• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Дело генерала Кривоноса. Кому нужен конфликт между Зеленским и Залужным

Валерий Залужный не намерен опровергать тот факт, что он лично назначил Сергея Кривоноса руководителем обороны аэропорта "Киев"

генерал Сергей Кривонос
Реклама на dsnews.ua

Государственное бюро расследований решило ударить по генералу Сергею Кривоносу, который 25 февраля организовал оборону аэропорта "Киев" (Жуляны). Можно только догадываться, это собственная инициатива ГБР или выполнение пожеланий Банковой. Важен тот факт, что в результате под ударом оказался главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный.

"Незаконная оборона"

Как сообщил журналист Юрий Бутусов, ГБР возбудило против Кривоноса уголовное дело. Он обнародовал запрос из ГБР в Генштаб ВСУ, датированный 17 августа. В документе отмечается, что с 6 августа следователи ГБР расследуют "возможные противоправные действия военных служебных лиц" в аэропорту "Киев". В связи с этим ГБР потребовало от Генштаба "предоставить в возможно сжатые сроки" сведения, подтвержденные копиями соответствующих документов: пребывал ли Кривонос на военной службе с 25 февраля по 10 апреля 2022 г.; "уполномочивался ли Кривонос… на осуществление действий относительно организации обороны международного аэропорта "Киев" и, если да, то каким приказом, распоряжением"; а если не уполномочивался, то "проводились ли проверки относительно оснований его пребывания на территории международного аэропорта "Киев" начиная с 25.02.2022 и издания им приказов и распоряжений воинским формированиям, которые осуществляли оборону аэропорта".

Из этих официальных формулировок ГБР четко видно, в чем суть претензий к Кривоносу: дескать, он незаконно, не имея полномочий, организовал оборону аэропорта и издавал приказы и распоряжения воинским формированиям. Это прямой удар по Залужному, потому что именно он 25 февраля устно поручил Кривоносу возглавить оборону аэропорта, а оформил это письменным приказом только 13 марта.

С точки зрения военных это уголовное производство крайне дурно пахнет. В первый же день полномасштабного российского вторжения ГБР сбежало (эвакуировалось) из Киева поближе к польской границе. А теперь оно занялось уголовным преследованием боевого генерала, который организовал оборону столичного аэропорта, где ожидалась высадка российского десанта. Дескать, оборона была незаконной, потому что не было письменного приказа.

В соцсетях сейчас множество возмущенных комментариев. Действительно, в Киеве в первые дни большой войны вообще гражданским раздавали оружие — и что, по мнению ГБР, теперь нужно садить "за незаконную оборону" всех тех, кто раздавал, и тех, кто получал? Оформлять все письменными приказами — это последнее, о чем думали военные в тех условиях. А сейчас тыловые крысы занялись преследованием военных — даже не дожидаясь победы, прямо в разгар войны. Если в "незаконной обороне" подозревается генерал, то аналогичных обвинений может ждать любой офицер, который воевал, а не отсиживался в тылу.

Подкоп под Залужного?

Реклама на dsnews.ua

Для военных очевидно и другое: ГБР копает под Залужного. Любые обвинения руководителю обороны аэропорта "Киев" автоматически заденут главнокомандующего ВСУ, который подчинил Кривоносу целый ряд подразделений.

"В Жулянах я появился 25 февраля, — рассказал генерал 26 августа в эфире радио "Київ FM". — С 25 февраля в аэропорту "Жуляны" не было абсолютно никого из огромной команды компании, которая обслуживает аэропорт… Аэропорт был брошен на произвол судьбы". Он подчеркнул, что его главной целью было не допустить сценария Гостомеля, где российский десант успел высадиться, что позволило военным РФ оккупировать западные пригороды столицы. По словам Кривоноса, Залужный направил в киевский аэропорт нацгвардейцев, пограничников, срочников из президентского полка, ветеранов морской пехоты, курсантов военного института КНУ им. Тараса Шевченко, военных из ДУК "Правый сектор".

"Эти люди и обеспечили то, что сделало невозможным желание врага захватить аэропорт. Ведь мы понимали, что в случае успешного захвата аэропорта россиянами — от аэропорта до президентского квартала у нас там чуть менее семи километров, — рассказал Кривонос. — Россияне могли захватить аэропорт, и по примеру Василькова и Гостомеля мы видели, как они это делали. Поэтому мы достаточно быстро предприняли определенные меры, чтобы сделать невозможным посадку самолетов вообще любых".

В комментарии Бутусову Кривонос сообщил некоторые подробности этих мер: "Взлетная полоса была залита машинной смазкой и перегорожена техникой, все объекты и периметр были подготовлены к противодесантной обороне. Наладил подготовку личного состава и проводил учебные стрельбы, чтобы встретить российское наступление. Там был сначала полный хаос, но мы быстро создали организацию". Понятно, что эти действия нанесли некоторый ущерб имуществу аэропорта.

29 августа ГБР публично подтвердило, что суть претензий именно в этом. "Информируем, что Бюро действительно открыло уголовное производство по факту хищения имущества аэропорта. В рамках расследования уголовного производства, возбужденного по ч.5 ст. 426-1 (превышение военным должностным лицом власти или служебных полномочий) проверяется информация об обоснованности приказов военным по изъятию транспортных средств аэропорта и другого имущества. Также исследуется правомерность приказа осуществить повреждение взлетно-посадочных полос аэропорта, что не обусловливалось военной необходимостью".

