Как будет происходить "национализация" Ахметова в ОРДЛО
В ОРДЛО осталось 20 крупных производств, на которых работают порядка 75 тыс. человек. Три из них принадлежат корпорации "Индустриальный союз Донбасса", восемь — компании "ДТЭК", девять — группе "Метинвест". Таким образом, подавляющая часть из этой двадцатки входит в группы "ДТЭК" и "Метвинвест" - обе принадлежат одному хозяину и представляют собой соответственно энергетический и металлургический подразделения компании СКМ, конечным бенефициаром которой является Ринат Ахметов.
Прелести режима
Еще в начале февраля лидеры самопровозглашенной ЛНР по сути обязали все предприятия, расположенные на территории "республики", но зарегистрированные в Украине, то есть так называемых "нерезидентов", в срок до 31 марта заключить договоры с местными налоговыми службами и уже со второго квартала платить все налоги в бюджет "республики". В противном случае эти предприятия ожидает "национализация". Через несколько дней совершенно предсказуемо аналогичная инициатива вышла и от руководства ДНР.
Разумеется, первой реакцией украинской стороны (и политиков, и СМИ, и представителей крупного бизнеса) стали тревожные сообщения о возможной остановке ряда крупных предприятий, сокращении работников, нарушении международных договоров, предстоящем социальном взрыве, сокращении в Украине валютной выручки и поступления налогов. В частности, по словам Юрия Тандита, в 2016 г. предприятиями, которые продолжают работать на неподконтрольной Украине территории, было уплачено более 30 млрд грн налоговых платежей.
Много писалось и о невозможности регистрации этого бизнеса на территории непризнанных республик, о невозможности этими псевдогосударственными образованиями осуществлять экспортную деятельность (а для металлургии это, безусловно, фактор важный).
Но нужно отметить, что в "республиках", собственно, и не требовали (пере)регистрации. Хотя малый и средний бизнес такую "перерегистрацию" таки прошел - еще в 2014 г., когда была создана своя база со своими кодами. Крупному же бизнесу предлагают подписать договоры с налоговиками и платить налоги. Регистрацию в "республиках" им не навязывают, от них прежде всего хотят получать налоги.
Драма и трагедия
Отметим один фактор, который позволяет взглянуть на ситуацию с меньшим драматизмом. Есть Авдеевский коксохимический завод - это главный коксохимический завод империи СКМ и он же главный коксохим Украины. А кокс - это условно центр пресловутой цепочки уголь—кокс—металл. Этот гигант остался на подконтрольной Украине стороне. Также под контролем Украины находится и Мариуполь, где расположены два самых крупных металлургических комбината Донбасса ("Азовсталь" и ММК им. Ильича). И, что исключительно важно, именно в Мариуполе расположен крупный торговый порт.
Многие политики и аналитики уже высказали свое мнение, что такого рода заявления, дескать, могут быть просто элементарным блефом со стороны "лидеров республик". Впервой ли им блефовать? Но 27 февраля появилось новое решение "глав республик", еще более ультимативное и форсирующее их же предыдущую инициативу: "Мы вынуждены объявить, что если до среды 1 марта 2017 г. блокада не будет снята, то мы введём внешнее управление на всех предприятиях украинской юрисдикции, работающих в ДНР и ЛНР". Об этом говорится в совместном заявлении Александра Захарченко и Игоря Плотницкого.
Также в заявлениях говорится о создании штабов для контроля перевода украинских предприятий под внешнее управление "республики". Причем в каждой республике свой штаб и даже уже готовятся списки их членов. Захарченко также отметил, что после перехода предприятий "из украинской юрисдикции в правовое поле ДНР", республика сможет наполнять за счет этих предприятий до 70% бюджета.
Сама идея "национализации", надо заметить, отнюдь не нова. Ранее в ЛДНР уже были "национализированы" такие крупные предприятия, как сеть супермаркетов АТБ, сеть автозаправок "Параллель", Шахта им. Засядько (после аварии в марте 2015 г.), а также большинство рынков, отданные под контроль так называемого ГП "Рынки Донбасса". Разумеется, национализация очень приветствовалась убежденными сторонниками "народных республик", ибо помимо собственно сепаратистких, антиукраинских настроений важным аргументом для них звучали и такие посылы, как "народность республик" и "борьба с олигархами".
