Что именно перечеркнет надежды Порошенко на "ноябрьский безвиз"

Введение безвизового режима для путешествий украинцев в ЕС - это вопрос, который, к сожалению, будет решен в неопределенном будущем. Несмотря на привлекательность слов, сказанных и нашим президентом, и европейскими чиновниками
Фото: УНИАН

"В ноябре месяце Украинцы будут путешествовать (в Европу - ред.) без виз". Этой сентенции нашего президента можно было бы только порадоваться, если бы не его другое заявление, сделанное в тот же день. О том, что решение о безвизовом режиме для украинцев будет принято "сразу после решения о механизме приостановки безвизового режима", пишет depo.ua.

Если учесть тот факт, что этот самый "механизм" находится в ЕС не на стадии согласованного финального голосования, а на стадии размышлений "как бы эту штуку реализовать", и его формулировка в виде хотя бы проекта требует длительных консультаций в треугольнике между Еврокомиссией, Европарламентом и советом Европы, то первое и второе утверждение нашего президента не слишком хорошо соотносятся между собой.

К этому можно добавить тот факт, что голосование по механизму отмены безвиза в план заседаний Европарламента 24-27 октября даже не внесен. Что неудивительно - сложно голосовать за проект, который в природе пока не существует.

При этом, что особенно обидно, документ о механизме отмены появился и преградил путь отмене виз не из-за Украины. Поскольку в ЕС обоснованно подозревают, что большинство украинцев, которые имели твердое намерение евроинтегрироваться в индивидуальном или семейном порядке, уже успели это сделать.

По настоящему Брюссель боится безвиза с Турцией. Поток нелегалов, беженцев, бандитов и законспирированных террористов оттуда может легко превзойти количество всех украинских гастарбайтеров, вместе взятых. При этом отказ от безвиза, в свою очередь, грозит ровно тем же - только в еще более криминализированном виде, без каких-либо механизмов контроля и селекции. Анкара не раз демонстрировала готовность, в случае отказа от безвиза для Турции, заняться "выдавливанием" беженцев из зон конфликтов в северо-западном направлении. Куда большинство из них и сами не прочь отправиться.

Учитывая подобную ситуацию, прогнозировать четкие даты принятия безвиза несколько необдуманно. Даже, например, для Грузии - которая уже имеет решение Европарламента, но "зависла" не хуже Украины.

И, с одной стороны, педалирование украинским президентом "безвиза уже завтра" можно рассматривать как форму давления на европейских партнеров. Но, несмотря на возможный масштаб проблем с Турцией, этому давлению они вряд ли поддадутся.

А с другой стороны, если европейская бюрократическая реальность таки станет непреодолимым камнем на пути "безвиза в октябре", "безвиза в ноябре", или "безвиза с 24:00 31 декабря" это будет очевидной проблемой не только для президента. Который с формальной точки зрения станет любителем распространять недостоверную информацию. Это станет проблемой и для тех, кто поддерживал европейский выбор Украины в многочисленных не очень простых обстоятельствах последних лет. И разочарование в "#перемозі" которую обещали - но она не случилась, вполне может толкнуть этих людей на радикальные поступки. При этом немалое количество людей, которые пострадают от "евроразочарования", будут электоратом именно президентской партии. Что, конечно, вряд ли усилит ее электоральные позиции.

Кто-то из них пойдет в лагерь антиевропейских популистов (тех, которые с вилами - или с косой). А кто-то решит искать выход из кризиса в терминалах Борисполя или пунктах пропуска на границе. И даже существующий визовый режим этих людей не остановит.