• USD 42.3
  • EUR 43.6
  • GBP 52.1
Спецпроекты

Что готовит Донбассу новый смотрящий Кремля

Сменив Суркова на Козака в роли куратора ЛДНР, Москва запускает комплексную перезагрузку проекта
Реклама на dsnews.ua

Миссия помощника российского президента Владислава Суркова в Донбассе завершена. Вместо него следить за состоянием дел в ДНР и ЛНР доверено вице-премьеру РФ, отвечающему за аннексированный Крым, Дмитрию Козаку. Эта кадровая ротация подводит черту под планами Кремля по обустройству в Донбассе искусственного административного образования и его реинтеграции в состав Украины. Новая миссия Козака, занимающегося урегулированием конфликта в Приднестровье вот уже 12 лет, говорит о том, что команда Путина идет на системное снижение градуса в противостоянии в Донбассе. Москва уже не ждет быстрых решений и громких результатов на этом направлении и готова к затяжной дипломатической партии против Киева. 

Замена куратора ЛДНР выглядит вполне закономерным решением, если принять во внимание результаты работы Владислава Суркова. А их на самом деле не так уж много. Громкий проект "Новороссия", за которым стоял помощник российского президента, провалился. Среди причин этого фиаско можно выделить несколько факторов. Во-первых, жители востока Украины проявили ничтожно низкую активность в "русской весне", стартовавшей в прошлом году в Крыму. Следовательно, многомиллионные средства, израсходованные здесь на разжигание антиукраинской истерии на протяжении многих лет, были потрачены впустую. Во-вторых, команда Суркова оказалась не готова организационно к запуску полноценного сепаратистского проекта в Донецкой и Луганской областях. Ключевой просчет - отсутствие авторитетных местных лидеров. И в-третьих, Москва так и не отважилась на взятие под непосредственный военный контроль оккупированных территорий Донбасса, как это было в Крыму. Именно поэтому здесь быстро расцвели бандитизм и атаманщина, превратившие жизнь в ДНР и ЛНР в кровавый ужас  и перекинувшиеся на российскую территорию.

Таким же провалом закончилась попытка Суркова реинтегрировать в состав Украины оккупированные части Донбасса под соусом особого статуса. И хотя соответствующие договоренности были достигнуты в канун 2015 г. в Минске, было очевидно, что никто их выполнять не станет. Для украинских властей соблюдение скандального договора было равнозначно политическому самоубийству. Особенно это касается условия о формировании неподконтрольных Киеву силовых органов в Донецке и Луганске. Россия, в свою очередь, не собиралась возвращать Банковой контроль над совместной границей. Владислав Сурков надеялся исправить ситуацию при помощи плана Мореля, предусматривающего проведение в Донбассе выборов по отдельному закону. Но и этот вариант режиссеру "Новороссии" осуществить не удалось.

Безусловным козырем Дмитрия Козака в контексте порученного ему кураторства вопросов, связанных с функционированием ДНР и ЛНР, является разработка плана решения приднестровского конфликта путем федерализации Молдовы. Согласно плану Козака автономии получали право вето при принятии нежелательных для них законопроектов, а Кишинев должен был распустить армию, соблюдать нейтралитет и дать согласие на размещение российской военной базы в ПМР минимум на 20 лет

В итоге план сепаратистского проекта на востоке Украины окончательно провалился, а с ним стал ненужным на этом направлении и сам Владислав Сурков. В весьма похожей ситуации опытный мастер политических и военных комбинаций оказался в 2011 г., когда реализуемая им в РФ громкая концепция "суверенной демократии" также потерпела поражение. Тогда Сурков играл в особенную, русскую демократию, создавая ручные псевдооппозиционные политические проекты ("Родина" в 2003 г., общественное движение "Наши" в 2005-м, "Справедливая Россия" в 2007-м), которые должны были выполнить функцию громоотвода в авторитарном государстве. Но впоследствии эти манипуляции привели к появлению в РФ настоящего протестного движения и самому массовому антиправительственному митингу на Болотной площади в 2011 г. Отвечать за разгул демократии пришлось Суркову, которого вынудили отдать пост первого зама главы президентской администрации протеже Сергея Иванова Вячеславу Володину.