На сегодняшний день указанные выше предприятия продолжают работать. Громкого и справедливого возмущения от собственников этих как бы "национализированных" предприятий мы не слышали. Вывески однако поменялись. Например, магазины АТБ работают под вывеской "Первый республиканский супермаркет". В самом супермаркете - товары любых производителей: донецких, луганских, российских и украинских. Интересная деталь: на кассовом чеке товарные позиции написаны на русском, а внизу расположена бухгалтерская информация на украинском языке: "сума", "ПДВ", "сума з ПДВ".
Управляющим национализированной сети АТБ в ДНР называли наемника из Абхазии, помощника Захарченко Ставроса Багателию, а в ЛНР - якобы аналогичной сетью руководит дочь Игоря Плотницкого.
ООО "Параллель-М", по информации источников в самой ДНР, было национализировано "Республиканской топливной компанией", подчиняющейся "министерству топлива и энергетики ДНР". На сайта самой компании говорится: "Наше госпредприятие РТК начало свою деятельность в сложное время 2015 г., когда на Донбассе велись активные военные действия. Восстанавливая оборудование и отстраивая заново здания, разрушенные украинской армией, мы прилагали максимум усилий, чтобы запустить их в эксплуатацию. Являясь единственным топливным оператором ДНР, на сегодняшний день сеть АЗС представлена 42 действующими пунктами".
Так кому же на самом деле принадлежат сегодня эти предприятия, кто настоящий собственник? Достоверный ответ на этот вопрос на сегодня дать не может никто. Точнее - почти никто. Очевидно одно: "народ Донбасса" никаких акций и прав собственности не получил. Похоже, что действительно отработана некая схема, когда украинское предприятие создает дочернее: под другим названием, специально для деятельности в ЛДНР. Известно, к примеру, что кондитерское предприятие "Конти" близкого Ахметову Бориса Колесникова с лета 2015 г. работает в Донецке под названием "Тор", а продукцию другой известной кондитерской фабрики — "АВК" — можно приобрести под маркой "Лаконд". Есть у этих "новых" предприятий и свои сайты - с доменом "ru".
Но что такое министерства в ДНР, которым подчиняются теперь так называемые "государственные предприятия"? Что это за "закрытые акционерные общества"?
А может быть вся ЛДНР - это одна черная дыра, предоставляющая безграничные возможности для серого бизнеса, принадлежащего вполне конкретным собственникам, а не фиктивным "министерствам" из параллельных миров? А для более полного представления вспомним, что на Донбассе было и остается множество так называемых копанок, то есть по сути нелегально работающих угледобывающих "предприятий". Там тоже работают люди, тоже добывают уголь и получают зарплаты. Налоги, сами понимаете, в бюджет Украины не шли и теперь уж тем более не идут.
Почему же боевики не решились на "национализацию" раньше? Как известно, гостиницы Ахметова, стадион "Донбасс-арена", базу ФК "Шахтер" на Кирша до последнего момента никто не трогал. Этих крупных и лакомых объектов мародерство не коснулось. Резиденцию Ахметова возле Ботанического сада тоже не отдали ни детским домам, ни оставшимся без крова жителям "республики", ни под экскурсии, как это сделали в Украине с резиденцией Януковича в Межигорье.
Уместно будет вспомнить, как Ахметова характеризуют сами дончане. Они говорят: "Во-первых, Ринат умеет договариваться. Во-вторых, Ринат умеет договариваться со всеми". Ахметов не попал в число тех "регионалов", которые были вынуждены скрываться в России. Он не занимал государственных должностей. Он, как говорят, вышел из воды сухим.
