Дмитрий Добкин: Харьковский Брат-2 (интервью)

Депутат-регионал Дмитрий Добкин не скрывает, что прошел в парламент во многом благодаря имени старшего брата. Он не спешит выходить из тени более авто

Депутат-регионал Дмитрий Добкин не скрывает, что прошел в парламент во многом благодаря имени старшего брата. Он не спешит выходить из тени более авторитетного родственника, предпочитая идти проторенным путем. Именно это позволило ему сначала попробовать себя в управлении крупным бизнесом, затем стать одной из самых влиятельных персон Харькова, а теперь - стартовать в большой киевской политике. Публичные обвинения в использовании админресурса не помешали ему набрать 65% голосов в самом депрессивном округе Харьковской области. И теперь его союзником в борьбе с безработицей на округе будет… газовый гигант Shell

Пока губернатор Харьковской области и один из главных спикеров Партии регионов Михаил Добкин через прессу обзывает украинских националистов "редкими представителями фауны", его младший брат Дмитрий спокойно рассказывает журналистам о приятной охоте во Львовской области, где его друзья обычно одеваются в форму… УПА. "Форма настоящая, очень впечатляет, немецкие автоматы, но я с юмором, конечно, это воспринимаю", — рассказывает он "ВД".

Дмитрий Добкин — политик неопытный, и еще не очень хорошо чувствует риски, способные испортить карьеру депутата-регионала. В Верховную Раду он попал впервые, и пока чувствует себя явно не в своей тарелке. Правда, уже успел дебютировать в парламентской драке за трибуну: "Ощущения не самые приятные, но партийную дисциплину нужно соблюдать".

Самопожертвование в стычках возле трибуны не помогло Добкину-младшему получить кресло в бюджетном комитете парламента, куда он изначально метил. Ему достался комитет по вопросам градостроительства и региональной политики, чему, впрочем, депутат особо не противится. Влияние на бюджетные потоки он планирует осуществлять по-другому — через межфракционное объединение депутатов-земляков "За Харьков". Здесь уже собралось 17 "штыков" — почти фракция.

Примечательно, что первая новость о создании этой группы пришла не из Рады, а из Харькова — тамошний мэр Геннадий Кернес заявил, что всерьез рассчитывает на парламентское землячество. Очевидно, что от инициативности мэра, а также губернатора Михаила Добкина во многом будет зависеть эффективность нового объединения.

Добкину-младшему в нем будет отведена роль главного коммуникатора со старшим братом — то есть одна из ключевых. Роль связного с Администрацией Президента, судя по всему, возьмет на себя формальный глава группы Валерий Писаренко, имеющий там наработанные связи в лице одного из самых доверенных юристов Виктора Януковича — Андрея Портнова. О планах амбициозного регио­нального объединения Дмитрий Добкин говорит пока без особой конкретики.

  Какие главные задачи сегодня стоят перед депутатской группой "За Харьков"?

— Во время избирательной кампании все кандидаты щедро давали обещания. Чтобы их выполнить, лучше действовать сообща. О создании объединения депутатов-харьковчан в парламенте разговоры ходили еще до выборов. Сейчас такая группа создана.

  В прошлой Раде Харьков тоже имел такую группу. Она запомнилась эффективным выбиванием 1 млрд грн. для города на проведение Евро-2012. На что теперь будет нужен миллиард?

— О конкретных проектах речь еще не шла. Мы пока только притираемся. Но у каждого из депутатов в округе хватает объектов, которые требуют поддержки правительства и парламента.

  Какой проект станет самым крупным в вашем округе?

— Это проект добычи сланцевого газа в Первомайском районе Харьковской области. Компания Shell уже пробурила первую скважину. Президент был на открытии. Объем инвестиций, которые запланированы для этого проекта, район еще не видел. Раньше там занятость людям обеспечивала химическая промышленность. Но теперь предприятия закрыты, проблема занятости очень серьезная. Shell уже на первом этапе планирует инвестировать в район $174 млн. У них очень серьезный подход. Вы бы видели дорогу, которую они строят к скважине. Сразу чувствуется уровень.

  Планы по добыче сланцевого газа остро критикует партия "Свобода", делая акцент на экологическом вреде. Как будете защищать проект?

— Я политик неопытный, но из того, что уже успел увидеть, в отношении "Свободы" сделал простой вывод: если они лезут в драку и блокируют трибуну, значит, хотят что-то для себя выторговать. Это все делается не ради идеи, а для конкретных вещей, имеющих свою стоимость. Думаю, что сможем проект защитить. Он очень важен для моего округа. Кстати, группа депутатов-харьковчан, уверен, тоже в этом поможет.

