Когда мы увидим европейских полицейских на Донбассе
Президент Украины Петр Порошенко неоднократно заявлял о необходимости полицейской миссии ОБСЕ на оккупированных территориях. Однако ни Москва, ни Париж с Берлином, на это не соглашались. Объяснение европейских участников "нормандской четверки" было логичным - пока идут боевые действия, ни о какой полицейской миссии речь идти не может. Никто не хочет рисковать жизнью своих граждан. Потому результат ночных телефонных консультаций участников переговоров несколько удивил.
Как заявили в пресс-службе украинского президента, руководители Украины, Франции, Германии и России выразили поддержку развертыванию полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе и началу консультаций по этому вопросу. Также отмечена необходимость полного выполнения Минских договоренностей, включая создание предпосылок безопасности для проведения местных выборов в некоторых районах Луганской и Донецкой областей на основе украинского законодательства и норм БДИПЧ/ОБСЕ.
Показательно, что на российских информресурсах длительное время отсутствовала официальная реакция Москвы, там ссылались исключительно на пресс-службу Порошенко. Зато оперативно появилось заявление Владимира Путина: "ВСУ должны немедленно прекратить обстрелы населенных пунктов Донбасса... Ключевым элементом урегулирования должен стать прямой диалог Киева с Донецком и Луганском... Партнерам по "нормандскому формату" передан согласованный с ДНР и ЛНР пакет предложений по местным выборам, особому статусу, амнистии и децентрализации, которые следовало бы внимательно рассмотреть в Контактной группе". То есть, риторика Кремля ничуть не изменилась.
Линия поведения России прогнозируема, ее составляющие понятны. Первое: играть в трудности перевода. Полицейская миссия ОБСЕ? Нет, не слышали. Расширение мандата действующей специальной мониторинговой миссии возможно, но не более того.
Второе: нет выборов в ОРДЛО - нет и полицейской миссии. Москва будет активнее давить на Меркель и Олланда, чтобы те в свою очередь склоняли официальный Киев к уступкам по вопросу выборов на оккупированных территориях. Кремлю необходимо, чтобы тема выборов дестабилизировала ситуацию в Украине, подпитывая "зрадофилов". Каждое неосторожное заявление представителей Запада или наших политиков сразу же будет растиражировано с комментариями вроде, "Минск-2 ведет к капитуляции".
Третье: предоставление оккупированным территориям особого статуса, причем, с закреплением его в Конституции. Вряд ли кто-то сомневается, что в Кремле и дальше намерены продвигать идею босниезации Украины, чтобы не допустить углубления интеграции нашей страны с ЕС и НАТО. В раскол Украины вкладываются огромные средства.
Четвертое: в украинские СМИ будут регулярно вбрасываться различные страшилки: Запад предаст, он не захочет отправлять своих полицейских под пули; за такую миссию придется платить самим украинцам, а это недешево; европолицейские ничего не изменят, никакого толка от ОБСЕ нет и не будет; если Россия согласилась на полицейскую миссию, значит под ее вывеской легализирует своих наемников и т.д. Главная задача таких вбросов - подорвать доверие общества к инициативе президента Украины, создавая в обществе критическую массу недовольных подвешенностью ситуации.
Линия поведения Германии и Франции тоже понятна. Ни они, ни мы не можем отказаться от Минских соглашений. Иначе - война только усилиться. Потому, скорее, консультации по поводу полицейской миссии ОБСЕ - попытка изменить дискурс переговоров в "нормандском формате" в преддверии решения о продлении санкций против РФ. Оно, напомним, сейчас дается довольно сложно. Теперь же Путин и его информационная камарилья могут сколько угодно надувать щеки и качать права, но их отказ от введения на Донбасс полицейской миссии ОБСЕ - сигнал тем странам, лидеры которые придумывают зацепки, чтобы если не отменить санкции, то хотя бы их смягчить. Если же Россия не согласна на предложенный вариант прекращения конфликта, значит, санкции остаются.