• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

"Дело Мазепы" и решение СНБО. Почему Зеленский вдруг решил защитить бизнес от тыловых силовиков

Если бы в Украине разгорелся открытый конфликт между бизнесом и властью, он наверняка получил бы освещение в мировых медиа. И это могло бы стать катастрофой для имиджа Зеленского

president.gov.ua
Реклама на dsnews.ua

Хронология "шестидневной войны"

Прежде чем подводить итоги, напомним развитие событий. Это важно для того, чтобы четко выявить точку перелома, когда власть решила отступить.

18 января (в четверг) ГБР и Нацполиция задержали владельца инвесткомпании Concorde Capital Игоря Мазепу. "Топ-бизнесмена подозревают в создании преступной организации и завладении 7 га земли возле Киевской ГЭС", — пояснил Офис генпрокурора. В частности, за создание преступной организации (статья 255 УК) Мазепе "светит" лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества.

19 января (в пятницу) утром Мазепа сообщил в Facebook, что "подозрение касается выделения какого-то земельного участка на 2,4 га. Кто-то там подсчитал, что эта операция нанесла ущерб государству на 7 млн грн". При этом "прокуроры просят как меру пресечения для меня залог в размере 700 млн грн".

В тот же день Федерация работодателей Украины выступила с официальным заявлением, в котором выразила возмущение "фактом неправомерного давления силовиков" на Мазепу. "На самом деле имеет место факт крайне непонятных действий следователей ГБР по отношению к отечественному инвестору, который активно выступает против давления правоохранительных органов на бизнес, является одним из соучредителей общественной инициативы "Манифест 42". В ближайшее время ФРУ обратится к президенту Украины, генеральному прокурору, временной специальной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам защиты прав инвесторов с требованием дать оценку действиям силовиков", — заявила ФРУ.

В тот же день "Манифест 42" призвал все бизнес-объединения Украины "к решительному сопротивлению произволу тыловых силовиков". "У украинских предпринимателей не остается иного выхода, кроме объединения усилий для организованного сопротивления. Просим бизнес-объединения Украины привлечь все имеющиеся ресурсы, чтобы остановить фактическую ликвидацию права на предпринимательскую деятельность", — заявил "Манифест 42".

Несмотря на эти протесты, вечером того же дня Печерский райсуд Киева избрал Мазепе меру пресечения в виде содержания под стражей до 27 февраля с возможностью внесения залога в размере 349,7 млн грн.

Реклама на dsnews.ua

20 января (в субботу) Мазепа в Facebook предположил, что "наших дорогих правоохранителей возмутила моя критика того правоохранительного беспредела, который все чаще приходится ощущать бизнесменам на собственной шкуре. Выходит, что инициатива "Манифест 42", вокруг которой объединились предприниматели, требующие изменений в подходах правоохранителей к бизнесу, и является той "преступной группой"?" Также он прокомментировал размер залога: "Среди не-чиновников только по двум делам присуждали более крупные залоги, но там и фигурировали миллиардные суммы [в объявленных подозрениях]. Напомню, что в моем деле речь идет только о 7 миллионах. Поэтому я уверенно говорю о произволе вместо правосудия".

22 января (в понедельник) утром в "Укринформе" провели брифинг генпрокурор Андрей Костин, директор ГБР Алексей Сухачев и глава Нацполиции Иван Выгивский. Они подробно рассказали о "деле Мазепы", настаивая на своей правоте. В частности, Сухачев акцентировал, что застройка на участке, которым завладел Мазепа, может привести к техногенной катастрофе, от которой могут пострадать не только местные жители, но и киевляне.

Со своей стороны, "Манифест 42" обнародовал заявление, в котором выдвинул ряд требований к президенту и правительству. "В случае отсутствия этих шагов со стороны властей общественное движение "Манифест 42" проведет 1 февраля 2024 года в 12:00 предупредительную акцию протеста против произвола тыловых силовиков и на 1 час частично, без ущерба для выполнения оборонных заказов, приостановит работу предприятий, — говорится в заявлении. — На нашей стороне справедливость. Пора руководству государства продемонстрировать народу Украины, на чьей оно стороне".

