Сигнал для ВСУ. Что не так с делом Червинского
Во время войны обвинять наших офицеров во вражеских обстрелах — это вряд ли поможет сплотить общество в борьбе с врагом
Бывшему и.о. командира одной из частей Сил спецопераций ВСУ полковнику Роману Червинскому избрали меру пресечения в виде содержания под стражей на два месяца без права внесения залога. Заседание Шевченковского суда Киева 25 апреля проходило в закрытом режиме. Сторона защиты заявила, что будет подавать апелляцию, поскольку считает, что Червинского задержали и арестовали незаконно.
Уголовное производство против Червинского ведет СБУ. И понятно, что это дело не останется без внимания командиров подразделений ВСУ — от лейтенантов до генералов. Тем более что они, как и все мы, имеют возможность сравнить информацию из разных источников.
История, которую описывает СБУ, уникальна. Но в ней есть два момента, которые касаются фактически всех командиров: что такое "самовольные действия" и кто виноват в результатах российских обстрелов. Впрочем, прежде чем комментировать, изложим вкратце позиции обеих сторон.
Мнение СБУ
20 апреля СБУ сообщила о расследовании обстоятельств, которые повлекли массированный ракетный удар по аэродрому "Канатово" в Кировоградской области 23 июля 2022 г. По данным следствия, этот обстрел спровоцировали самовольные действия отдельных военнослужащих, решивших провести т.н. "спецоперацию" по завладению самолетом воздушно-космических сил России, чей пилот якобы согласился на предложение перейти на сторону Украины. Во время этой "операции", которая проводилась, несмотря на замечания СБУ и без согласования с соответствующими государственными органами, враг получил информацию о размещении личного состава Воздушных сил ВСУ и украинских самолетов. Эти данные и позволили ВС РФ совершить обстрел аэродрома "Канатово".
В результате ракетного удара погиб командир воинской части и получили ранения 17 украинских защитников. Также были полностью уничтожены два боевых истребителя Воздушных сил ВСУ, а взлетная полоса и другая техника и здания получили значительные повреждения.
Как подчеркивает СБУ, такие действия отдельных военнослужащих, которые привели к тяжелым последствиям, гибели и ранению украинских защитников и навредили обороноспособности страны, требуют соответствующей правовой оценки. Уголовное производство открыто по ч. 2 ст. 111 (государственная измена) и ч. 5 ст. 426-1 (превышение военным должностным лицом власти или служебных полномочий) Уголовного кодекса Украины.
21 апреля СБУ проинформировала, что по этому делу сообщено о подозрении Роману Червинскому по ч. 5 ст. 426-1 УК. С оценкой плана Червинского выступил глава СБУ Василий Малюк: "СБУ и ГУР МО сразу выразили свои замечания по этому плану, его не согласовали другие государственные органы. Ведь спецоперация таила в себе много рисков. Но отдельные люди решили действовать по своему усмотрению… Хочу подчеркнуть, что никакие уловки не помогут избежать ответственности. По-моему, подлец, действия которого привели к смерти одного украинского военного и ранения еще семнадцати, должен понести заслуженное наказание".
Мнение Червинского
Роман Червинский — бывший разведчик. Он был одним из организаторов операции ГУР МО по поимке "вагнеровцев", воевавших против нас на Донетчине и Луганщине, которая была сорвана в июле 2020 г., в результате чего власть получила скандал "вагнергейт", а организаторы операции были уволены. Широкой публике Червинский стал известен 3 декабря 2021 г., когда выступил в эфире ток-шоу "Свобода слова с Савиком Шустером" на телеканале "Украина". Он заявил там, что разведчикам, причастным к операции по поимке "вагнеровцев", угрожали из Офиса президента уголовным преследованием и что материалы о проведении операции были уничтожены и подделаны, чтобы скрыть государственную измену среди высшего руководства государства.
И вот через два года после "вагнергейта" опять была сорвана операция с участием Червинского. Только на этот раз он служил уже не в ГУР МО, а в Силах спецопераций ВСУ.
24 апреля Червинский был задержан, а на следующий день, как раз перед судебным заседанием, где ему избирали меру пресечения, вышло 80-минутное интервью с ним на Youtube-канале сайта "Цензор.нет".
По его версии, эту операцию проводила СБУ, после того как законом, принятым 30 марта 2022 г., Украина пообещала российским военнослужащим вознаграждение $1 млн за каждый боевой самолет, добровольно переданный Вооруженным силам Украины.