Впрочем, Сурков еще может реализовать себя на других направлениях (он продолжает курировать кавказские дела, в частности - в Южной Осетии и Абхазии, отжатых у Грузии), а нас сейчас интересует другая персона - Дмитрий Козак.

Уроженец села Бандурово Кировоградской области, как и многие другие представители окружения Владимира Путина, начинал свою карьеру в середине 90-х в команде тогдашнего мэра Ленинграда Анатолия Собчака. Впоследствии занимал различные высокие посты, в частности, был замом и первым замом главы администрации президента (2000-2003 гг.), также трудился представителем президента в Южном федеральном округе (2004-2007 гг.), а с 2008 г. работает вице-премьером. Именно Козак отвечал в правительстве Медведева за подготовку к зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. С недавних пор он курирует аннексированный Крым.

Реклама на dsnews.ua

Таким образом, Козак - однозначно близкий Путину человек. Однако 

обращает на себя внимание степень этой близости. Условная дистанция между ними вполне сопоставима с дистанцией между Сурковым и президентом. В то же время Козак - человек из "очень старой" гвардии, к каковым Сурков не относится. Так что здесь Путин следует своей обычной практике использования питерских друзей в качестве пожарной команды. То есть нынешнюю рокировку можно интерпретировать так: форму, которую обрел процесс урегулирования в Донбассе, Кремль фактически признал угрозой  и привлек проверенного кризисного менеджера. Однако тот факт, что Козак, как и Сурков, не входит в узкий круг Путина, означает, что он опасается сужения пространства для дальнейших маневров. В то же время, как следует из опубликованного на днях очередного доклада аналитической группы "Минченко Консалтинг" (в данном случае очевидной манипулятивностью исследования можно пренебречь), и Сурков, и Козак в российской иерархии сейчас занимают примерно одинаковое положение "кандидатов в члены путинского политбюро" второго эшелона. Таким образом, эта ротация для последнего является проверкой потенциала для дальнейшего продвижения. Путинская вертикаль испытывает серьезный кадровый голод, так что это сделка на взаимовыгодных условиях.

Безусловным козырем Дмитрия Козака в контексте порученного ему кураторства вопросов, связанных с функционированием ДНР и ЛНР, является разработка плана решения приднестровского конфликта путем федерализации Молдовы. В соответствии с предложенным Козаком меморандумом Молдове предлагалась новая модель государственного устройства - асимметричная федерация, куда должны были войти ПМР и Гагаузия. Согласно плану Козака автономии получали право вето при принятии нежелательных для них законопроектов, а Кишинев должен был распустить армию, соблюдать нейтралитет и дать согласие на размещение российской военной базы в ПМР минимум на 20 лет. Соответствующий договор, написанный на основе этого плана, был парафирован в 2003 г., но в последний момент под давлением Запада его подписание сорвалось.

Судя по всему, похожий план Дмитрий Козак будет предлагать - теперь в статусе смотрящего за ЛДНР - и Украине. Конечно, новый миротворческий труд Козака будет иметь свои отличия и особенности, поскольку масштабы конфликта в Донбассе и влияние сторон противостояния значительно отличаются от приднестровской истории. Очевидно, что смена Суркова на Козака означает ставку Кремля на глубокую заморозку конфликта в Донбассе и подготовку к затяжному позиционному политическому и дипломатическому противостоянию. С военной точки зрения, это кадровое решение вселяет определенный оптимизм. Поскольку вероятность возобновления полномасштабных боевых действий в ближайшее время сведена к минимуму. В то же время нам придется окончательно смириться с тем, что проблема Донбасса - это надолго.

    Реклама на dsnews.ua