То есть ГБР утверждает, что не было военной необходимости повреждать взлетно-посадочные полосы. Однако закон о ГБР не наделяет это ведомство полномочиями определять, что является военной необходимостью, а что нет. Так что ГБР уже превысило свои полномочия. Не его это функция — определять, как должна организовываться оборона аэропорта. И точно так же не является функцией ГБР оценивать, правильно ли была организована эта оборона.

Версии Кривоноса и Генштаба

О том, как организовывать оборону аэропорта, генерал-майор Сергей Кривонос знает не из теории. В 2014-м он лично командовал обороной Краматорского аэропорта. Затем был начальником Управления специальных операций Генштаба ВСУ, первым заместителем командующего Сил специальных операций ВСУ, с 12 марта 2019 г. по 29 декабря 2020 г. — заместителем секретаря СНБО. 5 июня 2021 г. он сообщил, что его уволили с военной службы. Сейчас он утверждает: "Перед войной я был уволен из армии из-за критики бездействия Зеленского в сфере обороны и провала Офисом президента и Министерством обороны подготовки Украины к российской агрессии".

Взяв на себя оборону аэропорта "Киев", Кривонос увидел в этом шанс вернуться в ВСУ. "Все мои действия были подтверждены руководством ВСУ, а 13 марта Залужный подтвердил мои полномочия личным приказом. 13 марта меня снова зачислили на военную службу", — утверждает Кривонос. Свои слова он подкрепил документами (их обнародовал Бутусов).

По словам Кривоноса, его возвращение в ВСУ не понравилось на Банковой: "29 марта я прибыл к Валерию Федоровичу и узнал, что приказ о зачислении меня на службу отменен. Я узнал в руководстве ВСУ, что сделано это по приказу верховного главнокомандующего Зеленского". Как утверждает генерал, его источники сказали прямо: "Наверху полагают, что скоро будет победа, и после войны должен быть только один главный герой — верховный, он считает, что ты будешь мешать ему".

"В высшем руководстве ВСУ мне сказали откровенно, что верховный главнокомандующий Владимир Зеленский издал незаконный приказ отменить мое зачисление на военную службу, чтобы не разрешить Валерию Залужному назначать меня на руководящие должности, потому что Зеленский считает меня политическим оппонентом", — заявил Кривонос. И расследование ГБР он связывает именно с этим: "Чтобы заставить меня прекратить требовать возобновления законного приказа о зачислении на военную службу, верховный главнокомандующий находит время давать незаконные указания следователям ГБР".

29 августа всю эту историю был вынужден прокомментировать Генштаб ВСУ. В частности, насчет документов, обнародованных Бутусовым, Генштаб заявил: "С 24.02.2022 года по настоящее время Кривонос С.Г. на военной службе не находится и на военную службу во время мобилизации не призывался. Документы, предоставленные в публикации, не являются основанием для зачисления на военную службу, в том числе при проведении мобилизации". Это всего лишь констатация того факта, что на данный момент официально считается, что Кривонос не был возвращен на военную службу.

Но это совсем не опровергает того факта, что Кривонос командовал обороной аэропорта "Киев" по поручению Залужного. Более того, Генштаб в своем сообщении прямо подтверждает этот факт. "Относительно участия генерал-майора запаса Сергея Кривоноса в обороне аэропорта Киев: с начала широкомасштабной вооруженной агрессии его, исключительно как добровольца и учитывая боевой опыт обороны Краматорского аэродрома 2014 года, главнокомандующий ВС Украины назначил руководителем обороны аэропорта "Киев".

В то же время Генштаб был вынужден публично опровергнуть версию Кривоноса о том, что расследование ГБР инспирировано Банковой. "Публичные заявления Сергея Кривоноса о влиянии президента Украины на органы досудебного расследования, увольнение его с военной службы не соответствуют действительности и имеют признаки дискредитации высшего военно-политического руководства государства, что недопустимо во время правового режима военного положения", — говорится в сообщении Генштаба.

Собственно, ничего другого он и не мог сказать. Вряд ли можно было ожидать, что Генштаб подтвердит влияние Банковой на ГБР. И точно так же вряд ли можно было ожидать от Генштаба опровержения того факта, что Залужный поручил Кривоносу руководить обороной аэропорта "Киев". Да и сам Залужный ни в коем случае не мог бы заявить, что Кривонос был там самозванцем, никто ему ничего не поручал, а защищать аэропорт вообще не надо было, пусть его россияне захватили бы, жалко, что ли.

Так что теперь ГБР придется самому расхлебывать эту кашу, даже если заварили ее на Банковой. Ведь Залужный, как видим из сообщения Генштаба, не намерен опровергать тот факт, что он лично назначил Кривоноса руководителем обороны аэропорта "Киев". А значит, наказать Кривоноса, не задев Залужного, не получится.

Если Банковой и ГБР хватит благоразумия, дело Кривоноса будет тихо закрыто, словно его и не было. Конечно, мало кто поверит, что ГБР само придумало это дело. Но можно будет все списать на эксцесс исполнителя: дескать, следователи проявили излишнее служебное рвение и перестарались.

    Реклама на dsnews.ua