• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

ЦРУ сотрудничает с СБУ, но избегает "летальных" операций, — СМИ

Центральное разведывательное управление США с 2015 года тесно сотрудничает со Службой безопасности Украины и участвует в развитии украинских спецслужб. В то же время, американцы избегают участия в спецоперациях, где целью является физическое уничтожение врага

Реклама на dsnews.ua

Об этом рассказали в интервью The Washington Post более двух десятков нынешних и бывших украинских, американских и западных сотрудников разведки и безопасности, передает "ДС" со ссылкой на "Украинскую правду".

Стоит отметить, что только в 2022 году ЦРУ изъяло Украину из списка "небратских" стран, которые рассматриваются как представляющие угрозу безопасности, и контакты с их гражданами для сотрудников агентства запрещены без предварительного разрешения.

"По словам нынешних и бывших украинских и американских чиновников, в миссиях (Украины — ред.) принимали участие элитные команды украинских оперативников, которые были сформированы, подготовлены и оснащены в тесном партнерстве с ЦРУ. Начиная с 2015 года, ЦРУ потратило десятки миллионов долларов на превращение украинских спецслужб советского образца в мощных союзников в борьбе против Москвы… Агентство предоставило Украине передовые системы наблюдения, тренировало новобранцев на объектах в Украине и США, построило новые штаб-квартиры для подразделений украинской военной разведки и обменивалось разведданными в масштабах, которые были невозможно представить до того, как Россия оккупировала Крым и разожгла войну на востоке Украины", — говорится в сообщении.

ЦРУ сохраняет значительное присутствие в Киеве. Представители американской разведки заявили, что ЦРУ не участвовало в операциях по целенаправленному убийству, проводимым украинскими спецслужбами, и что работа управления была сосредоточена на усилении способности украинских служб собирать разведывательную информацию.

Бывший высокопоставленный чиновник ЦРУ, комментируя работу украинских спецслужб, заявил, что "наблюдается рождение набора разведывательных служб, напоминающих Моссад в 1970-х годах".

"Давление на Киев, которое требует от него побед над Россией и поиска путей сдерживания дальнейшей агрессии, создает стимулы для преувеличения послужного списка и возможностей украинских спецслужб", — говорится в сообщении.

Глава СБУ Василий Малюк со своей стороны подчеркнул: "Все цели, которые поражает СБУ, абсолютно законны". Малыш добавил, что Украина "делает все, чтобы справедливое наказание "догнало" всех предателей, военных преступников и коллаборантов".

Нынешние и бывшие американские и украинские чиновники заявили, что обе стороны пытаются сохранять дистанцию между ЦРУ и смертоносными операциями, проводимыми его партнерами в Киеве. По словам чиновников, после некоторых операций представители ЦРУ выражали обеспокоенность, но не прекращали оказывать поддержку.

"Мы никогда не привлекали наших международных партнеров к тайным операциям, особенно на линии фронта", – сказал бывший высокопоставленный сотрудник СБУ.

Оперативников СБУ и ГУР не сопровождали коллеги из ЦРУ. Украина избегала использования оружия или оборудования, которое можно было бы связать с американскими источниками, а также потоки тайного финансирования были разделены.

"У нас было много ограничений по оперативной работе с украинцами", – сказал бывший сотрудник американской разведки. Ударение делалось "больше на защищенной связи и торговле", а также на поиске новых потоков разведданных внутри России, "а не на том, "как взорвать мэра". У меня никогда не возникало ощущения, что мы были настолько вовлечены в разработку их операций".

Несмотря на это, официальные лица признавали, что границы иногда размывались. Офицеры ЦРУ в Киеве были проинформированы о некоторых из наиболее амбициозных планов Украины по нанесению ударов. В некоторых случаях, включая подрыв Крымского моста, американские чиновники выражали обеспокоенность.

Украинские шпионы разработали линию поведения относительно того, какие операции обсуждать, а какие держать в тайне.

Сотрудничество между ЦРУ и Украиной началось после протестов 2014 года. Сначала сотрудничество было незначительным, по словам официальных лиц, учитывая обеспокоенность обеих сторон тем, что в украинские службы все еще в значительной степени проникла российская ФСБ. По словам чиновников, для управления этими рисками ЦРУ совместно с СБУ создали совершенно новое управление, которое сосредотачивается на так называемых "активных мерах" против России и изолировано от других подразделений СБУ. Новое подразделение получило прозаическое название "Пятое управление", чтобы отличить его от четырех других подразделений СБУ. Впоследствии было создано шестое управление, которое, по словам официальных лиц, сотрудничало с британской разведывательной службой. План заключался в том, чтобы сформировать подразделения, "способные действовать по линии фронта и работать как тайные группы", – сказал украинский чиновник, участвовавший в этой программе.

ЦРУ предоставило безопасные средства связи, прослушивающее оборудование, которое позволило Украине перехватывать российские телефонные звонки и электронную почту, а также обеспечило маскировку и сепаратистскую форму, чтобы оперативникам было легче проникать в оккупированные города. По словам официальных лиц, первые миссии были сосредоточены на вербовке информаторов среди марионеток России, а также на мероприятиях кибер- и электронного прослушивания. СБУ также начала усиливать диверсионные операции и миссии по захвату лидеров сепаратистов и украинских коллаборационистов, некоторые из которых были доставлены в тайные места заключения.

