Человек года? Чем умеренный популист Моди подкупил средний класс Индии

Премьер-министр Индии Нарендра Моди, стал человеком года в онлайн-голосовании на сайте журнала Time
Фото: lentka.com

Этот титул получали диктаторы, авиаторы, суперкомпьютеры, планеты и организации. 12 из 15 президентов США со времени основания премии - все стали человеком года по версии журнала Time, самой волнующей и упоминаемой в СМИ "штукой" года.

Премьер Индии Нарендра Моди стал человеком года в онлайн-голосовании на сайте журнала, однако, маловероятно, что в итоге он сможет обойти Дональда Трампа, удивившего не только весь мир, но и - здесь можно бится об заклад  -  редакцию Time. Интересен другой факт: на сайте за премьер-министра Индии проголосовали 18% читателей, за Трампа - только 7% (столько же, сколько за Обаму и Джулиана Ассанджа).

Означает ли это, что у американских читателей свои представления о роли личности в истории? Нет, такой результат скорее подчеркивает международный характер влиятельных западных СМИ. "Вы что, не знаете, Африка и Ближний Восток поддерживают Клинтон!" -писали в соцсетях сторонники Трампа накануне выборов.

Что характерно, Нарендра Моди сумел стать человеком года по версии читателей Time уже во второй раз. В 2014-м он получил 16% голосов, значительно оторвавшись от "протестующих в Фергюсоне" с 9%. Впрочем, любителей рыться в комментариях на страничках популярных англоязычных СМИ или искать фильмы по "зрительскому рейтингу" на IMDB такой большой отрыв не должен удивлять. Жители Индии, в которой второй официальный язык - английский, уже несколько лет активно влияют своими голосами и комментариями на все опросы и обсуждения, так или иначе касающиеся их страны далеко за ее пределами. Например, когда весной 2015 года немецкий профессор Аннетте Бек-Зикингер отказалась принять на стажировку студента из Индии из-за "проблемы с сексуальным насилием" в этой стране, страницы европейских и американских СМИ были просто переполнены возмущенными индусами.

Что за человек

Нарендра Моди, родился в 1950 году, по образованию политолог. Надо сказать, что в Украине представители этой профессии премьерами еще не становились, да и вообще, гуманитариев во власти в нашей стране не жалуют, несмотря на то, что технократы раз за разом садятся в лужу. Так вот, Моди, начал политическую карьеру со вступления в ряды националистической организации "Союз добровольных слуг родины", которая стала родоначальницей Индийской народной партии. Именно ее и  возглавляет Моди сейчас, и вообще, всю жизнь принадлежит к одной партии, что также крайне нехарактерно для Украины, где политики крайне непостоянны в своих партийных предпочтениях.

Хорошо проявил себя на работе в родном штате Гуджарат, где сперва возглавил избирательную кампанию своей партии (тогда еще он не был ее лидером), а затем стал главой местного правительства.

Считается, что благодаря Моди, который оставался главой штата четыре срока подряд, этот промышленный регион показал хорошую экономическую динамику (сейчас в Гуджарате уровень безработицы самый низкий по стране - 1,2%). Влиятельный журнал India Today дважды называл Моди самым успешным "главным министром штата".

В 2013 году Моди возглавил избирательную кампанию своей партии на парламентских выборах 2014 года. Партия получила большинство в нижней палате парламента Индии с лозунгом "Национализм - наше вдохновение. Развитие и хорошее управление - наша цель". 

Между прочим, на развитие и управление, стоило бы обратить внимание и украинским коллегам г-на Моди, украинским националистам, но они пока больше концентрируются на борьбе с внешними врагами.

26 мая 2014 года Нарендра Моди стал премьер-министром Индии. И взялся за самые разнообразные реформы.

В 2015-м году НарендраМоди на сайте все того же Time получил около 3% голосов. И если в 2014-м году его поддержали на волне больших надежд, когда политик стал премьер-министром, пообещав глубокие реформы в стране (Моди называли индийским Обамой), то неужели в этом году граждане снова поддержали его несмотря на болезненную "денежную реформу"? Получается, да.