  Правда ли, что непосредственное руководство депутатской группой осуществляют мэр Геннадий Кернес и губернатор Михаил Добкин?

— Сказать, что они могут кому-то из депутатов приказывать, конечно, нельзя. Просто так сложилось, что в Харьковской области сейчас работает команда единомышленников. Опытные люди говорят, что даже во времена мэра Евгения Кушнарева такой сплоченности не было. Ну а депутатам ведь нужно возвращаться в свои округа, так что их плотная работа с мэром и губернатором абсолютно понятна. И если мэр и губернатор смогут решать какие-то вопросы через парламент — это нормально. Хуже было бы, если бы они не хотели этого делать.

  Но непосредственными координаторами депутатской группы они не являются?

— Нет.

  Скажите, а найдется ли место в этой депутатской группе оппозиционеру Арсену Авакову?

— Насколько мне известно, такой вопрос даже не рассматривался.

  Только потому, что он в оппозиции?

— Аваков имеет в Харькове свой сугубо личный интерес — любым способом раскачать стабильную ситуацию. У него нет мотивации работать на созидание. Господин Аваков постоянно устраивает "цирк" в Харькове, мешает людям спокойно жить. Так что вряд ли ему найдется место в нашей депутатской группе. Это, кстати, касается и еще одного харьковского депутата, Игоря Швайки, который прошел по списку партии "Свобода".

  Однажды союз губернатора с депутатами по региональному признаку породил Донецкую политическую группу, которая теперь стала самой влиятельной. Харьков готов пойти по такому же пути?

— Я бы не хотел, чтобы нашу депутатскую группу рассматривали как политический проект. Мы все пришли в парламент от партии власти, которая имеет большинство. В этом вся политика. А задача нашей группы одна — чтобы дивиденды от ее работы получили люди на наших округах.

Овощи и "фрукты"

Любопытной особенностью бизнес-империи семьи Добкиных является то, что почти все крупные активы в ней приобретались последовательно, как бы связанной цепочкой. В начале этой цепочки еще в 1980-х был… обычный овощной магазин в Харькове. Его директором тогда работал Марк Добкин. На волне перестройки решил обзавестись частным бизнесом. И начал, естественно, с торговли овощами, а также маслом и сахаром.

Сахарный бизнес подсказал необходимость заняться выращиванием свеклы. А поставки масла в Россию позволили найти партнеров, которые рассчитывались нефтепродуктами. После этого старший сын Марка Добкина, Михаил, успешно освоил заработок на поставках давальческой нефти на Кременчугский НПЗ и НПК "Галычина".

Выращивание свеклы, тем временем, дополнилось зерновыми, а они, в свою очередь, подсказали приобретение птицефабрики в Новоград-Волынском, которая сейчас обеспечивает Добкиным 5-7% украинского рынка курятины. Когда же стало ясно, что развивать бизнес в разных отраслях сложно без перекрестного субсидирования и кредитования, появился банк "Золотые ворота".

Пост главы наблюдательного совета этого банка занимал младший сын Марка Добкина, Дмитрий, перед походом в политику. "Золотые ворота" активно кредитуют коммунальные предприятия Харькова и области. С точки зрения бизнеса это достаточно удобно — ведь возврат кредитов контролирует Михаил Добкин на посту губернатора, а также близкий ему Геннадий Кернес в кресле мэра.

Любопытно, что еще 3-4 года назад таким финучреждением был "Базис" тогдашнего губернатора Арсена Авакова. Но в 2012 году этот банк потерял лицензию. По словам Авакова, это сопровождалось активной скупкой долгов банка с дисконтом, за которой стояли Добкины.

А минувшей осенью в прессе появилась информация о том, что семья Добкиных обзавелась еще одним банком, в Днепропетровске. В новый "Мелиор Банк" перешла часть менеджмента "Золотых ворот". Но Дмитрий Добкин категорически отрицает какую-либо связь с банком в Днепропетровске.

  Как в семье Добкиных распределен контроль над довольно разнообразными бизнес-активами?

— У нас никогда особого распределения не было. Все предприятия мы развивали вместе. Сначала этим больше занимался отец, потом старший брат. Когда он ушел в политику, значительная часть работы легла на меня. Теперь вот и я дождался возможности реализоваться в политике. Управление бизнесом перешло к близким мне людям.

  Это родственники, партнеры, или менеджмент?

— Акции переоформлены на команду управленцев. Эти люди уже давно плывут с нами в одной лодке.

