Что делать с чиновниками
Украина обязана воспользоваться этой реформой для установления таких правил для государственных служащих, которые будут устраивать общество.
Во-первых, прежде чем спорить о численности и зарплатах, нужно определиться с темпами внедрения электронного управления. Чем меньше будет бумагооборот, тем меньше человеко-часов придется тратить чиновникам и гражданам на общение друг с другом. Это не только де-факто сократит количество поводов для коррупционных деяний, но и приведет к убыли числа госслужащих. Соответственно, тем более высокие зарплаты можно будет платить оставшимся даже без увеличения доли этих расходов в госбюджете.
Во-вторых, необходимо создать условия, чтобы сама мысль идти на госслужбу ради левых доходов представлялась даже не глупой, а опасной. Для этого нужна регулярная (ежегодная) сверка соответствия расходов чиновника его доходам, включая очень широкий круг родственников-сватьев-кумовьев. Пока в отечественной антикоррупционной стратегии дыр достаточно, и проверка имущественного положения 24 тыс. чиновников, о которой месяц назад рассказывал глава Минюста Павел Петренко, их закрыть не сможет. С другой стороны, чиновники и кандидаты в чиновники должны иметь четкую перспективу карьерного роста и повышения зарплат. Нынешнее ограничение зарплат размерами должностных окладов - не более чем игра на публику. Реальная экономия расходов в масштабах государства получается копеечной, при этом качество системы управления ухудшается - в частный бизнес уходят хорошие специалисты низшего и среднего звена, чьи должности отнюдь не предполагали участие в коррупционных схемах (вопреки досужему мнению, большинство госслужащих - не воры и даже не тунеядцы).
Точно не добавляет привлекательности профессии выделение "особенных" категорий госслужащих. Недавно к будущим сотрудникам Антикоррупционного бюро (старшие детективы будут получать 22 минимальные зарплаты, то есть на сегодня около 26 тыс. грн.) прибавились 63 следователя Главного следственного управления МВД, которым правительство установило зарплату в 30 тыс. То есть Арсений Яценюк гривней как бы показывает, что "наших" следаков коррумпировать будет еще сложнее. Хотя почему их зарплата должна быть в шесть раз больше, чем, к примеру, у сотрудника департамента государственных закупок Минэкономразвития, который должен контролировать чистоту тендерных процедур на миллиарды гривень? Дело, очевидно, исключительно в пиаре, как в известном анекдоте о крысах и хомячках.
Наконец, еще одно важное обстоятельство. Есть простое объяснение тому, почему большинство развитых стран имеют двухпартийную систему, - на большее количество просто не хватает длины скамеек запасных. Разумеется, если иметь в виду, что у команды действительно достает компетенции для управления страной, а не для увеселения публики эпатажными акциями. Такая система (в разных вариациях) работает в США, Великобритании, Германии, Франции, Испании. В этом же ряду должна быть и Украина. Наша страна не может позволить себе содержать полдюжины скамеек запасных: в нынешнем парламенте шесть партий, из них пять входят в правящую коалицию и, соответственно, претендуют на участие в распределении должностей по всей вертикали. И эта цель тоже должна стать частью общественного договора. Это означает, что она должна быть сформулирована, продискутирована и воплощена в конкретную реформу партийной и избирательной систем.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 13 апреля 2015 г. (№15/725)