Реформаторский порыв

В ноябре власти Индии огорошили граждан, в одно мгновение выведя из оборота крупные купюры старого образца и обязав индусов до 30 декабря принести свои старые банкноты в банк или на почту, сдать их и перевести всю сумму на счет в банке. Тем, у кого на счету окажется больше $3 тыс. придется иметь дело с налоговой (или внести деньги в декларацию за этот год, или заплатить приличный штраф).

Эта мера вызвала противоречивые реакции как у граждан, так и среди экономистов и журналистов. Кто-то сразу же заявил, что такое резкое сокращение денежной массы ударит по экономике, кто-то сейчас - спустя несколько недель - сетует на некачественное воплощение реформы в жизнь, кто-то - вспоминает вредные примеры Бирмы, СССР и Северной Кореи.

И действительно, жизнь внесла свои корректировки. Например, в планах правительства было накладывать "наказывающий" штраф на тех, кто не сможет объяснить происхождение денег, однако оказалось, что по закону можно просто внести все деньги в строчку "Доход из других источников", заплатить один раз налог и спать спокойно.

Экономисты, сосредоточенные на макропоказателях вроде ВВП или инфляции/дефляции, конечно, правы. В стране, где 12% ВВП приходится на торговлю, а 98% всех розничных покупок осуществляется с помощью бумажных денег, в одно мгновение вывести из оборота 86% всей "налички", мягко говоря, очень рискованно.

Если вы внимательно читаете "статистические" новости о динамике ВВП, то должны заметить, что на рост экономики влияют даже "лишние" праздники или плохая погода из-за которой замедлилось строительство. Здесь же последствия по итогу года могут быть намного ощутимее.

Популизм против реальности

Как и у любого настоящего лидера в целях и призывах Моди конечно есть большая доля популизма. Идея заставить жадных богачей отдать (хотя бы часть) их  богатства, скрытого от глаз общественности, победить уклонение от уплаты налогов среди всех индусов и увеличить государственные расходы (в т.ч. на социальные проекты) не могла не вызвать поддержку среди людей. И тот факт (или история для публики), что некоторые министры узнали о реформе в тот же день, что и весь народ, эту поддержку только укрепил.

Однако, как это обычно случается,  возникли и трудности у обычных работяг, абсолютное большинство из которых получает зарплату "в конвертах" и не чувствует по этому поводу угрызений совести. Сразу после начала реформы значительное количество таких рабочих были просто уволены, потому что их работодатели не могли найти для них достаточное количество налички. Сразу же после поломки старых схем стали появляться новые: по всей стране появились конторы, предлагающие обмен старых купюр на новые с ощутимой комиссией, но без необходимости светиться перед налоговой.

Вслед за розничными торговцами пострадали и те, кто производит продаваемую ими продукцию. Особенно скоропортящуюся вроде продуктов питания. Возникли проблемы и у банков, для банкоматов которых не подходили новые купюры. Да и новых купюр в принципе не хватает. Кроме того, из-за быстрого притока денег в банковскую систему возникли резкие колебания процентных ставок, из-за чего Центральному банку пришлось вмешаться в процесс и приказать финансовым учреждениям переводить деньги на беспроцентные депозиты в ЦБ.

И экономистов можно понять. Ведь в подобные дни все их модели и прогнозы, работающие "при прочих равных", можно попросту выбросить в трубу.

Однако остается под вопросом: действительно ли граждане так пристально следят за динамикой ВВП страны, что ожидаемое торможение роста экономики на 2 п.п. с  7,5% до 5,5% окажется более важным, чем возможность наказать так называемых "хозяев жизни"? Стабильность или слом старой системы? Ответ может дать только будущее...

Что касается звания "человек года", то судя по тенденции выбирать человеком года новых президентов США, в этом году на обложку Time попадет Дональд Трамп, однако голосование читателей показывает нам другую сторону реформ: для слома старых правил нужна воля, нужна поддержка народа, а значит, без доли популизма не обойтись. Чем завершится реформа и удастся ли Моди не только сломать старые схемы, но и не дать вырасти новым - покажет время. Но пока можно сказать одно: средний класс (а кто еще из индусов будет читать американский журнал?) пока на стороне своего премьер-министра.