  Правда ли, что самым сложным временем для вашего бизнеса был период премьерства Юлии Тимошенко и губернаторства Арсена Авакова, когда на банк и другие предприятия обрушился прессинг контролирующих органов?

— Да, это было нелегкое время, в том числе и для банка. Власть могла сделать так, чтобы определенные клиенты уходили из банка. Но мы решили его сохранить, и когда у него были сложности, доставали деньги из кармана и платили — чудес не бывает.

  Тогда вы заявляли о давлении со стороны Арсена Авакова и нечест­ной конкуренции со стороны его банка "Базис", не так ли?

— Этот прессинг касался не только банка. Даже когда мой брат стал мэром Харькова, здание горсовета штурмовали отряды СБУ. Нам было понятно, кто все это организовывал. Брата хотели отправить на перевыборы, а меня всеми правдами и неправдами упрятать за решетку. Я тогда был вынужден полгода жить не в Украине. Но все это мы пережили. Эта страница перевернута.

  Страница оказалась перевернутой сверху вниз. Теперь уже Арсен Аваков заявляет, что из-за давления, организованного Добкиными, его бизнес, включая банк, уничтожен. И теперь он полгода скрывался за границей. Это была месть?

— Знаете, лучшим ответом на этот вопрос являются рейтинги Михаила Добкина и Арсена Авакова в Харькове. Я тоже выборы в своем округе выиграл с большим отрывом (65% голосов, второе место — 15% — прим. "ВД").

  Ваш банк "Золотые ворота" является одним из крупнейших кредиторов коммунального сектора Харькова?

— Действительно, многие коммунальные предприятия кредитуются в банке. Я не вижу в этом ничего плохого.

  Банк близок к губернатору — это очевидный конфликт интересов.

— Знаете, если бы на финансовом рынке сегодня был переизбыток денег, а предприятия заставляли обращаться в один банк, вопросы бы еще могли возникнуть. Но сегодня коммунальным предприятиям денег просто никто не дает. А без кредитов многие из них остановятся. В том, что нашелся банк, который идет навстречу городским предприятиям, я не вижу ничего ненормального. Это помогает поддерживать жизнеобеспечение города.

  Насколько банк был прибылен в последние годы?

— Последние 2-3 года я оттуда особо ничего не получал. Соб­ственно, мы никогда не были большим банком. Мы развивали небольшие банковские продукты, и они тоже сразу закончились после того, как мир, скажем так, вошел в другую фазу. После кризиса невозврат кредитов был сумасшедшим. Сейчас ситуация стабилизируется.

Расчищенный округ

Пока еще очень короткая карьера Дмитрия Добкина в большой политике уже сопровождается небольшим компроматом — в ходе выборов за него открыто агитировали главы районных администраций и райсоветов. Учитывая работу старшего брата Дмитрия на посту губернатора Харьковской области, это в наше время совсем не удивительно, но законом все-таки запрещено.

Депутаты фракции партии "Батькивщина" по этому поводу даже обратились к президенту Виктору Януковичу. Ответа, конечно, не дождались. Между тем в обращении указывается, что главы райсовета и райадминистрации Первомайска Харьковской области на встрече с ячейками партий в районе призывали поддержать Дмитрия Добкина как единого кандидата.

Глава райсовета даже открыто заявил, что лично развозил избирателям продуктовые наборы в поддержку Добкина-младшего. Подобная помощь казалась совсем нелишней на фоне официального дохода, задекларированного кандидатом от власти за 2011 год — 40 тыс. грн. При этом ни квартиры, ни дачи, ни автомобиля.

Впрочем, в оппозиции прекрасно понимали, что выиграть у Добкина в области, которую возглавляет его брат, практически нереально. Ни один из конкурентов Партии регионов не выставил на этом округе ярких кандидатов. А всего конкурентов у Дмитрия Добкина было аж… четверо.

  Ваш округ стал, пожалуй, рекордсменом по минимальному количеству баллотирующихся кандидатов. Никто не верил, что сможет составить конкуренцию?

— Думаю, да. Другие партии понимали, что шансов нет, и если выставить сильного кандидата, они просто опозорятся. Поэтому выставляли как бы технических кандидатов, которые сливали стандартные, давно отработанные схемы избирательной кампании. Но это их проблемы. Я победил, прошел в парламент, и мне дальше отвечать за ситуацию в округе.

  На выборах вас обвиняли в использовании админресурса в лице глав районных администраций. Они являются подчиненными вашего брата. Без этого было никак?

