Дело на миллиард евро. Евросоюз присматривается к Гройсману?

Евросоюз сделал ставку на поддержку нынешней украинской исполнительной власти. Именно поэтому премьер Владимир Гройсман стал для ЕС главным коммуникатором по вопросам экономических реформ в Украине
Фото: УНИАН

Федерика Могерини прибыла в Украину в четвертый раз. Свой первый визит в Киев она совершила 8 июля 2014 г., еще будучи министром иностранных дел Италии. В качестве верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Могерини приезжала в Украину 16 декабря 2014 г., затем 9 ноября 2015 г., однако после этого произошел более чем двухлетний перерыв. Это свидетельствовало о некотором охлаждении двусторонних отношений по причине недовольства Евросоюза темпами наших реформ. Тем важнее нынешний визит.

Прежде всего показательно выбранное для него время и его продолжительность. Могерини прибыла в Киев 12 марта с трехдневным визитом, что говорит об обширной повестке дня для переговоров. Тремя днями ранее, 9 марта, Еврокомиссия утвердила предложение о новой программе макрофинансовой помощи для Украины на сумму до 1 млрд евро в виде кредитов для поддержки экономической стабилизации и структурных реформ. А на 19 марта назначено заседание совета ЕС по иностранным делам, одним из главных вопросов которого будет Украина. По сути, Могерини прибыла в Киев, чтобы перед заседанием совета ЕС вооружиться аргументами в пользу предоставления Украине помощи.

Также показательно, что свою первую встречу в рамках визита, еще до переговоров с президентом Петром Порошенко, верховный представитель ЕС провела с премьером Владимиром Гройсманом. 8 декабря 2017 г. Гройсман уже встречался с Могерини в ходе своего визита в Брюссель и сумел вызвать доверие. "Мы наблюдаем, что в Украине стало сильнее правительство, сильнее государственное управление и как результат - сильнее экономика, - сказала Могерини после той встречи. - Мы отмечаем макрофинансовую стабилизацию, реформирование банковского сектора, изменения в пенсионной системе. Мы приветствуем принятие бюджета и считаем целесообразным продолжать темп реформ". Особое внимание стороны уделили преобразованиям в энергетической сфере (в т. ч. реформированию НАК "Нафтогаз України"), в фискальной системе и в управлении госактивами. Теперь, по прошествии трех месяцев, Могерини и Гройсман смогли говорить уже не о гипотетических планах на будущее, а о том, как реализовывать договоренности.

Обе стороны пришли на встречу не с пустыми руками. И если верховный представитель ЕС привезла обещание кредитов на миллиард евро, то украинский премьер презентовал две инициативы правительства. Во-первых, это Дорожная карта законодательного обеспечения выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС на 2018-2019 гг. Документ состоит из 57 законопроектов, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности государства - прежде всего безопасность, защиту интеллектуальной собственности, снятие таможенных препятствий и технических барьеров в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, улучшение инвестиционного климата, защиту окружающей среды и т. п. Во-вторых, это пакет из 35 экономических законопроектов, два из которых уже приняты в целом, а еще два - в первом чтении. Этот пакет, заверил Гройсман, должен решить пять основных задач: защиту бизнеса, дерегуляцию, улучшение делового климата, облегчение доступа к финансированию и государственным ресурсам, поощрение инноваций. Имплементации этих законов должны способствовать децентрализация, реформа корпоративного управления и начатые прошлой осенью реформы в сферах образования, медицины, пенсионного обеспечения.

Могерини осталась довольной услышанным и по итогам встречи заявила, что "реформ было много сделано. В этом ЕС полностью на вашей стороне. Я хочу сказать, что мы очень высоко ценим то, что вы лично сделали, господин премьер-министр, и вся ваша команда и продолжаете делать на этом пути". И можно надеяться, что это не просто всего лишь дежурные слова. По крайней мере Могерини подтвердила Гройсману обещание 1 млрд евро и подчеркнула, что новая программа макрофинансовой помощи - это "дружба не на словах, а в конкретных делах".

Однако цена вопроса не сводится к миллиарду евро. По большому счету можно говорить о сдвигах в политической позиции ЕС. Не секрет, что последние пару лет на роль главного коммуникатора с Западом по вопросам украинских реформ и вообще ситуации в Украине претендовал узкий круг народных депутатов, руководителей НАБУ и пользующихся западными грантами общественных организаций, называющих себя антикоррупционными, а также связанных с ними партийных деятелей. Именно этот круг считался на Западе реформаторским, да еще несколько лиц, например, из руководства "Нафтогаза" и Минфина. А в целом украинская власть воспринималась на Западе (под влиянием этого круга) как нереформаторская или даже антиреформаторская.

Но сейчас ситуация изменилась. Еврокомиссия говорит о новой программе макрофинансовой помощи для Украины, НАТО слышит наконец наши сигналы о намерении вступить в альянс - все это свидетельствует о том, что Запад сделал ставку на поддержку нынешней украинской власти, причем не только на словах, но и на деле. И то, что теперь главным коммуникатором для ЕС по вопросам экономических реформ в Украине стал Гройсман, является еще одним явным подтверждением произошедшей перемены.