагает проект Садового о временно оккупированных территориях
Одним из главных требований участников торговой блокады контролируемой боевиками части Донбасса, а также всевозможных акций по стране в ее поддержку стало обязательное принятие Верховной Радой специального закона о временно оккупированной территории Украины, который в феврале уже был внесен в парламентскую повестку дня. На нынешней пленарной неделе за скорейшее рассмотрение данной законодательной инициативы выступили лидеры "Батьківщини" и Радикальной партии, а основной провайдер законопроекта - "Самопоміч" - даже приняла по этому поводу отдельную резолюцию партийного съезда, состоявшегося в Киеве 12 марта 2017 г.
В то же время на последнем заседании СНБО резко раскритиковал такое законотворчество президент. По его мнению, это лишь юридически легализует отказ Украины от миллионов украинцев, оказавшихся де-факто в российской оккупации. "Подобный закон разрушит минский процесс. Похоронит международные санкции против Российской Федерации, поскольку они привязаны к Минску. Миссия ОБСЕ уйдет из Донбасса. Мы останемся один на один с агрессором на фоне неизбежной эскалации военных действий. Поэтому мы будем предлагать другой закон, который отвечает национальным интересам Украины - закон о восстановлении территориальной целостности нашего государства", - четко обозначил свою позицию в этом вопросе Петр Порошенко. Чтобы понять, кто прав, а кто нет, громкую законодательную инициативу стоит разложить по полочкам.
Разношерстный авторский коллектив
Выглядит так, что, несмотря на туманные перспективы принятия в ВР нынешней версии законопроекта о временно оккупированной территории (ВОТ), он уже стал предметом жесткой политической борьбы по линии власть - оппозиция. При этом среди 29 нардепов, которые значатся в числе авторского коллектива данного проекта №3593-д, присутствуют и пятеро членов действующей парламентской коалиции из фракции "Народного фронта". К тому же эти "фронтовики" достаточно знаковые - бывший командир добробата "Днепр-1" Юрий Береза, один из ключевых юристов НФ Леонид Емец, многолетний консультант Меджлиса крымскотатарского народа Георгий Логвинский, ветеран АТО Игорь Лапин и координатор "Информационного сопротивления" Дмитрий Тымчук.
Впрочем, первую скрипку в разработке законопроекта все же сыграли представители "Самопомочі" - вице-спикер Оксана Сыроид (именно она открывает список соавторов документа), лидер фракции Олег Березюк и еще 15 их соратников, включая активно светившихся во всей блокадной эпопее Семена Семенченко и Егора Соболева. Также к авторству приобщились трое парламентариев из "Батьківщини" (Игорь Луценко, Борис Тарасюк и Алена Шкрум), представитель "радикалов" Юрий Шухевич и еще трое бывших членов БПП - ныне внефракционные Юрий Бублик (избранный по мажоритарке от "Свободы"), Виктор Чумак (теперешний соратник Михеила Саакашвили) и входящий в депутатскую группу "Воля народа" Евгений Рыбчинский.
Регламент полной блокады
Теперь о сути проекта закона о ВОТ, который, как обозначено в преамбуле, ставит своей целью "восстановление суверенитета Украины над временно оккупированной территорией Украины, а также обеспечение мира, стабильности, безопасности и демократического развития государства". Он предусматривает полную текущую изоляцию отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) и аннексированного Россией Крыма, а после их деоккупации - жесткую политическую санацию данных регионов. И если в отношении нынешнего оккупационного статуса АРК многое урегулировано принятым еще в апреле 2014-го Законом "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины", то в аналогичном вопросе относительно ОРДЛО предлагается множество громких новелл.
Перво-наперво декларируется, что Украина не несет ответственности за защиту жизни, здоровья и сохранность имущества лиц на территории оккупированного Донбасса, хотя она и является неотъемлемой частью страны. Вся ответственность возлагается на Россию как государство-оккупант, и это прежде всего относится к вопросу социального и пенсионного обеспечения граждан, оставшихся в оккупации. Любое пересечение в обоих направлениях разделяющей линии с оккупированными территориями запрещается для самолетов, морских и речных кораблей, кроме осуществления транзитного прохода суден (судя по всему, речь идет о проходе украинских кораблей из Азовского моря через Керченский пролив), железнодорожного транспорта и грузовых автомобилей. То же относиться и к запрету для пассажирского сообщения на ВОТ и обратно.