После этого власть вспомнила о диалоге с бизнесом. Состоялась встреча, в которой со стороны власти приняли участие первый вице-премьер — министр экономики Юлия Свириденко, вице-премьер — министр цифровой трансформации Михаил Федоров, старшая советница руководителя Офиса президента Дария Заривная, председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук. Сторону бизнеса представляли около 20 предпринимателей. Комментируя общую атмосферу встречи, один из собеседников forbes.ua констатировал тотальное возмущение бизнеса по поводу действий правоохранительных органов. По словам другого бизнесмена, была реакция на заявление движения "Манифест 42" по "делу Мазепы". "Позиция бизнеса — во время войны нужно заканчивать истории по кошмарению бизнеса, который работает и платит налоги", — подчеркнул он. "Ярость бизнеса очевидна. Думаю, они должны офигеть больше, чем до встречи", — отметил еще один бизнесмен.

После этого Владимир Зеленский решил готовить заседание СНБО. "Сегодня члены правительства встречались с представителями украинского бизнеса. Дискуссия непростая. Есть серьезные вопросы. Есть действительно сложности. Я ознакомился с деталями. Попросил сделать необходимые наработки, чтобы все сложности между чиновниками, бизнесом, правоохранителями были сняты, — рассказал он в вечернем видеообращении. — Все наработки будут представлены на СНБО".

23 января (во вторник) утром Торгово-промышленная палата Украины обнародовала заявление Коалиции бизнес-сообществ за модернизацию Украины, которая объединяет 96 ведущих национальных и региональных бизнес-ассоциаций. "В последнее время незаконное давление правоохранительных органов на бизнес значительно усилилось. Десятки дел демонстрируют все более и более наглое злоупотребление властью и пренебрежение законом. Дело Игоря Мазепы выглядит беспрецедентным даже на этом фоне", — говорится в заявлении. Особенно возмутившись "ложными заявлениями ГБР относительно угроз критической инфраструктуре, которые сеют панику во время войны", Коалиция бизнес-сообществ предположила, что "дело Игоря Мазепы является политическим: это сигнал украинским предпринимателям о начале эпохи полного бесправия и пренебрежения законами. Подобный сигнал украинский бизнес получал от Януковича в 2013 году". И Коалиция потребовала немедленного введения следующих мер:

  • мораторий на любые силовые действия при проверках бизнеса,
  • принятие законопроекта о перезапуске Бюро экономической безопасности как единого органа расследования экономических преступлений и запрете расследования таких преступлений другими органами,
  • введение персональной ответственности сотрудников правоохранительных органов и судей за незаконное препятствование предпринимательской деятельности,
  • оглашение руководителями государства политической оценки незаконному давлению на предпринимателей.

Вечером появился указ Зеленского о введении в действие решения СНБО. В решении есть некоторые уступки требованиям бизнеса. В частности, как пояснил Зеленский в очередном видеообращении, "правительство представит изменения в закон о Бюро экономической безопасности и некоторые другие законы, чтобы максимально ограничить потенциал любого возможного давления на "белый", легальный бизнес. Определены на уровне СНБО и три месяца фактического моратория на проведение процессуальных действий, которые могут заблокировать работу предприятия". Кроме того, Зеленский пообещал, что "будет сформирован Совет по поддержке предпринимательства, и в его состав войдут представители именно бизнеса".

Тогда же Киевский апелляционный суд уменьшил залог Мазепе до 21 млн грн, после чего залог был уплачен, и Мазепа вышел из СИЗО.

