Срок никто не отменял. Почему G7 опять напомнила Зеленскому о долгах
Банковая и "слуги народа" больше всего боятся появления е-деклараций нардепов и чиновников за 2021 и 2022 годы в публичном доступе
"Мы рекомендуем в течение следующих трех месяцев приложить первоочередные усилия для: возобновления требования декларирования имущества и финансирования политических партий; усиления НАБУ и САП; и обеспечения конституционного правосудия", — заявила группа послов G7 в своем официальном Twitter-аккаунте.
Свои рекомендации, похожие на установление дедлайна для украинской власти, послы оформили в документ "Топ судебной и антикоррупционной реформ. Три приоритета до 30 сентября 2023 года". Нетрудно догадаться, для чего установлен именно такой дедлайн. Чтобы Еврокомиссия успела учесть результаты в своих выводах для саммита Европейского совета 26-27 октября, который оценит выполнение "семи шагов", необходимых для принятия Украины в Евросоюз.
Напомним, что в состав G7 входят три крупнейшие страны Евросоюза — Германия, Франция и Италия. (Остальные четыре члена G7 — это США, Канада, Великобритания и Япония.) В саммитах G7 принимают участие президенты двух высших органов ЕС — Европейского совета и Еврокомиссии. Аналогично в группу послов G7 входят послы семи членов G7 и глава представительства Евросоюза в Украине.
Также пришли новости из Венеции. На своей сессии 9-10 июня Венецианская комиссия дала заключения по трем украинским законам: о порядке отбора кандидатов в судьи КСУ; о национальных меньшинствах (сообществах); об олигархах. Эти законы тоже упомянуты в "семи шагах". А значит, эти заключения Венецианки нужно имплементировать в украинское законодательство к тому же сроку (до 30 сентября).
В общем, власть получила публичное напоминание, что наступление против оккупанта — это прекрасно, но нужно выполнять свои обязательства перед Евросоюзом. Иначе никакие победы Украины на фронте не заставят Еврокомиссию и Европейский совет сказать, что наша страна сделала те "семь шагов", которых от нее ждали. Заметим, что рекомендации послов G7 и заключения Венецианки касаются законодательства — то есть тут не нужно глубокое участие верховного главнокомандующего. Достаточно, чтобы Владимир Зеленский дал соответствующую команду "слугам народа", а остальное — это уже работа Верховной Рады.
За три с половиной месяца выполнить довольно-таки короткий список требований G7 и Венецианки нетрудно, было бы желание. Но вот как раз с этим могут быть проблемы.
Рестарт е-декларирования
Первый из трех приоритетов, о которых заявила группа послов G7, это восстановление системы декларирования имущества и отчетов о финансировании политических партий. А именно: "Восстановить обязанность государственных служащих (кроме мобилизованных и непосредственно вовлеченных в боевые действия) подавать и обнародовать свои декларации об имущественном положении и доходах во время военного положения; возобновить проверку Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) деклараций об имущественном положении и доходах; обеспечить публичный доступ к декларациям об активах с соответствующим редактированием положений о безопасности; и восстановить требования по отчетности финансирования политических партий с соответствующим редактированием положений о безопасности".
Это требование не случайно поставлено первым — именно оно испытывает наибольшее сопротивление со стороны Банковой. Глава фракции "слуг народа" Давид Арахамия еще 23 сентября, то есть почти девять месяцев назад, внес соответствующий законопроект №8071. Антикоррупционный комитет Верховной Рады 18 октября рекомендовал нардепам принять этот проект в первом чтении. И на этом вопрос завис. 31 января журналистка Татьяна Николаенко поделилась информацией, почему Банковая и "слуги народа" заблокировали проект №8071. "Заморозка подачи деклараций позволяет избежать уголовной ответственности за недостоверно указанную информацию. В начале декабря в Киеве была Виктория Нуланд, и представители украинской власти ей обещали вернуть декларирование в начале января. Январь сегодня заканчивается. Декларирование никто не вернул. По моей информации, на сегодняшний день готовых проголосовать за возвращение декларирования 100 человек. При этом даже эти готовы его возвращать только при условии, что реестры будут закрыты", — пояснила Николаенко. С тех пор прошло более четырех месяцев, но проект №8071 так и не вынесен на голосование.