"СБУ вела оперативную игру с некоторыми [российскими] пилотами на предмет передачи техники. Самолет нелегко передать. Поэтому СБУ операцию разрабатывала и обратилась к нам за помощью для оценки этой информации и помощи с профессиональной точки зрения, со стороны военных пилотов наших, а также с нашей стороны. Мы такую операцию проводили, контактировали, общались. Но мы во время нее поняли, что с той стороны, скорее всего, идет игра, и планировали остановиться на том, что собрали информацию о пилотах, которые бомбили Мариуполь, Харьковщину, об их структурах, об их контрразведчиках на аэродромах военных по всей России. Информации было достаточно много собрано. Они думали, что они с нами играют, но мы их там переигрывали", — рассказал Червинский.
"Мы остановились на том, что мы собрали эту информацию, — добавил он. — Эта операция закончилась ничем в итоге". Но во время нее он и подчиненные ему военнослужащие попали под ракетный обстрел на военном аэродроме в Кировоградской области. По словам Червинского, в ноябре 2022 г. начались "попытки сфальсифицировать дело" насчет его возможной вины в обстреле аэродрома.
"Это дело полностью сфальсифицировано. Они меня обвиняют в том, что эта операция не была согласована с ГУР почему-то. Вообще эта операция была больше СБУ, оперативную составляющую делала СБУ. То есть они должны были согласовывать, если должны согласовывать, хотя я не считаю, по закону это ничем не предусмотрено, — утверждает он в интервью. — Формально меня обвиняют в превышении служебных обязанностей. Вроде бы я это все сам организовал. Без СБУ, без Воздушных сил, без ничего, сам все сделал, придумал и пытался самолет забрать и поэтому россияне обстреляли аэродром. Это вообще какая-то сюрреалистическая история".
Как сообщила "Украинская правда" после суда, адвокаты Червинского настаивают, что все его действия были согласованы на соответствующем уровне, а бомбардировка аэродрома не была следствием провала операции, поскольку его обстреливали и до этого.
Вопросы без ответа
А теперь представим себе, как все это выглядит в глазах офицеров ВСУ. Прежде всего, возникает новый повод для, скажем так, не очень теплых чувств к СБУ. Особенно ввиду информации о том, что именно СБУ проводила эту операцию, а Червинский и его люди только помогали. Тут представляется не очень красивая картина: люди из ССО ВСУ по просьбе СБУ подключаются к операции — и затем СБУ вешает на них вину за российский обстрел аэродрома во время этой операции и сама же ведет уголовное производство против них.
Но даже если забыть об этом обстоятельстве и считать, что речь идет чисто об операции Червинского и его команды, то все равно это дело — плохой сигнал для армии. Ибо остаются два вопроса.
Первый — что такое "самовольные действия", в которых СБУ обвиняет Червинского. По утверждению СБУ, Червинский "самовольно решил" провести операцию "вопреки возражениям СБУ и без согласия соответствующих государственных органов". И за это ему светит по ч. 5 ст. 426-1 УК лишение свободы на срок от 8 до 12 лет.
Нетрудно представить себе последствия, если все командиры подразделений ВСУ начнут воздерживаться от "самовольных решений" и действовать только по спущенным сверху письменным приказам. Потому что если за проявленную инициативу светит 8-12 лет тюрьмы, то лучше перестраховаться. А в реальных боевых условиях это трата времени. И пока ты получаешь одобрение сверху, обстановка может кардинально измениться, возможности для эффективных действий будут упущены.
Не менее важный вопрос — кто же все-таки виноват в результатах российских обстрелов. Во время войны обвинять в этом наших офицеров — это, мягко говоря, контроверсионный способ сплотить общество в борьбе с врагом. Общество получает сигнал, что когда гибнут наши воины, то виноваты в этом не россияне, а командиры наших подразделений.
Понятно, что можно и нужно обвинять в пособничестве врагу всяких вражеских агентов — диверсантов, шпионов, наводчиков огня. Но когда СБУ обвиняет Червинского в том, что "его самовольные действия привели к ракетному обстрелу врагом аэродрома", это звучит странно. Ведь под такую формулировку можно подвести командира любого подразделения ВСУ. Самовольно обстрелял врага, получил вражеский огонь в ответ — садись в тюрьму на 8-12 лет? Такие сомнения могут возникнуть у любого непредубежденного человека. Хуже то, что такие сомнения могут возникнуть в армии.