Демотивация вместо демобилизации. Почему власть отложила заботу о военных на потом

Власть решила разбить мобилизационный законопроект на два. Одна часть будет голосоваться на этой неделе, а другая превратится в отдельный документ

Бойцы Президентской бригады на передовой / Генеральный штаб ВСУ

Можно было бы сказать, что это чисто технический момент законодательной работы. Тем не менее, он вызвал множество недоуменных вопросов у депутатов, журналистов, обычных граждан — и прежде всего у военных.

Справедливость "не на часі"

"Вопрос мобилизации — прежде всего, это вопрос справедливости. Потому что есть люди, которые с первого дня на войне. Они заслуживают справедливости, что их заменят другие", — подчеркнул Владимир Зеленский в интервью, которое вышло на британском телеканале Channel 4 News 21 января.

Это обещание верховного главнокомандующего было условно реализовано в законопроекте №10449 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины насчет отдельных вопросов прохождения военной службы, мобилизации и воинского учета". Он был подан в парламент Кабмином 30 января и принят в первом чтении 7 февраля.

Согласно этому проекту, в статье 26 закона "О воинской обязанности и военной службе" должна была появиться норма о том, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (в том числе мобилизованные, резервисты, лица офицерского состава) или кадровую военную службу, увольняются со службы "в связи с окончанием срока службы (если военнослужащие не выразили желания продолжать военную службу) — в случае непрерывной службы во время действия военного положения в течение 36 месяцев".

А в статье 23 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации" предлагалось записать, что военнообязанные, которые проходили военную службу во время действия правового режима военного положения и были уволены со службы в запас, не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации в течение двух лет со дня увольнения с военной службы.

Это означало, что все, кто после начала большой войны отвоюет три года, смогут уволиться в запас. И их можно будет призвать снова не раньше, чем через два года.

Это можно назвать условной реализацией обещания Зеленского о справедливости. Условной — потому что увольнение на основании "непрерывной службы во время действия военного положения в течение 36 месяцев" не было гарантировано. Оно зависело от желания Зеленского. "Увольнение с военной службы военнослужащих, которые получили право на увольнение со службы по этому основанию, осуществляется в сроки, определенные решением Ставки верховного главнокомандующего", — записано в проекте.

Однако 9 апреля даже такая — условная — реализация обещания Зеленского была отменена. С этой просьбой главнокомандующий ВСУ генерал-полковник Александр Сырский обратился к министру обороны Рустему Умерову, тот — к Кабинету министров, тот — к председателю Верховной Рады Руслану Стефанчуку, тот — к профильному парламентскому комитету по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки. И комитет на заседании 9 апреля, готовя редакцию законопроекта №10449 для вынесения в сессионный зал на второе чтение, вычеркнул все положения, касающиеся оснований увольнения с военной службы и ротации военнослужащих.

"На часі" — демотивация

Вместе с демобилизацией и ротацией пошли под нож некоторые нормы, которые должны были повышать мотивацию для военной службы. В частности, выброшены нормы о доплате 70 тыс. грн военнослужащим на фронте и 10 тыс. грн за особенности прохождения службы.

"Из законопроекта о мобилизации выбросили в последний момент нормы о финансовом поощрении тех, кто уже на фронте. Они были одобрены, но в последний момент убраны. Единственный аргумент, который был озвучен для такого шага, — нет денег. Это позиция правительства, — говорит первый заместитель главы финансового комитета парламента Ярослав Железняк (фракция партии "Голос"). — Так вот, эти мероприятия в год стоили не более 20-40 млрд грн, которые наши "гении экономической мысли" в лице Свириденко, Шурмы и других хотели взять из бюджета на программу кэшбека — совершенно популистскую историю".

Обещание без гарантии

Тут нужно четко и однозначно опровергнуть инсинуации кремлевских ИПСО о якобы разногласиях в треугольнике Банковая — военное командование ВСУ — Кабмин. Если главнокомандующий ВСУ генерал Сырский и правительство попросили профильный комитет Рады изъять из мобилизационного законопроекта важные нормы, касающиеся демобилизации, ротации и мотивации военнослужащих, то никакой самодеятельности тут быть не могло. Главнокомандующий и Кабмин могли выступить с такими просьбами только по поручению или, как минимум, с ведома и согласия Зеленского, ибо все, что касается мобилизации, — это непосредственная сфера ответственности верховного главнокомандующего.