Но вскоре операции приобрели роковой характер. За три года минимум полдюжины российских оперативников, высокопоставленных командиров сепаратистов или коллаборантов были убиты в результате атак, которое часто объяснялось сведением внутренних счетов, но на самом деле было делом рук СБУ, сообщили украинские официальные лица.

Среди убитых был Евгений Жилин, лидер пророссийской группы боевиков на востоке Украины, застреленный в 2016 году в московском ресторане. Год спустя в Донецке был убит командир повстанцев, известный как "Гиви", в рамках операции, в которой обвинившая его в изнасиловании женщина была завербована, чтобы подложить ему бомбу, по словам бывшего чиновника, участвовавшего в этой миссии.

Украинские официальные лица заявили, что переход страны к более смертоносным методам был вызван российской агрессией, зверствами.

Помогая в развитии нового управления СБУ, ЦРУ параллельно приступило к еще более амбициозному проекту с военной разведкой Украины.

ГУР, насчитывавшее менее 5 000 сотрудников, было вдвое меньше СБУ и имело более узкий фокус – на шпионаже и активных действиях против России. Кроме того, там работали младшие сотрудники с меньшим опытом советских времен, в то время как СБУ все еще воспринималась как пронизанная российской разведкой организация.

"Мы подсчитали, что ГУР является меньшей и более гибкой организацией (чем СБУ — ред.), где мы можем иметь большее влияние. ГУР была нашим маленьким ребенком. Мы давали им все новое оборудование и обучали их", – сказал бывший сотрудник американской разведки, работавший в Украине.

Офицеры ГУР "были молодыми ребятами, а не генералами КГБ советских времен", – сказал он, – "тогда как СБУ была слишком велика для реформирования".

С 2015 года ЦРУ приступило к настолько масштабной трансформации ГУР, что за несколько лет "мы будто бы отстроили его с нуля", – сказал бывший сотрудник американской разведки. Один из главных "архитекторов" развития, работавший начальником отдела ЦРУ в Киеве. В настоящее время он руководит оперативной группой в Украине в штаб-квартире ЦРУ.

По словам чиновников, ЦРУ помогло ГУР приобрести самые современные системы наблюдения и электронного прослушивания. Они включали мобильное оборудование, которое можно разместить вдоль контролируемых Россией линий на востоке Украины, а также программное обеспечение, которое использовалось для прослушивания мобильных телефонов кремлевских чиновников, посещавших оккупированную территорию из Москвы. По словам официальных лиц, украинскими системами руководили украинские офицеры, но все полученное передавалось американцам.

Обеспокоенное тем, что устаревшее оборудование ГУР, вероятно, было скомпрометировано российской разведкой, ЦРУ заплатило за новые штаб-квартиры для военизированного подразделения ГУР "Спецназ" и отдельного управления, ответственного за электронный шпионаж.

По словам официальных лиц, новые возможности были потрясающими.

"За один день мы могли перехватывать от 250 000 до 300 000 отдельных сообщений от российских военных и подразделений ФСБ. Информации было так много, что мы не могли справиться с ней сами", – сказал бывший высокопоставленный чиновник ГУР. По словам официальных лиц, массивы данных передавались через новый объект, построенный ЦРУ, в Вашингтон, где их тщательно изучали аналитики ЦРУ и АНБ (Агентство нацбезопасности).

"Мы давали им возможность — через нас — собирать информацию о российских целях", — сказал бывший сотрудник ГУР. Отвечая на вопрос о размере инвестиций ЦРУ, чиновник сказал: "Это были миллионы долларов".

С течением времени ГУР также разработало сеть источников в аппарате безопасности России, в том числе в подразделении ФСБ, ответственном за операции в Украине. В знак доверия между США и Украиной, по словам официальных лиц, ЦРУ было позволено иметь прямой контакт с агентами, завербованными и управляемыми украинской разведкой.

Полученные в результате разведывательные данные в большинстве своем были скрыты от общественности, за редкими исключениями. СБУ начала публиковать компрометирующие или позорные перехваты переговоров, в том числе один из них, на котором российские командиры обсуждали вину своей страны в сбыте пассажирского самолета "Малайзийских авиалиний" в 2014 году.

Несмотря на это, официальные лица заявили, что разведданные, полученные благодаря сотрудничеству между США и Украиной, имеют свои пределы. Например, предупреждение администрации Байдена о решимости российского президента Владимира Путина свергнуть киевское правительство основывалось прежде всего на отдельных потоках разведданных, в которые Украина изначально не была посвящена.

По словам чиновников, собственные усилия Украины по сбору информации подпитывали скептицизм Зеленского и других относительно планов Путина, поскольку они подслушивали военные подразделения и подразделения ФСБ, которые сами не были проинформированы об этом до начала войны.

Новые возможности украинской разведки оказались ценны с самого начала войны. Например, СБУ получила разведывательные данные о важных российских объектах, что позволило нанести удары, в результате которых были убиты несколько командиров и едва не были убиты начальник Генерального штаба РФ Валерий Герасимов.

За последний год миссии спецслужб все чаще сосредотачивались на целях не только в тылу врага, но и на территории России, напоминают журналисты.

В то же время высокопоставленный украинский чиновник, тесно сотрудничавший с западными правительствами, координируя поддержку Украины, заявил, что нападения на некомбатантов и бомбардировки московских зданий подпитывают лживый нарратив Путина о том, что Украина представляет растущую опасность для рядовых россиян.

Редактор: Мария Чиренко
    Реклама на dsnews.ua