Смена концепции

Можно предположить, что Банковая намеревалась использовать "дело Мазепы" в двух целях. Во-первых, народ должен был получить долгожданную посадку коррупционеров. Дескать, доблестное ГБР разоблачило преступную группировку, которая не только приватизировала дамбу Киевской ГЭС, но и поставила под угрозу затопления весь Киев. Во-вторых, бизнес должен был получить четкое предупреждение, что такое может случиться с каждым, кто выйдет за очерченные ему рамки. Мол, сейчас не время возмущаться, а время слушаться и терпеть.

Этого плана власть строго придерживалась вплоть до утра понедельника, когда генпрокурор, директор ГБР и глава Нацполиции провели в "Укринформе" брифинг, где вывалили журналистам целый массив компромата против Мазепы. Но затем буквально в течение часа-двух произошел перелом. Причем концепция изменилась не у правоохранителей, а именно в Офисе президента. Ибо только Банковая могла приказать спикеру парламента Стефанчуку и двум вице-премьерам срочно пригласить на диалог двадцать бизнесменов. Да и проходила эта встреча под чутким контролем Банковой в лице ближайшей помощницы Андрея Ермака Дарьи Заривной.

Новая концепция заключается в том, что народ должен увидеть, как Зеленский решительно разруливает все недоразумения, которые возникли между правоохранителями и бизнесом. А бизнесу предлагается поверить, что "царь хороший, бояре плохие", то есть что Зеленский раньше ничего не знал, но теперь он все исправит.

Бизнес, кстати, сейчас очень громко демонстрирует глубокое удовлетворение. "Нас услышали, — восторгается совладелец Monobank Олег Гороховский. — Я встречался с президентом после встречи правительства с бизнесом в понедельник, и я поверил, что он хочет коренным образом изменить ситуацию. Поверил и хочу принять в этом участие".

Игорь Мазепа, выйдя из СИЗО, конечно, тоже радуется: "Я благодарю президента за оперативную реакцию на запрос бизнеса и принятое на СНБО решение, касающееся экономической безопасности и экономической стабильности. И хотя нам еще предстоит более подробно изучить суть этих инициатив, я вдохновлен тем, что верховный главнокомандующий уделил особое внимание именно вопросам экономической безопасности. Я понимаю, что в этой связи у нас будет немало работы".

ФРУ тоже приветствовала указ Зеленского и рассказала, что договоренности, достигнутые на встрече бизнесменов со Стефанчуком, Свириденко и Федоровым, уже начали выполняться. Также ФРУ анонсировала встречу Офиса генпрокурора с бизнес-ассоциациями и Советом бизнес-омбудсмена на очень показательную тему "Прокуратура и бизнес: диалог о законности".

Понятно, что бизнес сейчас постарается выжать для себя максимальную выгоду из всей этой ситуации. И пока идет этот процесс, предприниматели и их сообщества будут демонстрировать восхищение заботой и мудростью власти. Но они ничего не забудут.

Повторение пройденного

Это не первый конфликт бизнеса и нынешней власти. И не первое обещание Зеленского создать институцию для диалога.

Напомним, что такое "Манифест 42". Почти семь месяцев назад, 28 июня прошлого года, на сайте ФРУ был обнародован "Манифест украинского бизнеса в защиту 42 статьи Конституции". Подписали его 42 бизнесмена, в том числе Олег Аверьянов ("Пожмашина"), Олег Боярин ("Еврокар"), Яков Грибов ("Немиров"), Василий Даниляк (сеть АЗС ОККО), Юрий Дудченко ("Киевхлеб"), Филя Жебровская ("Фармак"), Игорь Мазепа (Сoncord Сapital), Сергей Позняк (Ассоциация предпринимателей — ветеранов АТО), Александр Слободян ("Оболонь"), Александр Соколовский ("Текстиль-Контакт"). "Украину накрыла волна коррупции и рейдерских атак. Беспредел оборотней в погонах и судейских мантиях перешел все границы", — констатировалось в манифесте.

Подписанты призвали президента как гаранта Конституции немедленно вмешаться в ситуацию. "Мы готовы предоставить конкретные фамилии координаторов и исполнителей, оказывающих давление на бизнес. Пора, чтобы глава государства применил полномочия и навел порядок", — подчеркивалось в манифесте.