И нужно подчеркнуть, что пока что не произошло ничего чрезвычайно плохого. В окончательном тексте законопроекта №10449, который сейчас проходит второе чтение в сессионном зале Верховной Рады, должно появиться поручение Кабинету министров внести новый законопроект. Какие там будут нормы, сейчас никто не знает, ибо это будет зависеть от пожеланий Зеленского. Не исключено, что новый проект будет внесен быстро и мы увидим там в полноценном виде и демобилизацию, и ротацию, и мотивацию.

Впрочем, даже если так, это не гарантирует, что закон будет принят Верховной Радой. На данный момент точно известно только одно: законопроект №10449 разбит на две части. То, что нужно Банковой, осталось в проекте №10449, который проходит второе чтение прямо сейчас. И Зеленский грозно сказал депутатам, чтобы они не смели этот проект "вычищать". А другая часть, которая выкинута из проекта №10449 по решению самой Банковой, появится в виде нового законопроекта когда-нибудь потом и имеет очень туманные перспективы стать законом.

Не нужно иметь машину времени, чтобы уверенно предсказать: тот закон, который нужен Банковой, скорее всего, будет принят; а тот закон, который Банковой не нужен, скорее всего, принят не будет. Конечно, Банковая сможет представить дело так, что во всем виноваты депутаты. Но вряд ли это оправдание будет убедительным для военных и их семей, а также для тех, кто ожидает мобилизации, и их матерей, жен и детей.

По большому счету, все то, что Банковая руками парламентского комитета перенесла на потом, это важнейшие составляющие мотивации для военной службы: дополнительные выплаты, периодические ротации, демобилизация после трех лет участия в войне. Это мотивация для тех, кто уже служит, и для тех, кто ожидает мобилизации.

Иными словами, выбрасывание из законопроекта №10449 демобилизации, ротации и дополнительных выплат — это удар по военным и одновременно удар по мобилизации. Конечно, это в полной мере будет использовано кремлевскими ИПСО для того, чтобы снизить боевой дух украинской армии, усилить в украинском обществе антимобилизационные настроения и противопоставить гражданских и военных. Чтобы избежать этого, необходим честный разговор власти с людьми. Но его нет.

Провал в коммуникациях

На данный момент самое плохое во всей этой истории — это провал в коммуникациях между Банковой и народом. Люди не получили никакой официальной информации, почему Зеленский отказался от своего обещания справедливости, и потому вынуждены придумывать собственные версии, одна хуже другой.

Наверное, есть объективные причины, которые заставляют отложить справедливость на потом. И народ в общем-то знает эти причины: конгресс США уже более полугода затягивает выделение нам военной помощи; Россия сейчас наращивает свои войска для нового наступления; у нас некомплект в войсках и проблемы с мобилизацией.

Если бы Зеленский выступил с обращением к народу, перечислил свои мотивы и сказал, что поэтому справедливость "не на часі", то люди (гражданские и военные) по крайней мере избавились бы от иллюзий. Но 9 апреля в традиционном видеообращении президента к украинцам эта тема была попросту проигнорирована.

Впрочем, официальная версия все же есть. Ее сформулировал генерал Сырский в своем письме к министру обороны Умерову: оказывается, во всем виноваты депутаты, которые предложили чересчур много поправок к проекту №10449.

"Отдельные положения законопроекта, ввиду значительного количества депутатских правок, нуждаются в более детальном анализе и дополнительном изучении. С учетом отмеченного предлагается вопрос оснований увольнения с военной службы, а также введение на законодательном уровне ротации военнослужащих унормировать отдельно путем рассмотрения в другом законопроекте", — пояснил главнокомандующий ВСУ.

Если Банковая не собирается отказываться от демобилизации и ротации, а наоборот, решила посвятить им отдельный законопроект, в котором учесть все депутатские правки, то тем более непонятно молчание Зеленского. Можно было сразу объяснить народу, что волноваться нечего, задержка чисто техническая.

Хотя молчание Банковой выглядит удивительным, но его все же можно объяснить. Причина, вероятно, в том, что Зеленский сам еще не знает, какой вариант он выберет. То ли отказываться от справедливости, то ли все-таки проводить через парламент полноценный законопроект о мотивации, ротациях и демобилизации.