• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Camel — наследник "Черепашки". Почему в Генштабе ВСУ забыли, что беспилотники не только летают

Принятая при предыдущем начальнике Генерального штаба "Концепция применения наземных роботизированных комплексов" для ВСУ, рассчитанная до 2030 г., положена под сукно

Роботизированная платформа Camel
Роботизированная платформа Camel
Реклама на dsnews.ua

Войны в Ливии, Сирии, а особенно в Нагорном Карабахе, резко повысили интерес военных по всему миру к беспилотным платформам — причем не только воздушного базирования. За последние годы по всему миру были созданы десятки, если не сотни проектов такого "чудо-оружия" как для боевой работы вместе с пехотой на земле, так и на воде. Однако за очень редким исключением дальше опытных образцов в большинстве армий мира дело пока не пошло. А исключение составляет американская армия, которая первая в мире получила опыт их применения в боевых условиях в ходе войны в Ираке и Афганистане. Дошло до того, что некоторые американские генералы уже на полном серьезе заявляют, что к 2030 г. роботы смогут заменить четверть личного состава сухопутных войск США.

"Тень" и "Фантом"

Не так давно турецкая компания Ares Shipyard Inc. презентовала совместный с Meteksan Defense проект надводной беспилотной ударной платформы под названием ULAQ. Интересно, что при массе в 2000 кг и скорости до 35 морских узлов аппарат оснащен не только оптико-электронной и радиолокационной станциями, но и набором управляемых ракет.

Есть подобные проекты и у нас, правда, поскромнее. Так, в 2016 г. николаевская компания Unik Yachts представляла проект морского беспилотного катера "Тень". Тогда он позиционировался как идеальный аппарат для патрулирования акватории в дневное и ночное время, а также как автоматическая платформа для управляемого подводного аппарата. Правда, никаких новых сведений о судьбе проекта нет.

Белорусы продолжают доводить до ума свой роботизированный наземный комплекс "Вистл" — 14–15 октября прошли его первые полевые испытания. Аппарат довольно интересный — имеет пусковую установку для запуска 18 неуправляемых авиационных ракет С-5 и предназначен для огневой поддержки разведывательно-диверсионных групп, ведения боя в городских условиях. Его "глазами" является оптико-электронная станция, которая оснащена телевизионными камерами и лазерным дальномером.

Целый ряд украинских компаний также создали опытные образцы наземных роботизированных платформ, которые в последние несколько лет усиленно дорабатываются — в надежде, что ими заинтересуются наши военные, ну и с оглядкой на иностранных заказчиков.

По поводу интереса от наших военных пока есть огромные сомнения — несмотря на постоянное увеличение количества генералов и полковников, даже сформировать техническое задание уже некому. Мало того, принятая при предыдущем начальнике Генерального штаба Викторе Муженко "Концепция применения наземных роботизированных комплексов" для ВСУ, рассчитанная до 2030 г., благополучно положена под сукно.

Реклама на dsnews.ua

Между тем стоит сказать, что у нас есть как минимум две платформы, обладающие серьезными конкурентными преимуществами на рынке. Речь идет, прежде всего, о "Фантоме". Представленная в августе 2016 г. одной из киевских фирм конструкция прошла долгий и непростой путь — от шестиколесного транспортера, предназначенного для эвакуации двух раненых с поля боя, до восьмиколесной боевой платформы с противотанковым ракетным комплексом "Барьер" отечественного производства или даже блоком для запуска 80-мм неуправляемых авиационных ракет РС-80 (отечественный аналог советских С-8).

Последний по времени вариант уже "Фантома-2" был представлен на международной выставке вооружения AUSA-2017 в Вашингтоне. Его вооружение представлено парой 23-мм пушек, "облагороженных" пусковой установкой для неуправляемых ракет РС-80 и двумя пусковыми установками для ПТУР "Барьер".

Несмотря на усиление вооружения, основной проблемой для дальнейшего совершенствования беспилотного наземного роботизированного комплекса является система управления. Если большинство современных аппаратов имеет радиоуправление, то наш украинский аппарат управляется с помощью волоконного кабеля длиной 5 км, что, с одной стороны, весьма увеличивает защищенность от средств РЭБ, а с другой — в значительной степени ограничивает его боевые возможности. Поэтому следующим этапом, по всей видимости, станет перевод системы управления дроном на радиоуправление по защищенному радиоканалу.

Camel для иностранцев

Имеет шансы быть реализованным в интересах иностранного заказчика другой проект, который вырос из волонтерского — Camel UGV от компании Roboneers. Аппарат тоже прошел путь от чисто транспортной платформы типа "Черепашка" до машины с боевым модулем. Из последних сведений об этом проекте — ныне платформа в версии для жаркого климата проходит испытания в условиях песчаной местности в интересах неназванного иностранного заказчика. Представители компании также заявляют, что в ближайшее время будут продолжены испытания роботизированной платформы в интересах ВСУ.

Да, украинским генералам из Генштаба стоит пошевеливаться, потому что наше отставание в технических новинках с каждым годом становится все глобальнее — и скоро может сложиться ситуация, подобная той, которая сейчас наблюдается в Нагорном Карабахе. Где армянская армия образца 1980-х системно уничтожается азербайджанской армией образца 2010-х.

    Реклама на dsnews.ua