Дефицит бронетранспортеров. Как "Хорунжий" поможет БТР-4
Быстро насытить войска новой техникой сейчас намного важнее, чем разбираться с логистикой и поставками запасных частей и комплектующих
На днях прошла информация, что вооруженные силы Латвии стали получать первые бронетранспортеры колесной формулы 6х6 производства финской компании Patria. Это первые поставки по контракту, заключенному в августе 2021 г. В Украине проблема перевооружения стоит еще острее, чем в Латвии, однако у нашей оборонной промышленности есть возможности для выпуска подобной техники самостоятельно. Речь идет о таком удачном проекте, как БТР-4.
Прототип БТР-4 впервые был представлен в июне 2006 г. на выставке "Авіасвіт-ХХІ" в Киеве, а вскоре началось серийное производство — в интересах иностранного заказчика (Республика Ирак). Правда, перед самым началом войны на Донбассе Багдад отказался от закупки нескольких партий бронетранспортеров из-за их низкого качества. И уже весной 2014 г. эти машины были переданы силовым структурам и принимали активное участие в боях.
Вскоре были размещены и заказы для армии. В ходе эксплуатации конструкция БТР-4 была доработана, появились современные модификации, например, БТР-4МВ1. Однако при заказе больших партий оказалось, что все производство корпусов для бронетранспортеров зависит от одного производителя — частного предприятия "Лозовский кузнечно-механический завод". Причем собственно технологический процесс происходит по крайне устаревшей технологии времен СССР с максимальным использованием ручных сварочных работ. Максимум, что могло давать предприятие на пике своих возможностей — 20 корпусов в месяц, что привело к угрозе срыва государственного заказа.
Сначала проблему пытались решить путем откомандирования бригады квалифицированных сварщиков из Харькова, с государственного ХКБМ. Это в какой-то мере позволило стабилизировать ситуацию, однако было временным решением.
В 2018 г. "Укроборонпром" собрался развернуть самостоятельное производство корпусов БТР на собственных мощностях, чтобы не зависеть от ЛКМЗ.
Долгое время об этом проекте ничего не было слышно, и только в начале ноября нынешнего года пресс-служба "Укроборонпрома" заявила о том, что на ГП "Житомирский бронетанковый завод" начато серийное изготовление корпусов для украинских бронированных машин БТР-4Е. Тут же было отмечено, что по результатам испытаний предприятие подтвердило способность качественно и в заданные сроки производить корпуса для отечественных колесных бронетранспортеров. Мало того, утверждается, что первая партия корпусов будет передана Харьковскому конструкторскому бюро по машиностроению им. О.А. Морозова еще до конца года.
Если сообщения соответствуют реальности, то это серьезное подспорье для харьковчан, которые получили контракт на 2021 г. на производство 75 единиц БТР-4Е, однако не укладываются в сроки. Впрочем, такая ситуация уже не впервой — достаточно вспомнить, что контракт 2016 г. на 45 единиц БТР-4Е был закрыт только летом 2020-го.
Но для армии нужны не десятки, а сотни бронетранспортеров. Поэтому не от хорошей жизни в качестве дополнительного армейского образца Министерство обороны рассматривает БТР "Хорунжий" от частного НПО "Практика". Понятно, что принятие еще одного образца на вооружение только усложнит обслуживание парка бронетранспортеров, который и нынче весьма пестрый — БТР-60, БТР-70, БТР-80, БТР-3, БТР-4. Тем не менее быстро насытить войска новой техникой сейчас намного важнее, чем разбираться с логистикой и поставками запасных частей и комплектующих.
"Хорунжий" продвигается "Практикой" с 2016 г. и вырос он из проекта модернизации БТР-60М. Однако фактически от БТР-60 тут ничего не осталось — внутренняя начинка полностью перекомпонована. И наконец-то появилась кормовая аппарель — ее отсутствие было очень большим недостатком всех бронетранспортеров советской конструкции. Такое решение стало возможным благодаря установке в передней части нового дизельного двигателя Deutz с автоматической коробкой передач Allison. В итоге увеличился внутренний объем, что позволяет рассматривать конструкцию как недорогую базовую платформу для создания машин специального назначения, в частности командно-штабных, медицинских или даже самоходного миномета.
Но это проекты будущего, а пока что "Практика" ударными темпами стремится довести машину до соответствия техническому заданию от ВСУ. Так, 5 ноября на полигоне учебного центра "Десна" с участием посла Республики Турция в Украине Ягмура Ахмета Гюльдере и генерального директора турецкой компании Aselsan Халука Гергюна прошли первоначальные заводские испытания боевого модуля SARP KPVT турецкого производства, установленного на БТР "Хорунжий".
В качестве основного вооружения SARP KPVT использует 14,5-мм пулемет КПВТ и имеет возможность перезарядки пулемета изнутри машины. В ходе испытаний экипажи Вооруженных Сил Украины и представители компаний "Практика" и Aselsan выполнили упражнения по практической стрельбе с ходу и с места по целям. Проверялись как огневая мощность вооружения, так и работоспособность элементов боевого модуля, состоящих из приборов наблюдения с возможностью дневного и ночного видения, лазерного дальномера. Была отработана корректировка баллистики в соответствии с метеорологической информацией и типом боеприпасов, дистанционное управление и пр.
Понятно, что это еще не государственные испытания, которые могут затянуться надолго, но, как минимум, один из достаточно важных этапов на пути принятия нового БТР на вооружение пройден.