— Лично я эти обвинения читал только на оппозиционных сайтах в интернете. Точно могу вам сказать: мой брат за всю избирательную кампанию не появлялся ни в одном из районов округа, где я баллотировался. Мы об этом договорились с самого начала. Он только сказал мне, что фамилия наша в Харьковской области сегодня имеет такой вес, что нужно не просто выиграть выборы, а выиграть убедительно. Что я и сделал. Мне было важно не подвести брата.

  Брату было не обязательно появляться на округе, если всю работу взяли на себя главы районных администраций.

— При мне они не позволяли себе такие вещи делать. Поэтому я все-таки списываю эту информацию на антипиар со стороны конкурентов. Задача у моей команды на выборах была простая — уверенная победа в рамках правового поля. Уверен, что публично, в присутствии большого количества людей, главы районных администраций не могли идти на нарушение закона.

  Еще один забавный факт по поводу вашего округа: за два месяца до выборов райадминистрация самого бедного на вашем округе Первомайска неожиданно нашла полмиллиона гривен на закупку детских игровых площадок. Вы принимали участие в открытии этих площадок?

— Я принимал участие в открытии детских площадок, но закупались они за счет моего благотворительного фонда. Я работал в рамках закона. Поверьте, мои юристы тщательно следили за избирательной кампанией и вовремя подсказывали, как действовать в правовом поле.

Охота

Несмотря на новое место работы в Киеве, из Харькова переезжать Дмитрий Добкин не собирается. Здесь у него супруга и трое детей, которые тоже в столицу не рвутся. На всякий случай в Киеве просто арендовали квартиру. Чтобы избежать лишних скандалов, Добкин-младший не стал претендовать и на служебное жилье, причитающееся каждому депутату.

Ну а вне работы главное увлечение Дмитрия Добкина — охота. Началось это хобби с забавного случая. На охоту его позвали друзья, и с первого же выстрела он обзавелся трофеем. Им стала... коза. Как это животное оказалось в лесу, до сих пор никто объяснить не может. Хозяин козы тут же объявился, и дело запахло неприятностями. Но обошлось штрафом.

  Вы охотитесь вместе с братом?

— Иногда. Я стал охотником первым, но потом "на свою голову" пригласил брата. Он до этого был заядлым рыбаком, смеялся надо мной. Но когда сам попал на охоту, полностью затмил меня в этом деле.

  Можете похвастаться большим арсеналом охотничьего оружия?

— У меня есть арсенал, но не скажу, что он очень большой. Я по жизни однолюб. Если взял в руки ружье и оно мне понравилось, буду охотиться с ним.

  Какие охотничьи угодья у вас любимые?

— Мне нравится охотиться и в Харьковской области (у нас есть угодья почти в каждом районе), и во Львовской, где друзья устраивают сумасшедшие праздники. Охотимся в основном на кабана и лису.

  А за рубежом охотились?

— Да, мы с братом однажды отправились в ЮАР. Брат там взял льва, а я — буйвола. У нас в Харькове есть хороший охотничий магазин. Я из трофея сделал чучело, и оно находится там.

  Из Африки можно свободно вывозить охотничьи трофеи?

— Да, если покупаешь путевки, это входит в стоимость. Правда, процедура эта небыстрая, полгода прошло.

Перспективы

В Верховной Раде в ближайшее время от Дмитрия Добкина вряд ли стоит ожидать каких-то резонансных законодательных инициатив. Скорее всего, он сосредоточится на роли главного коммуникатора между руководством Харьковской области и парламентским объединением депутатов-харьковчан.

Правда, и эта функция требует определенного энтузиазма, которого у Дмитрия Добкина пока особо не наблюдается. В связи с этим будет любопытно проследить за реакцией новоиспеченного регионала, когда партия "Свобода" перейдет к выполнению своего обещания максимально блокировать добычу сланцевого газа из-за значительного экологического вреда почве и подземным водам. Ведь для округа Добкина в Харьковской области этот проект в первую очередь — новые рабочие места.

Что же касается бизнеса семьи Добкиных, то здесь в ближайшие три года никаких неприятностей не предвидится. Список их активов наверняка будет пополняться за счет новых поглощений, а также привлечения инвестиций при максимальном содействии со стороны властей области и города. А вот после 2015 года развитие бизнеса Добкиных будет зависеть главным образом от исхода президентских выборов.

В случае проигрыша Виктора Януковича не исключены агрессивные атаки на их предприятия с последующим переходом к "новым хозяевам" Харьковской области. Нынешняя позиция Добкиных в отношении бизнеса их главного оппонента, Арсена Авакова, практически не оставляет шансов для альтернативного прогноза. За нынешнюю жесткую атаку на предприятия, принадлежащие оппозиционерам, рано или поздно придется расплачиваться.