• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Чернобыль-30: И под АЭС будет энергетическая ива расти

Проходит последний год "знакомой" ЧАЭС: в конце 2016-го саркофаг четвертого энергоблока накроют аркой нового укрытия, и известный всему миру символ-силуэт изменится навсегда
Реклама на dsnews.ua

Ровно 30 лет назад, 26 апреля 1986 года, в 1:23:50 на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв. Точная последовательность процессов, которая к нему привела, неизвестна, но считается, что причиной стал неконтролируемый разгон реактора: тепловая мощность за несколько секунд выросла до неизвестных величин (измерительные приборы зашкалили), ТВЭЛы начали разрушаться, некоторые из них попали в межреакторное пространство. Далее -резкий рост давления, отрыв и подъем верхней плиты реактора, массовое разрушение технологических каналов, одновременное вскипание по всему объему активной зоны, выброс пара и - первый взрыв.

Через несколько секунд взорвалось во второй раз. Что это был за взрыв - образованного в реакторе водорода, тепловой взрыв реактора, или "продолжение" первого парового выброса - до сих пор на уровне гипотез. Но этот второй "аккорд" окончательно "добил" реактор: его здание частично обрушилось, начался пожар, остатки активной зоны расплавились...

Что на самом деле произошло, не понимали даже в Припяти, в 4 км от АЭС. В день аварии там успели сыграть 16 свадеб - была суббота. В небе над станцией в то время, как вспоминали свидетели событий, стояло малиновое зарево... Эвакуация города, полностью накрытого (в отличие от Чернобыля) радиоактивным облаком, началась лишь днем 27 апреля. Ближайшую к станции 10-километровую зону выселили до 3 мая. До 6-го "зачистили" 30-километровую.

Сегодня Чернобыльская зона отчуждения - это десятки брошенных деревень, которые только угадываются за обильным подлеском. Это пустая, разбитая Припять и условно жилой Чернобыль, в котором живет персонал станции и несколько самоселов - их в Зоне, по официальным данным, насчитывается 158 человек, средний возраст - 78 лет. Это порезанная на металл чернобыльская облученная техника и пока что целые антенны загоризонтной станции "Дуга".

Реклама на dsnews.ua

Depo.ua решили разобраться, что же ждет Зону в последующие годы. Опираться пришлось на слова представителей власти. О планах они говорят очень осторожно. Конкретных вопросов часто избегают. Вопрос о деньгах не любят вообще. Впрочем, по их словам выходит, что о Зоне хоть немного, но думают. И даже собираются что-то в ней менять.

Зона отчуждения

За 30 лет после аварии брошенные чернобыльские земли чрезвычайно изменились. И есть все основания считать, что трансформации эти в ближайшие годы будут только ускорятся, ведь скоро начнет "сыпаться" все созданное и заброшенное человеком.

Что с территорией вокруг ЧАЭС будет дальше, пока точно не знает никто, даже ее распорядители. Как рассказал глава Госагентства по управлению Зоной отчуждения (ГАЗО) Виталий Петрук, ими были заказаны определенные исследования, суммированы имеющиеся данные и, в конце концов, в ГАЗО пришли к выводу, что подходы к управлению Зоной надо менять. За 30 лет ситуация в определенной степени стабилизировалась, территории стали безопаснее - общее воздействие радиации на них уменьшилось, если обобщенно, в 10 тысяч раз. Впрочем, ожидать, что по крайней мере в часть Зоны вернутся люди, не стоит. "Мы не будем изменять границы Зоны отчуждения, потому что на сегодня нет экономической рациональной целесообразности возвращать туда население для проживания, - объясняет Петрук. - В северных частях Украины плотность населения в 6 раз меньше, чем на остальной территории Украины, территории не лучшие с позиций ведения сельского хозяйства, поэтому осуществлять расходы для возвращения туда людей нет смысла. Но мы будем изменять статус этой территории, чтобы максимально эффективно ее использовать".