Подчеркнем, что наибольший страх на Банковой и у "слуг народа" вызывает не то, что НАПК возобновит проверки деклараций, а то, что е-декларации появятся в открытом доступе. Именно это отметила Николаенко, говоря, что нардепы могут проголосовать за возвращение е-декларирования только при условии, что реестры будут закрыты. А послы G7 знают об этих страхах и специально уточняют, что необходимо "обеспечить публичный доступ к декларациям об активах".
На данный момент, по информации НАПК, только 40 нардепов и четыре члена Кабмина подали е-декларации за 2021 год. С декларациями за 2022 год ситуация еще хуже.
Знающие люди поясняют, почему Банковая и "слуги народа" боятся появления е-деклараций депутатов и чиновников за 2021 и 2022 годы в публичном доступе. Главная причина для страха в том, что эти декларации станут предметом пристального изучения для журналистов и политических оппонентов. Достаточно будет сравнить их с е-декларациями за 2020 год, чтобы вычислить, кто из деятелей нынешней власти резко разбогател во время большой войны. И кто незадолго до 24.02.2022 распродал свое имущество в Украине (и, возможно, перевел валюту в иностранные банки или обзавелся активами за рубежом).
Независимость САП и НАБУ
Второй приоритет группы послов G7 — институциональная независимость САП и НАБУ. От Верховной Рады требуется принять новые законодательные акты, направленные на усовершенствование процедур отбора руководителя и ключевых должностных лиц САП, усилить способность регулировать ее организационную деятельность, в том числе бюджетную и штатную, а также создать механизмы дисциплинарной ответственности и подотчетности руководства САП путем введения отдельной дисциплинарной комиссии и независимой ревизионной комиссии. Тут напрашивается вопрос, зачем нужны эти механизмы, которые могут быть использованы против нынешнего руководства САП. Ответ в том, что G7 хочет таких механизмов (отдельной дисциплинарной комиссии и независимой ревизионной комиссии), которые были бы неподконтрольны Офису президента и Офису генпрокурора. А что получится в конечном итоге — это уже другой вопрос.
Что же касается НАБУ, то для него G7 требует усовершенствования законодательной и нормативной базы путем увеличения штатной численности и обеспечения надлежащего финансирования, обеспечения возможностей независимого прослушивания телефонных разговоров и создания института судебной экспертизы при НАБУ. Сейчас НАБУ в вопросах прослушки зависит от СБУ, а в вопросах судебной экспертизы — от учреждений Минюста, МВД и СБУ.
Меритократия КСУ
Третий приоритет — подбор конституционных судей. G7 требует "принять и внедрить законодательство о прозрачном отборе судей КСУ на меритократической основе, включая процесс предварительного отбора на основе оценки добропорядочности и профессионализма кандидатов в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии". Меритократия, как известно, это "власть достойных". Действующий закон об отборе судей КСУ, принятый 13 декабря 2022 г., этому требованию не удовлетворяет — иначе группа послов G7 не требовала бы принятия нового закона. Впрочем, тут нужно перейти к свежим рекомендациям Венецианской комиссии.
Закон об уточнении положений о конкурсном отборе кандидатур на должность судьи КСУ уже подготовлен — это проект №9322, внесенный 25 мая главой комитета по вопросам правовой политики Денисом Масловым и еще шестью членами того же комитета. Это компромисс между Еврокомиссией и Банковой. По действующему закону, отбор кандидатур проводит Совещательная группа экспертов (СГЭ) в составе шести членов, из которых три предложены международными организациями и Венецианской комиссией. Еврокомиссия хотела седьмого члена от международных организаций, но удовлетворилась предложением Банковой о том, чтобы в патовых ситуациях западные эксперты имели решающий голос. 10 июня Венецианка одобрила этот компромисс, хоть и высказала сожаление, что идея о седьмом члене СГЭ не реализована. В рекомендациях предложены несколько мелких правок и, главное, говорится, что после принятия закона Венецианка будет согласна принять участие в формировании СГЭ.
10 июня Верховная Рада приняла проект №9322 в первом чтении. Мелкие правки от Венецианки должны быть учтены при подготовке проекта ко второму чтению. Таким образом, эта проблема вскоре должна разрешиться.
