Весенний шатун. Чего ждать от Коломойского в 2017 году
1. Украинским властям и финансовому регулятору удалось провести быструю операцию по национализации крупнейшего частного банка страны - Приватбанка (за что их похвалили даже корреспонденты Bloomberg). Формально банк был объявлен неплатежеспособным, поскольку не смог выполнить программу докапитализации в размере 148 млрд. гривен.
2. Руководство Национального банка и Министерства финансов утверждало, что собственники банка добровольно обратились за помощью к государству, поскольку возникла угроза крушения банка. Первоначально, собственники правление банка воздерживались от комментариев и не сопротивлялись установлению контроля государства над банком.
3. Добровольность передачи контроля над банком наводит на мысль о том, что между руководством регулятора и собственниками банка были достигнуты договоренности о гарантии собственникам, против которых не будут возбуждаться уголовные дела, возможно, они сохранят часть акций банка.
4. По всей видимости, достигнутые договоренности не были полностью выполнены со стороны государства. Руководитель государственного регулятора Валерия Гонтарева допустила эмоциональную несдержанность и фактически обвинила собственников Приватбанка в кредитовании компаний и бизнес-структур, аффилированных с банком.
5. Бывшее руководство правления Приватбанка, в свою очередь, отвергло обвинения г-жи Гонтаревой и выдвинуло ей встречные обвинения:
- недостаток капитала в 148 млрд образовался не в результате вывода денег, а резкого и необоснованного изменения правил игры НБУ:
- регулятор де-факто отменил международные стандарты определения связанных лиц и начал это делать произвольно;
- регулятор использовал рефинансирование, выданное Приватбанку на покрытие оттока депозитов, как инструмент давления;
- регулятор инициировал ряд информационных атак, которые приводили к панике среди наших клиентов.
6. Бывший менеджмент банка открыто и напрямую обвинил г-жу Гонтареву в целенаправленной деятельности по уничтожению Приватбанка.
7. Неприятной неожиданностью для регулятора и руководства Минфина в процессе национализации оказалось то, что в процессе национализации Приватбанка интернет-банк "Приват24" перешел в собственность государства только формально, без операционной системы. Последняя, в свою очередь работает на базе облачной операционной системы Corezoid, принадлежащей американской компании Middleware Inc, которую возглавляет бывший менеджер Приватбанка. То есть де-факто ей и дальше владеет Игорь Коломойский.
8. Учитывая, что вероятнее все условия сделки по вхождению в капитал Приватбанка не были выдержаны ни государством, ни бывшими собственниками высока вероятность политического обострения из-за смены собственника Праватбанка.
9. Государство побоялось обвинить руководство и собственников банка в намеренном доведении его до банкротства и арестовать их, в свою очередь, это создает хорошие предпосылки для собственников, как для того, чтобы находясь за границей активно включится в контрпропагандистскую направленную против некомпетентного и агрессивного руководства НБУ, в частности против Валерии Гонтаревой. В свою очередь, та прямота и непосредственность с которой Гонтарева вела кампанию против Приватбанка, позволяют по формальным признакам (а тем более по неформальным), обвинить ее в организации кампании против Приватбанка, что вероятнее всего будет сделано в ближайшее время.
10. Следует иметь ввиду, что поглощение государством Приватбанка, которое могло произойти только с санкции высшего руководства страны, в частности президента Петра Порошенко, создает предпосылки для ситуативного союза собственников Привата, которые обладают значительным политическим влиянием в Украине с Юлией Тимошенко и даже на определенном этапе с Оппозиционным блоком, в контексте борьбы за досрочные парламентские и президентские выборы.
11. Осенняя политическая кампания, организованная Тимошенко и представителями Оппозиционного блока, которые добивались отставки председателя НБУ Гонтаревой, была удачно представлена властями как дестабилизирующая и играющая на руку Российской Федерации. Кампания была удачно купирована, за счет массового выделения субсидий на коммунальные услуги для населения, активной кампании в СМИ, и выделение финансовых ресурсов для вкладчиков банков обанкроченных НБУ.
12. Присоединение к кампании экс-собственников Привата, которые обладают значительными политическими и медиа-ресурсами (в частности крупнейшим в стране телеканалом 1+1) может стать критически важным, чтобы добиться объявления досрочных президентских и парламентских выборов, а также отставки г-жи Гонтаревой. В этом контексте следует напомнить, что сам Игорь Коломойский не так давно лично возглавил "партийный суд" партии УКРОП и поэтому его прямое вхождение в политику не стоит сбрасывать со счетов.
13. Критически важным остается влияние экс-собственников Приватбанка на платежную систему "Приват24", которая позволяет, с одной стороны и дальше контролировать электронные платежи, а с другой - в любой момент их заблокировать ввергнув страну в коллапс, причем возложив всю ответственность на руководство регулятора, Министерства финансов и в конечном счете, президента Порошенко как главного инициатора назначения Валерии Гонтаревой на должность главы НБУ.
14. В отличии от осенней кампании за отставку г-жи Гонаревой и проведение досрочных парламентских выборов, новая весенняя кампания может быть куда более ожесточенной, агрессивной и успешной, поскольку после национализации Приватбанка практически все представители крупного бизнеса оказались в одном лагере. Следует отметить, что г-же Гонтаревой удалось невозможное - объединить против политики НБУ весь крупный и средний бизнес, а также загнать в лагерь недовольных практически все состоятельное население Украины. Последний раз подобное удалось сделать как раз команде Виктора Януковича.