В ГАЗО хотят создать вокруг Припяти промышленную зону для ряда несколько специфических (не стоит сразу бояться этого слова) предприятий. Концепция реформирования будто бы уже готова, 13 апреля Президент подписал указ "О дополнительных мерах по преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему и возрождение загрязненных территорий", далее свое слово должен сказать Кабинет министров и Верховная Рада. Презентовать концепцию широкой общественности обещают в ближайшее время - после Пасхи.

Следует отметить, что период полураспада большей части радиоактивных веществ, "подаренных" разрушенным реактором, подошел или уже подходит к концу: изотопы йода-131 разложились за 8 дней, цезия-134 - за два года, период полураспада стронция-90 - 29, а цезия-137 - "юбилейные" 30 лет. Впрочем, кроме них есть и другие, более опасные элементы. Больше всего это касается "десятки" - 10-километровой зоны (этот "километраж" достаточно условен, ведь найти "пятно" можно и вне его) вокруг станции, загрязненной трансурановыми элементами, период полураспада которых составляет 24 тысячи лет. Срок такой, что сейчас ответ на вопрос, когда туда вернутся люди, неутешителен и безапелляционен - никогда.

"Десятка" ЧАЭС

Главная нынешняя задача в 10-километровой зоне вокруг ЧАЭС - это достройка и преобразование объекта "Укрытие", или Саркофага над 4-м энергоблоком в экологическую безопасную зону. Проект, на который потрачено почти 2 млрд долларов, администратором которых является ЕБРР, должен быть закончен в ноябре 2017-го. А вот дальше, жалуются в ГАЗО, Украина остается один-на-один с чернобыльскими проблемами. "Поэтому мы изыскиваем механизм, который вызывал бы доверие у международного сообщества, потому что на самом деле оно готово и в дальнейшем помогать нам, но ждет прозрачных и открытых действий", - утверждает глава ведомства.

Еще одна "задача №1" - достройка нового хранилища отработанного ядерного топлива сухого типа ХОЯТ-2 на замену старому "мокрому" хранилищу, построенному еще в 1986-ом. Этот объект также активно строится, и в следующем году должен быть запущен в эксплуатацию.

В перспективе должно еще быть и ЦХОЯТ - централизованное хранилище для топлива трех украинских атомных станций - Ровенской, Южно-Украинской и Хмельницкой (у Запорожской есть собственное), но этот проект сейчас находится только на начальной стадии. О размещении в Украине отработанного топлива с других АЭС, успокаивают в Зоне, речь не идет.

А далее - уже упомянутое преобразование 10-километровой санитарно-защитной зоны ЧАЭС в промышленную. "Есть возможность разместить здесь производство, связанное с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом, со снятием с эксплуатации, что нам еще надо будет со своими блоками делать, и в этом направлении двигаться, - рассказал технический директор и главный инженер ЧАЭС Андрей Билан. - Чтобы 10-км Зона была не потребляющим бюджетные деньги предприятием, а нормальным хозяйственным объектом".

Также серьезно рассматриваются варианты размещения в "десятке" предприятий альтернативной энергетики: солнечных батарей, ветровых генераторов - с ними, правда, труднее, котельных на биотопливе - щепе. Достойная была бы замена "мирному атому".

Новое Укрытие

Объект, который на ЧАЭС называют либо "конфайнмент", либо "арка", либо, гораздо реже "Укрытие-2" - уникальное в своем роде сооружение: высота - 110, длина - 150, ширина - 260 метров. Подобные по размерам арочные ангары есть разве что у "Боинга", но в них, все же, есть дополнительная перемычка жесткости, что приближает конструкцию к фермовой. На ЧАЭС же - настоящая арка.

Задача Конфайнмента - накрыть собой существующий Саркофаг 4-го энергоблока, защитив его от внешней среды, а внешнюю среду - от него. Существующее Укрытие уже приходилось стабилизировать, но мятежный реактор, от которого стройплощадка отделена защитным бетонным контуром, до сих пор регулярно "бомбит" ионизирующим излучением. Работать возле него можно не более 2-3 часов за смену.