Запрещается осуществлять поставки на оккупированную территорию всех товаров, работ и услуг по всем таможенным режимам, за исключением личных вещей граждан, перемещаемых в ручной клади и сопровождаемом багаже. А перемещение на ВОТ грузов, посылок физическим лицам и гуманитарной помощи осуществляется лишь в порядке и пределах, определенных ст. 23 Женевской конвенции "О защите гражданского населения во время войны", и под контролем национального представительства Украины Международного комитета Красного Креста и Красного Полумесяца. Наконец, законопроект предусматривает полный запрет на поставки топливно-энергетических ресурсов и осуществления централизованного водоснабжения на ВОТ. То есть блокада - так блокада.
Предложения на деоккупационное будущее
Сразу после деоккупации конкретного города либо района предусмотрено введение правового режима военного положения минимум на один год с созданием соответственных военных администраций (ВА), которые призваны осуществлять несколько основополагающих функций. А именно: проводить мероприятия по разминированию, изъять оружие, боевые припасы и взрывчатые вещества, организовать поставки на подведомственную территорию продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социальных и демографических групп населения и грузов гуманитарной помощи, а также восстановить работу объектов критической инфраструктуры, учреждений здравоохранения и учебных заведений.
Кроме того, ВА должны будут провести полную регистрацию лиц, проживавших в оккупации, и выдавать им специальные удостоверения, а также получат право на принудительное выдворение за пределы Украины граждан страны-агрессора после проверки их участия в боевых действиях на стороне государства-агрессора и сотрудничества с государством-агрессором или органами оккупационной администрации. Плюс ВА станут изымать выданные оккупантами документы, носители информации, содержащие любые данные о стране-агрессоре и оккупационной администрации, и соответствующую символику. И еще один важный момент - только с разрешения военно-административных органов граждане смогут въезжать и выезжать на освобожденную территорию.
Кстати, для работы с коллаборантами на освобожденных территориях предлагается даже создать специальную Национальную комиссию по согласию, состоящую их шести полностью деполитизированных и не проживавших в оккупации членов, назначенных по трем квотам: ВР, Кабмина и президента. Декларируется, что все мероприятия по согласию направлены на установление причастности лиц к вооруженной агрессии России против Украины, в деятельности органов оккупационной администрации и содействию временной оккупации.
Круг лиц, к которым предлагается применять мероприятия по согласию, достаточно широк - это и осужденные за преступления против основ нацбезопасности, и все без исключения чиновники оккупационных администраций, и граждане, замеченные в публичных призывах и содействию оккупантам, и руководители предприятий, учреждений и организаций, подчиняющихся квазигосударственным образованиям, и даже все учителя школ и воспитатели детсадов, которые работали в оккупации. Всем им, после их выявления и регистрации, законопроектом предусматривается запрет на занятие определенных должностей или заниматься определенными видами деятельности, кому на несколько лет, а кому и пожизненно.
Проблемная тема выборов
В проекте №3593-д черным по белому записано: "Любые голосования граждан Украины на временно оккупированной территории не могут быть назначены, не организуются и не проводятся". Так что в данном ключе Порошенко абсолютно прав - этот документ прямо противоречит вторым Минским соглашениям, где в п. 4 как раз идет речь о проведении в ОРДЛО местных выборов в соответствии с украинским законодательством. Сразу после установления на Донбассе режима прекращения огня, отвода тяжелого вооружения и их эффективного мониторинга и верификации со стороны ОБСЕ. Лишь по этой одной причине, которая фактически сводит на нет любые актуальные попытки решить конфликт дипломатическим путем, перспективы утверждения данной законодательной инициативы совершенно не просматриваются.
Но это не значит, что все новеллы законопроекта нужно непременно выбросить в мусорное ведро, тем более что очень много его предложений как в части нынешних взаимоотношений с ОРДЛО, так и деоккупационных взглядов на будущее Донбасса и Крыма давно пребывают в фокусе общественного внимания. Между прочим сама предложенная формула по реинтеграции временно оккупированных территорий, которая, как уверено большинство украинцев, рано или поздно-таки состоится, заслуживает как минимум широкой и открытой дискуссии. То есть сначала введение в освобожденных населенных пунктах и районах военных администраций, затем их реорганизация в местные госадминистрации, а лишь потом - выборы в органы местного самоуправления и допуск тамошних избирателей к участию во всеукраинских избирательных кампаниях.
Четкие сроки выборов после деоккупации ОРДЛО и АРК, конечно, нужно обсуждать и приходить к необходимым компромиссам, но именно подобный общий алгоритм можно предлагать нашим западным партнерам как некую консолидированную позицию украинского политикума и общества. Впрочем, есть большие сомнения, что главной задачей инициаторов данного законопроекта о ВОТ было стремление прийти к общенациональной консолидации в этом очень болезненном вопросе как внутри страны, так и за ее пределами. А не просто использовать его как очередной мощный инструмент для узкопартийных целей в банальной политической борьбе.