Как горячие пирожки. Что делают украинские броневики на параде в Сенегале
Шутка ли, в этой африканской стране "засветились" РСЗО на базе КрАЗа ("Бастион"?) и бронеавтомобили "Дозор-Б". И это на фоне целой эпопеи внутри страны, когда эти самые броневики до сих пор не приняты на вооружение силовиков по причине неудовлетворительного качества производства на Львовском бронетанковом заводе. Однако сведений об экспорте данного образца, да и вообще о массовом производстве просто нет - в 95-й бригаде ВДВ на опытной эксплуатации есть (были?) 10 "Дозор-Б".
При ближайшем рассмотрении оказалось, что на вооружение армии Сенегала принят польский вариант нашего "Дозора-Б" - Oncilla. Он отличается по количеству бойниц для стрелкового оружия и мелким элементам комплектации навесного инструмента.
Дело в том, что еще в далеком 2011 г. лицензию на производство бронемашины через компанию-посредника купила польская компания Mista (а первый экземпляр для поляков был вообще собран в Киеве). Два года понадобилось кампании, чтобы подготовить производственную линию для серийного производства. И хотя машина не была принята на вооружение польской армии, однако активно продвигалась на экспорт. Тем не менее до вчерашнего дня никаких сведений о поставках за рубеж не было. И вот мы видим, что по крайней мере одна страна приобрела партию польских "Дозоров".
И это наводит на весьма печальные мысли - ведь в мировой практике мало случаев, когда проданный по лицензии образец активно производится за пределами страны, а в самой стране-продавце освоить серийное производство просто не могут. И это притом что Украина ведет активные боевые действия на Донбассе и противостоит российской агрессии. По логике вещей, на доведение такого очень нужного на фронте образца должны были быть брошены все силы и средства. Однако на сегодняшний день пока не так, и все идет к тому, что армия будет быстрее покупать "Козаки" на базе коммерческого грузовика, чем специально разработанный под требования военных и по стандартам НАТО бронеавтомобиль.
На фоне таких сообщений об успехе польского "Дозора" не очень радужным для Украины выглядит и другое сообщение из ленты новостей. Китай построил первый малый десантный корабль на воздушной подушке совместного с Украиной проекта 958 "Бизон".
Контракт на поставку четырех таких кораблей общей стоимостью $320 млн был подписан нашей страной еще в 2009 г. По условиям контракта, два корабля должны быть построены в Украине и еще два - в Китае на судоверфи Guangzhou Huangpu Shipbuiding Соmраnу в Гуанчжоу. Украинская сторона выполнила свои обязательства в марте 2014 г., несмотря на политическую составляющую, - последний контрактный корабль в спешке был отправлен в Китай с судостроительного завода "Море" в Феодосии практически одновременно с аннексией Крыма Россией.
На этом корабле была установлена только часть оборудования, отсутствовали двигатели и вооружение. Когда корабль прибыль на судоверфь Хуангпу, китайцам пришлось устанавливать отсутствующее оборудование самостоятельно. Прошло три года, и при активной помощи украинских специалистов корабль был введен в строй китайских ВМФ.
Для КНР корабли этого типа - важный элемент наступательной стратегии. Ввиду различных территориальных проблем страны в Южно-Китайском море "Зубры" становятся становым хребтом возможной десантной операции - один корабль способен взять на борт 150 т груза - это 10 БТР и 150 военнослужащих, или три танка и до 500 солдат.
И снова, как и с "Дозором", складывается парадоксальная ситуация: Украина уже физически не имеет возможности для производства кораблей этого типа (россияне оккупировали Крым и отобрали судостроительный завод "Море", который строил эти корабли), зато они с нашей помощью строятся для Китая.
Кстати, после раздела Черноморского флота в составе ВМСУ было три боевых корабля этого типа - "Краматорск", "Горловка" и "Артемовск". Уже в период независимости в Феодосии был достроен еще один - "Донецк". Впоследствии все они были списаны, хотя мощности для ремонта были в наличии, просто им не нашлось места в концепции применения украинского флота - дело в том, что эти корабли прежде всего наступательного характера.
Таким образом, можно говорить о том, что на данный момент на развитие военной промышленности в Украине уделяется недостаточно средств, но для этого есть объективные причины - слишком много финансов нужно для содержания группировки на Донбассе, да и в самой армии прежде всего закрываются актуальные потребности, на развитие денег почти не остается.