Его империя продолжает свою работу. В то время как череда украинских банков в 2015-2016 гг. ушла с рынка, ПУМБ жив и, по данным за 2016 г., даже в прибыли. И объем гособлигаций в портфеле банка увеличивается, то есть банк кредитует Украину. В июне 2016 г. глава НБУ Валерия Гонтарева сообщала о том, что не против приобретения Ахметовым "дочки" одного из российских банков. Глава НБУ также характеризовала ПУМБ как банк, "не имеющий признаков модели олигархического бизнеса".
Есть мнение, что в ДНР существует как бы две влиятельные группы, и одна из них - это именно люди Ахметова. Это только предположения. Теоретически групп может быть и больше двух. Но факт есть факт: в Донбассе, особенно в ДНР, есть масса людей, которые если не положительно, то вполне лояльно относятся к Ринату Леонидовичу. Треть жителей Донецкой области или работали на предприятиях Ахметова, или были с ними связаны. Половина Донецка и сейчас мечтает, чтоб в город вернулся футбольный клуб "Шахтер". "Донбасс-Арена" использовалась как пункт выдачи гуманитарной помощи "Благотворительного фонда Рината Ахметова". И его гуманитарку получают практически все пенсионеры - в отличие от российской "гумпомощи". "А раз продолжает возить уже третий год, значит, держит этот район под себя" - это тоже одно из распространенных в Донбассе убеждений.
Есть даже основания полагать, что сегодня рейтинг Ахметова в Донецке опередил бы и Захарченко, и Януковича, и Таруту, и Жебривского. И любого другого. Другое дело - что самому Ринату это губернаторство вряд ли нужно. Еще до событий 2014 г. в Донецке многие говорили: "зачем ему сидеть в обладминистрации, если у него своя резиденция, откуда он и так всем управляет".
Есть информация, что "власти ДНР" планируют создать "государственный холдинг "Метэнерго", в который войдут "национализированные" предприятия олигарха Рината Ахметова. Тут по всей видимости ключевых вопросов будет два.
Первый - где будет зарегистрирована этот холдинг? Возможно, в России, возможно, на каких-то островах, возможно, какой-то остров даже признает независимость "республик". И прецеденты уже имеются (например с Абхазией), да и вообще сейчас ничего нельзя исключать.
И второе - кто будет соучредителями холдинга?
Не исключено, что совладельцем или даже основным совладельцем "нового холдинга" останется прежний хозяин этих предприятий. Не исключено, что какую-то долю его вынудят уступить. Это все вопросы больших договоренностей. Схем существует много, схемы отшлифовывают и совершенствуют. И договариваться крупные бизнесмены умеют.
А если договорятся, то будут работать все эти предприятия так же, как и сегодня работают. Никто ведь не напишет в документах "сделано в ДНР" - это можно писать только на товарах для внутреннего пользования на радость местной вате. В документах будет написано, что собственник - такой-то холдинг, эти холдинги и будут вполне легальными.
Стоит отметить, что, по последней информации, ЛНР, не дожидаясь 1 марта, уже ввела внешние администрации на трех предприятиях, принадлежащих Ахметову: "Краснодонуголь", "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит".
Любопытный факт: ни в одном заявлении Плотницкого и на официальных сайтах ЛНР нет информации, что же это за ЗАО "Внешторгсервис", которому поручено почетная и ответственная роль внешнего администрирования крупных промышленных предприятий. Шутка ли управлять предприятием, тем более в период, когда оно испытывает трудности? А собственно это и подразумевается под "внешним управлением", а не национализация, как многие сейчас трактуют. Это временная мера, переходный период. Так вот об этом ЗАО неизвестно пока ничего: кто учредители ЗАО, каковы его виды деятельности, опыт, репутация. Это все остается большой загадкой. По запросу в Google указанного предприятия в Луганске не обнаруживается, зато поисковик предлагает такое предприятие:
"Внешторгсервис", ЗАО
Адрес: 366506, Чеченская Республика, Урус-Мартановский район, с Мартан-Чу, Пионерская, д. 40
Руководитель: Генеральный директор - Духаев Магомед Хас Магометович
Уставной капитал:10 тыс. руб. Количество учредителей: 2