Что сделает Путин в ответ на биометрию
Введение биометрического контроля для граждан, въезжающих в Украину, - шаг логичный и вполне ожидаемый, хотя, может, и немного запоздалый. Не просто безвизовый, но и местами бесконтрольный пограничный режим со страной, с которой фактически идет война, был не очень логичным с самого начала конфликта. Поэтому вчерашняя инициатива Совета национальной безопасности и обороны ни для кого не выглядела сюрпризом.
Вполне ожидаемо на нее огрызнулась Россия. Первый заместитель председателя комитета Совфеда РФ по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что введение системы предварительной электронной регистрации для граждан России и биометрического контроля на границе - "это, по сути дела, установление визового режима между нашими странами, и его" упаковка "принципиального значения не имеет".
Наконец, еще до вчерашних новостей глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров пообещал, что в случае введения биометрического контроля и системы регистрации лиц, прибывающих в Украину, Москва введет "зеркальные меры".
Европа вполне ожидаемо промолчала, так как все без исключения страны ЕС и многие государства "первого мира" уже давно пользуются биометрическими паспортами.
Последствия введения биометрии на границе кажутся очевидными. Радикального влияния на российских профессиональных шпионов и диверсантов эта мера не окажет. Потому что сделать липовый биометрический паспорт только поначалу может быть проблемой (которую за несколько месяцев, к сожалению, решат), а вот нелегально перейти границу и пользоваться дальше украинскими внутренними паспортами, которых у российских спецслужб найдется достаточное количество, их сотрудники смогут в любой момент.
Вот на кого биометрия повлияет, так это на тех, кто оперирует в серой зоне. Тех, кто, пользуясь отсутствием визового режима, ездит на акции и митинги в южные и восточные регионы Украины, нередко пользуясь разными паспортами. Кто слишком незначительный, чтобы попасть в персональный "стоп-лист" с описанием примет, но при этом достаточно вредный для того, чтобы его не стоило пускать на территорию Украины. Контролировать проникновение подобных кадров биометрический контроль, несомненно, позволит.
"Зеркальная мера" со стороны России вряд ли сильно на что-то повлияет. У "профессиональных работников", которые на третий год войны на Донбассе никак не могут отказаться от московских или тюменских денег, есть возможность получить биометрический паспорт. Говорить о том, что нововведение сделает невозможным путешествия небогатых украинцев, которые по семейным причинам вынуждены время от времени ездить в Россию, - тоже не приходится. Стоимость биометрического паспорта по сравнению со стоимостью билетов не слишком высока.
При этом решение Украины о биометрическом контроле может быть использовано российскими властями и для собственных интересов. Ведь биометрия в тоталитарном государстве - это отличный инструмент для лучшего контроля за собственным населением.
Поэтому в случае, если вчерашняя инициатива СНБОУ будет реализована, в Кремле получат возможность ввести принудительный перевод загранпаспортов на биометрию. Такие паспорта в России, в принципе, тоже выдаются, но в крайне небольшом количестве (только в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде). Теперь же, "заботясь о народе" и оправдывая нововведения "капризами хунты", российские власти смогут сделать их общеобязательными. Что позволит Кремлю собрать почти общенациональную базу "пальчиков" и лучше контролировать собственных граждан, а приближенным к российской разрешительной системе компаниям, - изрядно подзаработать, установив приятную для себя цену на бланки биометрических документов.
Хотя все это, видимо, не должно волновать ни власть, ни граждан Украины. Потому что действия российских властей составят проблемы для россиян, подавляющее большинство которых все-таки причастны к избранию своей власти.