Что необходимо сделать Украине после решения ПАСЕ
Я бы меньше всего хотел, чтобы в ближайшие дни мы говорили, кто в этом виноват. Нам надо четко поставить диагноз и думать, что делать дальше.
Единственное, что надо отметить, так это то, что главная причина нынешнего успеха россиян: умение ждать и, несмотря на поражение и удары, играть свою игру, а не кричать о предательстве. Это то, чего мы не хотим даже пробовать учиться делать.
Но вернемся к диагнозу. Прежде всего надо уже сегодня признать, что нормандский формат, как часть системы нашей защиты умер (или находится в тяжелой коме).
И Германия, и особенно Франция считают, что нужно достичь мира на Донбассе любой ценой. При этом в Вашингтоне есть прямо противоположные позиции по нашему вопросу. А это значит, что нам надо выстраивать систему нашей защиты если не с нуля, то с очень плохих стартовых позиций. И здесь, на мой взгляд, есть две составляющие нашего успеха: тактика непрямых действий и очень четкий консенсус внутри страны относительно будущего Донбасса и Крыма.
Начну с первого. Конечно, мы должны настаивать на возвращении будапештского формата, конечно, мы должны втягивать все крупные государства в сложный и долгий диалог о вопросе безопасности на востоке и юге Украины. Но параллельно мы наконец должны становиться во многих вопросах неудобными и кусающимися. Не просто погрозить на сессии ПАСЕ, а реально идти на полупровокационные действия, в которые втягивать известные европейские СМИ и известных европейских политиков. Если Россия возвращена в ПАСЕ, значит, наши санкционные депутаты и политики должны ехать вместе с европейскими политиками и журналистами в Крым и там слушать, как издеваются над татарами, требовать встречи в колонии с Сенцовым для корреспондентов нескольких мировых СМИ. Тактика тысячи порезов в таких войнах одна из самых эффективных, и главное, она создает новые информповоды.
Второй компонент заключается в консенсусе относительно Донбасса. Мы последние пять лет прятали голову в песок и не говорили жителям подконтрольных территорий ничего, кроме того, что Донбасс и Крым будут возвращен. Сейчас пришло время выйти с новым планом деоккупации, в котором мы должны переиграть нашего противника. Начать надо с простого - принять закон об амнистии, где четко разделить: кто имеет право быть амнистированным, кто не будет наказан, но никогда не будет во власти и, наконец, те, кого посадят. И таких законов должно быть пять-шесть.
Дискуссия о будущем Донбасса очень сложная, но ее все равно придется провести, чтобы перед внешним миром мы выглядели монолитными. И эта концепция должна быть поддержана абсолютным большинством политических игроков (то, что Медведчук может быть против, не страшно).
Если мы выйдем с единой позицией, я уверен, что тогда всем игрокам на этом поле будет гораздо труднее с нами воевать. Но для этого нужно просто не побояться войти в эту очень сложную с точки зрения электоральных преференций игру. Точнее, она проста, если играть в длинную, так, как играют русские.