"Дело генералов". Решится ли ГБР обвинить Залужного
Что заставило генерала Залужного, тихо готовящегося к отъезду в Лондон и не дающего никому никаких интервью, вдруг заговорить?
Произошло достаточно неординарное событие — в информпространстве проявился Валерий Залужный. О своей встрече с ним рассказал политолог Карл Волох. Он, можно предположить, озвучил именно то, о чем Залужный хотел сообщить всем заинтересованным сторонам, включая народ, оппозицию и власть.
Итак, Залужный чувствует себя вполне нормально, находится на свободе, и никакие ограничения к нему не применены — несмотря на опасения оппозиционных блогеров. Настроение плохое — из-за угнетающих его новостей с фронта. Готовится в мае отбыть в Великобританию и проходит очень интенсивное обучение. Никакие разговоры о политической карьере вести не готов — до окончания войны. Считает, что его поход в политику на нынешнем этапе может привести к дестабилизации ситуации и будет губительным для страны. В будущем баллотирование на пост президента не исключает.
Также Залужный прокомментировал опасность уголовного производства, которое переводит на него ответственность за саботаж подготовки к российскому вторжению. "Юридически мы защищаться готовы. По "беспределу" меня закрыть могут, но этим я рискнуть готов. А вот тем, что мое имя будут связывать с дестабилизацией ситуации в стране и угрозой суверенитету — нет", — передал Волох слова Залужного.
Точка бифуркации
Что же заставило Залужного, тихо готовящегося к отъезду в Лондон и не дающего никому никаких интервью, вдруг заговорить? Наверное, он таки имеет основания опасаться, что Банковая не закопала топор войны и так называемое "дело генералов" не положено в долгий ящик под замок.
Об этом деле в сентябре прошлого года рассказали несколько медиа. В частности, украинская редакция BBS News подчеркнула, что "в узких политических кругах" дело об оккупации юга уже называют "делом Залужного". "Следователи допросили целый список генералов и представителей военного командования. Среди них — командующий сил обороны Сергей Наев, бывшие командующие группировкой войск "Юг", в том числе генералы Андрей Ковальчук и Андрей Соколов, а также командиры других военных формирований, входящих в состав этой группировки", — узнали журналисты "BBC Украина", по их словам, "из надежных источников".
"Украинская правда" тоже сообщила, что в качестве свидетелей допрошены командование группировки войск "Юг" и командиры подразделений. По словам собеседников "УП" в правоохранительных органах, главными фигурантами уголовного производства могут быть генерал-лейтенант Сергей Наев, который с марта 2020 года командовал объединенными силами ВСУ, и генерал-майор Андрей Соколов, который с октября 2021 года командовал группировкой войск "Юг".
Уголовное производство было возбуждено ГБР 11 апреля 2022 г. С тех пор прошло более двух лет. Вероятно, ГБР уже довело расследование до той стадии, когда можно выдвигать подозрения генералам. И Банковая сейчас решает, что делать дальше.
Все время после 24.02.2022 Офис президента надеялся на какие-то благоприятные обстоятельства, которые нивелируют в глазах общества ответственность власти за плохую подготовку к войне. Поначалу расчет был на быстрое подписание многостороннего договора с гарантиями безопасности от всех пяти постоянных членов Совета безопасности ООН (Великобритании, Китая, России, Франции и США). Однако чуда не случилось: западные страны отказались гарантировать Украине защиту от нового российского нападения.
Затем расчет был на успешное контрнаступление в 2023 году. Эта ожидаемая победа была "продана" народу заранее, еще в конце 2022 года. И, конечно, если бы она случилась, то народ на радостях мог бы простить власти все ее довоенные ошибки. Но чуда опять не произошло.
Сейчас Банковая находится в объективно плохой для нее и всей Украины реальности, где возможен плохой мир (с потерей территорий и без гарантий безопасности) в разных вариантах, а блистательная победа с выходом хоты бы на рубежи до 24.02.2022 не просматривается. К тому же цена войны — количество жертв и разрушений — растет с каждым днем. Поэтому вопросы типа "кто сдал юг?" или "кто разминировал Чонгар?" никуда не денутся при любом исходе войны.
Известно, что на Банковой любят простые решения. Не исключено, что самым простым решением выглядит повесить всю вину на генералов. В таком случае "весточка" от Залужного может быть предупреждением: лучше не надо.
Поле для компромисса
Эта "весточка" не случайно появилась именно сейчас. О своем желании видеть Залужного послом в Великобритании Владимир Зеленский сообщил народу еще 7 марта. Однако указа о назначении до сих пор нет. А значит, Залужный не застрахован от подозрения ГБР и посадки в СИЗО. Фактически он предупредил: если его закроют по "беспределу", то он готов защищаться юридически. И эта защита может быть опасной для Банковой.
В то же время Залужный предложил поле для компромисса, своего рода соглашение о взаимном ненападении: он спокойно уезжает в Лондон и полностью дистанцируется от внутренней украинской политики. Этот соглашение о ненападении должно действовать до конца войны.
Однако, даже если Залужного оставят в покое, по "делу генералов" могут вручить подозрения его бывшим соратникам, в частности, генералу Наеву, которого Зеленский отправил в отставку вслед за Залужным. Кстати, Наев тоже получил от Зеленского звание героя Украины (еще 27 апреля 2022 года). И Банковая вполне может делать вид, что она не имеет к этому делу никакого отношения, это все ГБР, которое "просто делает свою работу".
Кроме того, у Банковой есть и другие способы переложить всю вину на Залужного и его соратников (без официального выдвижения подозрений и посадки в СИЗО). Для этого достаточно провести соответствующую "информационную кампанию", с использованием фрагментов расследования ГБР. Кроме того, перекладывать вину можно не только за плохую подготовку к вторжению, но и за провал контрнаступления летом 2023 г., отсутствие вовремя построенных фортификаций и т.д. Мелкие удары уже наносятся. Например, Марьяна Безуглая на днях заявила, что Залужный "утилизировал крупнейшую партию военной помощи".
Сможет ли защищаться Залужный в этом случае, сидя послом в Лондоне? И захочет ли, зная, что за любое критическое слово его может ждать отставка, как это случилось с предыдущим послом в Великобритании Вадимом Пристайко. Напомним, в интервью британскому каналу Sky News Пристайко назвал "нездоровым сарказмом" заявление Зеленского на саммите НАТО в Вильнюсе о необходимости каждое утро звонить британскому министру обороны и благодарить его. И через неделю Пристайко был уволен с должности посла.
Причем Залужный знает, что в случае отставки он может оказаться перед выбором: или невозвращение в Украину (что означает аннулирование возможности баллотироваться в президенты и нардепы), или посадка в СИЗО. Какой вариант он выберет?
Банковая не знает ответа на эти вопросы. Пока что она может быть уверена в одном: Залужный не собирается нападать первым и, если на него не нападут, согласен никак не участвовать в политике (вплоть до окончания войны). Именно в этом смысл послания, переданного генералом через Волоха. То есть выбор за Банковой.