Навстречу Венгрии и Румынии
Сложнее ситуация с двумя другими законами Украины, которые рассмотрела Венецианка на сессии 9-10 июня, — о национальных меньшинствах (сообществах) и об олигархах. Тут предстоит еще долгий путь — сначала должны быть подготовлены законопроекты, в которых будут учтены рекомендации Венецианки, а затем, возможно, придется пройти по второму кругу процедуру согласования с Еврокомиссией и Венецианкой (именно так было с законом об отборе судей КСУ).
Закон о национальных меньшинствах (сообществах) был принят 13 декабря 2022 г. и должен вступить в силу 1 июля 2023 г., то есть менее чем через три недели. С критикой этого закона выступили Венгрия и Румыния. Они как члены ЕС могут вообще заблокировать дальнейшую евроинтеграцию Украины, пока не будут учтены их требования. В то же время идея расширения прав нацменьшинств в местах их компактного проживания малопопулярна в Верховной Раде. Дальнейшие перспективы можно будет обсуждать, когда появится законопроект о внесении изменений в упомянутый закон.
Конец закона об олигархах
Закон об олигархах был принят еще 23 сентября 2021 г., то есть почти два года назад. 29 июня 2022 г., уже во время большой войны, во исполнение этого закона СНБО утвердил положение о реестре олигархов, и в тот же день Зеленский своим указом ввел это решение в действие.
В "семи шагах", которые должна сделать Украина, Еврокомиссия записала, что внедрение закона об олигархах "должно быть сделано юридически обоснованным образом с учетом предстоящего заключения Венецианской комиссии". Венецианка несколько раз переносила вынесение своего вердикта. Наконец 9 июня министр юстиции Украины Денис Малюська сообщил, что "ключевое решение, принятое Венецианской комиссией: рекомендовать Украине отложить имплементацию закона об олигархах с учетом войны". Затем в эфире телемарафона он пояснил: "По мнению Венецианской комиссии, закон об олигархах сейчас неактуален и не совсем адекватно отражает реалии, которые сейчас сложились в Украине. Они отметили, что в этом виде, в этой ситуации, в этой редакции имплементацию этого закона следует отложить. А уже после войны нужно будет переоценить ситуацию и дальше решить, насколько радикально закон менять, или, может, он вообще не понадобится…"
Иную интерпретацию заключения Венецианки дал нардеп от "Батьківщини" Сергей Власенко, который тоже присутствовал на заседании 9 июня. "Заключение очень негативное для Украины. Ключевая дискуссия велась о том, рекомендовать ли Украине отменить весь закон, или рекомендовать внести изменения в его большую часть, удалив весь механизм "признания олигархами". Только потому, что в Украине идет война, это было лишь сокрушительное заключение, а не убийственное", — рассказал Власенко.
Он акцентирует на том, что комиссия не рекомендовала остановить антиолигархический закон до конца войны. "Венецианка рекомендовала "юридически отложить исполнение этого закона". Без указания даты. И дальше следуют рекомендации перейти от индивидуального подхода к системному подходу в борьбе с олигархией", — подчеркивает Власенко. По его словам, системный подход — это системные изменения в антимонопольном, anti-money-laundering (против отмывания денег), антиофшорном, антикоррупционном законодательстве. Он добавляет, что "также была подвергнута критике возможность "определения олигархами" по решению СНБО".
И вот со всем этим тоже что-то придется делать. Как минимум, необходимо остановить действие закона. Но для этого Рада должна внести в закон изменение. И тут все опять упирается в вопрос о политической воле Зеленского. Ведь закон об олигархах был его любимой игрушкой, с помощью которой он хотел переделить как политический рынок, так и рынок медиа. Поэтому сейчас нет смысла гадать, что будет с законом об олигархах. Предмет для обсуждения появится, когда сам Зеленский или глава профильного комитета Александр Завитневич предложит проект изменений в этот закон.
Пока же, если просуммировать все вышесказанное, триумф Украины на саммите Европейского совета 26-27 октября выглядит, мягко говоря, негарантированным. Собственно, именно потому и была вынуждена выступить со своим предупреждением группа послов G7.