Сейчас на площадке работает более тысячи строителей. Основные металлоконструкции нового Укрытия выполнены из углеродистой стали, внешняя часть обшивки - нержавеющая сталь. В межарочном пространстве будет поддерживаться определенный климат - влажность меньше 50% - для снижения уровня коррозии.

Как рассказал специалист по координации строительства Арки Петр Британ, ее перемещение запланировано на конец - ноября-декабрь - 2016 года. Двигать огромную конструкцию будут с помощью гидравлических домкратов, установленных по обе ее стороны под каждой опорой. Они будут ее двигать до конечного положения со скоростью 10 метров в час. По графику, на весь маршрут должно уйти 7 дней - это вместе с настройкой, проверкой оборудования и так далее. Сдадут в эксплуатацию Арку в ноябре 2017-го.

ХОЯТ-2

Хранилище отработанного ядерного топлива сухого типа (ХОЯТ-2 - должно "забрать" себе все топливные элементы 1, 2 и 3 энергоблоков, накопленные за все время эксплуатации станции, а это более 21 тысячи тепловыделяющих сборок. Сейчас они хранятся в старом "мокром" хранилище - специальных бассейнах выдержки, расположенных на промышленной площадке ЧАЭС.

Комплекс сейчас готов на 70%. Условно он состоит из двух частей. Видимая - массивное бетонное сооружение - установка по подготовке отработанного топлива к хранению. Туда топливо с "мокрой" площадки будет доставляться в специальном вагоне-контейнере, по девять сборников - 10-метровых конструкций с топливными элементами - за раз. В нижней, приемной камере контейнер будет переводиться в вертикальное положение, и через специальный шлюз стыковаться с верхней, "горячей" камерой.

В ней будут проводиться самые опасные операции: элемент вытащат из контейнера, опустят в специальный топливный патрон, обрежут, разделив топливную сборку на две составляющие. Далее патроны будут вкладываться в специальные контейнеры, с которыми будут проводиться все необходимые операции: сушка топлива, герметизация контейнеров, после чего они будут перемещаться в зону хранения.

Горячая камера - помещение с метровыми бетонными стенами, обшитыми стальными листами, в которое доступ персоналу будет запрещен - все операции будут проводиться в автоматическом режиме. Наблюдать можно будет через защитные окна, которые должны привезти из Франции, или же через камеры наблюдения. Вскоре там должен начаться монтаж оборудования - оно уже прошло испытания на заводе производителя в Германии и готово к монтажу. В целом же, на ХОЯТ-2 работают по всему миру - США, Германия, Франция, Польша, Словакия, Италия - и на 90% оборудование уже готово, а некоторое уже и доставлено на ЧАЭС.

Вторая часть комплекса - зона хранения: два ряда бетонных модулей на 232 ячейки, в которые будут помещены контейнеры, после чего их "ложе" закроют бетонным затвором. В целом ЧАЭС необходимо 229 многостеночных ячеек - два пенала "в сборке" будут резервными, а одна камера останется пустой.

По графику, монтаж оборудования будет завершен к концу 2016-го. Далее - "холодные" (на имитаторах) и "горячие" (с реальным топливом) испытания и ввод в эксплуатацию. На весь объем работ по перемещению топлива, по оценкам специалистов, понадобится около 9 лет.

Следует отметить, что и Арка, и ХОЯТ-2 строятся на 100 лет. Что будет дальше, на станции не хотят гадать, ведь сейчас просто неизвестно, как разовьются за века технологии, какой будет ситуация с энергоресурсами и так далее. На сегодня же переработка или захоронение этого топлива экономически нецелесообразно или невозможно.

