Чего ждать от нового замминистра здравоохранения
Кабинет министров назначил на должность замминистра здравоохранения директора по гуманитарным инициативам Мирового конгресса украинцев Ульяну Супрун. Как заявил премьер-министр Владимир Гройсман, первоочередная задача, которая стоит перед новоназначенной чиновницей, - это подготовка стратегии реформирования отрасли здравоохранения. "ДС" спросила у экспертов, каких новаций можно ожидать от нового замминистра здравоохранения и сможет ли Ульяна Супрун сдвинуть с мертвой точки реформу одной из самых проблемных отраслей.
Председатель Свободного профсоюза медицинских работников Украины Олег Панасенко:
Ульяна Супрун неоднократно заявляла, что в Украине необходимо создать новую парамедицинскую службу, где бригады скорой помощи будут состоять с экстренных медицинских техников и парамедиков - фельдшеров, которые пройдут переподготовку. Учитывая украинские реалии, это будет означать одно - полную ликвидацию системы скорой помощи. А вот что будет создано вместо нее - совершенно непонятно. Да, такая служба работает в США, но мы живем в Украине, и я очень сильно сомневаюсь, что американская модель сможет нормально у нас функционировать. Вопрос - куда деть врачей со скорой помощи? Их предлагают отправить на курсы переподготовки для того, чтобы они стали врачами первичной медицинской помощи в поликлиниках. Но лечебные учреждения у нас закрываются, против чего активно борется наш профсоюз. 17 марта этого года вступил в силу приказ Минздрава, согласно которому в больницах должно быть предусмотрено 60 коек на 10 тысяч населения. Ранее существовал норматив 88 коек на 10 тысяч человек. То есть, количество коек должно сократиться почти на треть. Но это еще не все - мы знаем, что по районным и областным центрам Минздрав рассылает рекомендации "ужаться" до 38 коек на 10 тыс. населения. При такой ситуации, когда сокращаются стационары, закрываются лечебные учреждения, в Минздраве хотят еще хотят разрушить систему скорой медицинской помощи. Американская модель здравоохранения - далеко не самая лучшая в мире. Медицинским сотрудникам, которые работают в системе страховой медицины, там хорошо живется. В США сверхвысокие зарплаты у сотрудников медицинской отрасли, как и сверхвысокие цены на услуги здравоохранения. Но далеко не все американцы могут пользоваться услугами медицины. В США 50 млн. людей вообще не имеют никакого доступа к медицинской помощи. Кстати, Америка находится на 41-м месте в мире по уровню детской смертности, это самый плохой показатель среди развитых стран. Что там такого образцово-показательного, на что мы должны равняться? Еще лично мне не понятно - как замминистра здравоохранения будет разрабатывать стратегию реформирования отрасли, если у нас до сих пор не назначен министр здравоохранения? Вряд ли без руководителя ведомства это возможно.
Исполнительный директор благотворительного фонда "Пациенты Украины" Ольга Стефанишина:
Главное, чего мы ожидаем нового замминистра здравоохранения, - решить самую острую проблему с закупками жизненно важных лекарств и вакцин. Часть из них, которую должны были приобрести за счет госбюджета-2015, так и не доехала до больниц. Во многом это произошло из-за саботажа внутри Минздрава и тех чиновников, которые эти закупки блокируют вот уже больше года, потому что хотят дальше зарабатывать на жизнях пациентов. Необходимо начать наконец-то закупки лекарств и вакцин на 2016 год. На дворе средина лета, а с международными организациями даже не подписаны контракты. Нужно понимать, что закупки - самая больная тема для Минздрава, это всегда было "ахиллесовой пятой" каждого министра. Международные организации - ключ к решению этой проблемы, но им нужно хотеть воспользоваться. Чиновники Минздрава, начиная от министра и заканчивая секретарями, всю жизнь были заняты тем, что зарабатывали деньги на закупках лекарств и вакцин. Это продолжалось годами.
По данным СБУ, до 40% госсредств разворовывалось ежегодно, а это около 50 млн. долларов в год. Сравнив цены закупок Минздрава 2014 года и международных организаций, мы получили разницу около 800 млн. грн. Это и есть те самые 40%. После налаживания системы международных закупок можно спокойно приступать к реформе здравоохранения - провести дерегуляцию фармрынка в целом, чтобы обеспечить ценовую доступность лекарств. Затем - внедрить закон об автономизации больниц, изменить систему финансирования, адаптировать протоколы лечения и т. п. Сможет ли это сделать новый замминистра здравоохранения? Надеемся. На должности в Минздраве практически всегда, за редкими исключениями, назначали людей "из системы". Эти люди не были заинтересованы в ее изменении, они годами к ней приспосабливались. Хочется верить, что человек не из системы, которым является Ульяна Супрун, сможет ее изменить. Но для этого нужна полная политическая воля и карт-бланш в наборе команды людей, нацеленных на реформы. Именно отсутствие такой политической воли сверху похоронило добрые начинания бывшего министра Александра Квиташвили. Я считаю, что в Минздраве нужно уволить 95% людей, которые там по пять лет сидят, и начать все с чистого листа.
Менеджер группы "Медицинская реформа" "Реанимационного пакета реформ" Александр Ябчанка:
Существующая система здравоохранения нуждается в кардинальных изменениях. В этом мы убеждаемся при каждом визите в медицинское учреждение, или получая очередную справку в детский сад для ребенка. На данный момент необходимые для системной реформы шаги прописаны в ряде правительственных документов. В частности это Концепция реформы финансирования здравоохранения, а также Программа деятельности Кабинета Министров Украины. Коротко направления этих изменений можно описать так: 1. Профилактика и ранняя диагностика болезней. С этой целью в "Концепции" запланировано усиление роли первичного звена медицинской помощи. Обеспечение граждан первичной медицинской помощью возлагается на объединенные территориальные общины, которые будут получать 30% от общей субвенции на здравоохранение. 2. Принцип "деньги ходят за пациентом". То есть, переход с жесткого бюджетного содержания громоздкой и неэффективной системы Семашко к принципу конкуренции между поставщиками медицинских услуг.
Именно граждане, а не чиновники будут определять, кому достанутся бюджетные средства в рамках государственных гарантий. Пожалуй, первое, чего бы я ожидал от нового заместителя министра, это продолжение предварительно запланированного курса реформ. Стоит сказать, что "постмайдановский" Минздрав отличается именно тем, что в действиях руководителей министерства можно проследить определенную логическую последовательность в вопросе направления реформ. Так, при Олеге Мусие началась разработка "Стратегии построения новой системы здравоохранения Украины". Затем Александр Квиташвили именно эту концепцию представил в виде программы реформ.
При руководстве заместителя министра Игоря Перегинца на основе этой же стратегии разработана Концепция реформы финансирования здравоохранения, которая сейчас проходит процесс согласования на Кабмине. Вторая надежда на то, что Ульяне Супрун удастся найти взаимопонимание с парламентским комитетом по вопросам здравоохранения.
К сожалению, предыдущие руководители Минздрава не смогли найти общий язык с профильным комитетом ВР. В результате Верховная Рада последнего созыва не приняла ни одного закона по изменению финансирования и управления системой здравоохранения.