На следующий день, 29 июня, Зеленский провел встречу с представителями бизнеса. Были там и некоторые подписанты "Манифеста 42". На сайте президента сообщалось, что "в ходе встречи договорились об общих усилиях, призванных уменьшить проблемы бизнеса от правоохранительных органов", а также "создать координационную платформу для коммуникации о защите прав бизнеса и рассмотрения других вопросов".

17 июля сайт Зеленского сообщил, что во исполнение поручения президента заместители руководителя ОП Ростислав Шурма и Олег Татаров "провели первую встречу участников координационной платформы, которая будет рассматривать возникающие проблемные вопросы между бизнесом и правоохранительными органами". Тогда же было анонсировано, что такие встречи будут проходить в ОП еженедельно.

То есть все уже было: и возмущение беспределом тыловых силовиков, и гневные требования к власти, и поворот Банковой лицом к бизнесу, и обещание выполнения требований, и создание площадки для регулярного конструктивного диалога. А в результате — все пришлось повторять сначала.

Почему Банковая решила отступить

На этот раз все получилось острее. Потому что проблема за полгода не только не решилась, но стала еще глубже.

Наверное, если бы за эти полгода власть в самом деле обеспечила нормальные условия для работы бизнеса, то "дело Мазепы" оказалось бы делом только одного Мазепы. Но диалог Шурмы и Татарова с бизнесменами получился настолько "успешным", что предприниматели тут же начали примерять "дело Мазепы" на себя. И практически каждый увидел, что он может стать следующим. Отсюда и единодушное возмущение ФРУ, "Манифеста 42" и Коалиции бизнес-сообществ.

Однако на этот раз власть не собиралась отступать. Поэтому она вообще проигнорировала заявления протеста ФРУ и "Манифеста 42", прозвучавшие сразу после задержания Мазепы. Заявления протеста уже никого не могли напугать.

Точкой перелома стал анонс "Манифестом 42" предупредительной акции протеста в виде приостановки работы предприятий на один час. На первый взгляд, это слабая угроза. Но если бы часовая акция не дала результата, за ней могла бы последовать, например, суточная, а затем недельная. Солидарность с подписантами "Манифеста 42" могли бы проявить другие бизнесмены. А главное, если бы в Украине разгорелся открытый конфликт между бизнесом и властью, он наверняка получил бы освещение в мировых медиа. И это могло бы стать катастрофой для имиджа Зеленского.

Есть еще один тонкий момент. "Манифест 42" давно заручился поддержкой на западе. Еще в ноябре прошлого года Мазепа в интервью forbes.ua очень прозрачно намекнул: "Насколько мне известно, "Манифест 42" консультируют посольства ведущих западных стран".

Кроме того, противоречиями между Банковой и бизнесом воспользовались политические конкуренты Зеленского. "Нет такого инвестбизнеса, который не находился бы под атакой силовиков, — заявил Петр Порошенко. — Так было в 2013 году, когда те же люди, которые сейчас принимают те же решения, организовали давление на бизнес "имени Саши-стоматолога". Сейчас у бизнеса не осталось иллюзий. Бизнес ясно понимает, что если не объединиться для того, чтобы защититься от произвола силовиков, — придут к каждому".

Со своей стороны, бизнес дал понять, что он намерен защищать всех, кто страдает от произвола силовиков. "Коалиция бизнес-сообществ за модернизацию Украины требует четкого соблюдения законности по делу Игоря Мазепы, а также по делам всех других предпринимателей, журналистов, военнослужащих, волонтеров и т.д." — тут очень широкий круг пострадавших, не правда ли?

Поэтому у Банковой были резоны отступить. Или, по крайней мере, сделать вид, что она отступает.

Конкретных результатов пока нет. И "дело Мазепы", к слову, не закрыто.

    Реклама на dsnews.ua