ЧАЭС и 4-й энергоблок

Чернобыльская станция продолжает жить своей собственной, невидимой для постороннего глаза жизнью - выводить из эксплуатации ее будут еще много лет. Сейчас продолжается выгрузка из блоков топлива: 3-й, ближайший к аварийному блок выгрузили давно, а совсем недавно, 21 апреля, наконец-то освободили от топливных элементов и 2-й. Задача, как рассказал технический директор и главный инженер ЧАЭС Андрей Билан, была не из самых простых, ведь несколько сборников были повреждены еще с доаварийных времени, и что с ними делать, не знал никто. Над решением задачи работали более 10 лет. Сейчас "неразгруженным" остается еще 1-й блок - это 31 сборник.

После освобождения от топлива блоки теряют статус ядерных установок, объем их обслуживания уменьшается, но на станции обещают по максимуму сохранять рабочие места - а сейчас на ЧАЭС работает более 2 тыс. рабочих. "Вводится в обслуживание новый Конфайнмент, поэтому будем использовать персонал в Укрытии", - объясняет главный инженер.

А вот что будет с разрушенным 4-м энергоблоком, в настоящее время рассматривается лишь на концептуальном уровне. Сказывается отсутствие средств, да и пока не очень понятно, что с ним вообще можно сделать. "Это высокорадиоактивные отходы, содержащие транс-урановые элементы, - объясняет Петрук. - По закону они должны быть захоронены в глубоких геологических формациях, но в Украине таких хранилищ нет, и даже на исследовательском уровне этот вопрос практически на нулевом уровне - только в планах".

В ближайшее время все радиоактивное "сокровище" будет оставаться в реакторе, пока не решится проблема хранилищ. Но на ЧАЭС хотят попробовать поработать с этим материалом, чтобы знать, с чем имеют дело. "Мы делали предложения, нам не позволили это сделать, но мы от них отступать не будем - хотим сделать пробный перевод партии топливосодержащих масс, какого-то кусочка, в безопасное состояние. Разместить его в контейнере, когда заведомо известны его весогабаритные характеристики, радиационные характеристики, местоположение. Провести пробную операцию, чтобы какой-то опыт получить, отработать технологию", - говорит главный инженер ЧАЭС.

Пруд-охладитель

Еще один интересный объект ЧАЭС - гигантский пруд-охладитель. Сейчас из него постепенно сбрасывают воду, что периодически вызывает беспокойство в СМИ и соцсетях, мол, из-под воды обнажается загрязненное радиоактивным илом дно. Впрочем, как успокоил Андрей Билан, исследования показали, что дно водоема оказалось чище, чем не покрытые водой берега. В любом случае, постоянно ведется мониторинг радиологической ситуации, и на станции держат наготове насосы, чтобы в случае необходимости восстановить водное зеркало.

Пока же возникает вопрос, как использовать выведенный из эксплуатации пруд. "К нам обратилась организация, которая занимается альтернативной энергетикой, и предложила на осушенных участках высадить энергетическую вербу (для производства биоэнергии в котлах "на щепе"). Почему бы и нет - тем более, что мы как раз выполняем мероприятия по дополнительному пылеукреплению на осушенных участках? Прошлой осенью посадили, и сейчас 2 гектара посажено - посмотрим, что из этого выйдет с позиций радиологии, как это будет действовать на эрозию почв, а там будем решать", - рассказал главинженер ЧАЭС.

По его словам, рассматривался и вопрос выращивания на осушенных участках конопли, но с ней очень серьезные ограничения. В любом случае, что сажать, будет решать заказчик. И то после того, как станет понятно, что на тех территориях вырастает.

Заповедник-буфер или рекультивация

Если "десятку" хотят превратить в промышленную зону и полигон для альтернативной энергетики - для этого, правда, надо еще решить земельные вопросы, ведь выдавать в пользование какие-то участки в Госагентстве не уполномочены, то остальные территории, не исключено,что будут превращены в заповедник. Хотя там и так уже давно один огромный и впечатляющий пейзажами и буйством жизни заповедник. "Антропогенное влияние на эту территорию составляет 15-20% от всей территории Зоны отчуждения, - говорит глава Госагентства. - То есть там действительно нормально развиваются все природные комплексы: вернулись краснокнижные растения, животные чувствуют себя довольно свободно. Планируется, что эта территория останется такой, и будет выполнять роль буфера перед Чернобылем".

Другое дело - вопрос рекультивации чернобыльских земель, который периодически поднимается в СМИ. У государства на такие "игрушки" средств нет. Но если в Зону придут научные институты, частные инвестиции с научными целями (но не для проживания человека) - их предложения обещают рассмотреть с огромным интересом.

Туризм

Интерес к Чернобылю не угасает, не смотря на течение времени. В прошлом году Зону посетило 17 тысяч туристов - примерно один туристический автобус в день. Это больше, чем в 2014-ом. Сколько уже приехало в нынешнем, "юбилейном" году, и сколько будет еще - оценить трудно, но поток туристов, говорят в ГАЗО, впечатляет.

"Направление будем развивать с привлечением частного капитала, - объясняет Петрук. - Потому что государству не хватает средств и, наверное, это не функция государства. Мы должны создать условия, а бизнес должен развиваться".

Чернобыль обещают сделать "территорией перемен" - правда, пока не совсем понятно, каких именно, провести ребрендинг... Но первоочередной все же остается научная деятельность.
На вопрос же о том, будет ли в Зоне Музей коммунизма, глава ГАЗО смеется. Говорит, сам об этом разве что читал в прессе. Но с учетом роста туристического интереса совсем не против нового объекта для посетителей. И, следует признать, делать там что-то "с привкусом эпохи" - очень удачная идея.

Припять остается единственным недекоммунизированным городом: тамошние столбы до сих пор украшены звездами и серпами с молотами, в заросшем парке стоят перекошенные афиши с советскими лозунгами, а над главной площадью - ныне небольшим расчищенным пятачком - возвышается герб СССР. Эта затертая судьбой советская бутафория чрезвычайно органично вписывается в местный пейзаж, так что декоммунизировать Зону не стоит ни в коем случае, ведь это уже сделало время - раз и навсегда.

"Дуга"

Загоризонтная радиолокационная станция "Дуга" или объект "Чернобыль-2", что некогда должна была отслеживать пуски баллистических ракет аж до самой Америки, - один из чрезвычайно интересных и впечатляющих объектов Зоны. Сейчас это две огромные экраны-антенны, что возвышаются среди леса и хорошо заметны с любой высокой точки Чернобыльской зоны: одна - 135-150 метров в высоту и 500 метров в длину (точные размеры неизвестны), вторая около 100 м в высоту и 250 м в длину.

Еще год назад ходили слухи, что они уже проданы, и в ближайшее время будут "порезаны на металл", что принесет кому-то миллионы. В ГАЗО подтверждают, что за предыдущие 10-15 лет и впрямь были подписаны какие-то соглашения по "Дуге", но обещают с этим вопросом разбираться, ведь объект и правда вызывает немалый интерес у посетителей.

Припять

Припять исчезает. Она разбита и разграблена, здания аварийные - каждой группе посетителей настойчиво запрещают заходить внутрь, но вряд ли это кого-то останавливает. Но это - одно из самых интересных, самых атмосферных и "наиболее пробивных" мест в Зоне. И дать ему исчезнуть будет, мягко говоря, не очень разумно.

"Всю Припять сохранить очень трудно. Это же дома, они не поддерживаются, не эксплуатируются, подвергаются саморазрушению. Вообще посещение зоны отчуждения предусмотрено по маршрутам, соблюдение которых позволяет обеспечить безопасность для посетителей. Остальные объекты могут быть опасны, поэтому, скорее всего, будем работать следующим образом: за некоторыми объектами будем вести мониторинг, чтобы их было безопасно посещать, на остальные будет ограничен доступ", - делится планами глава ГАЗО. Впрочем, перейдут ли эти декларации в дела и, главное, возможно ли еще что-то сохранить в городе, который методично уничтожался на протяжении трех десятилетий, покажет время.

Источник: depo.ua, фото: Александр Хоменко

    Реклама на dsnews.ua