Бюджетная дыра на 500 млрд гривен. Останутся ли военные без зарплат с сентября
Правительство имело все возможности разработать и внести проект еще в мае. В таком случае в июне он был бы уже принят парламентом в двух чтениях и вступил в силу. И никто не говорил бы, что у нас в оборонном бюджете дыра и неизвестно, успеют ли ее закрыть
Верховная Рада ушла на каникулы как раз тогда, когда правительство признало, что в госбюджете на текущий год в статьях расходов на сектор безопасности и обороны получилась дыра в размере полтриллиона гривен. Залатать ее невозможно без внесения изменений в Налоговый кодекс до конца августа и в закон о госбюджете на 2024 год до середины сентября. Но успеет ли Рада и захочет ли Банковая, чтобы та успела, — вот в чем вопрос.
Откуда взялась дыра
18 июля Кабмин внес в парламент законопроект №11417 "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2024 год" насчет финансового обеспечения сектора безопасности и обороны". Там говорится о необходимости увеличить расходы госбюджета в текущем году на 500,3 млрд грн. В том числе расходы на сектор безопасности и обороны необходимо увеличить на 495,3 млрд грн. Как поясняет министр финансов Сергей Марченко, из них 77,9 млрд грн должны пойти на зарплаты, 256,2 млрд грн — на военную и специальную технику и оборудование, 40,4 млрд грн — на строительство военных инженерно-технических и фортификационных сооружений, 120,8 млрд грн — на прочие расходы.
Глава бюджетного комитета парламента "слуга народа" Роксолана Пидласа в интервью "Украинской правде" рассказала, откуда взялась дыра в финансировании сектора безопасности и обороны. Во-первых, изначально в законе о госбюджете на 2024 год, принятом 9 ноября 2023 г., была заложена дыра в размере около 300 млрд грн. "Когда бюджет на 2024 год только принимался, там предусматривали 1,5 трлн грн на оборону, хотя в 2023 году провели 1,8 трлн грн расходов. То есть уже тогда была разница, и мы понимали, что нужно будет прибавлять расходы на 2024 год", — признала Пидласа.
Как видим, со стороны власти это было намеренное действие. В ноябре власть четко знала, что сумма необходимых расходов на Силы обороны явно занижена. Но все равно правительство внесло такой бюджет, парламент принял его, а Владимир Зеленский подписал.
Во-вторых, почти $5 млрд, то есть почти 200 млрд грн, было потрачено на внеплановые закупки оружия из-за отсутствия поставок оружия из США в первом квартале. "Мы сделали приближение расходов обороны почти на $5 млрд. То есть расходы с сентября, октября, ноября и декабря были приближены к началу года и использованы для закупки оружия, которое мы вынуждены были покупать за свой счет, потому что от США тогда ничего не поступало", — пояснила Пидласа.
Президент США Джо Байден подписал закон H.R.8035 "О дополнительных ассигнованиях на безопасность Украины" 24 апреля. После этого украинское правительство, если бы его поторопила Банковая, могло бы быстро подбить баланс и внести законопроект о необходимых изменениях в госбюджете-2024. Однако никто никуда не спешил, и проект №11417 был внесен лишь 18 июля.
В-третьих, небольшая часть дыры образовалась благодаря установленным Кабмином с 1 апреля выплатам военнослужащим в размере 70 тыс. грн за каждые 30 дней выполнения боевых задач на фронте. Еще 16 апреля стало известно, что, по расчетам Минфина, на это потребуется 50 млрд грн до конца года, а суммарные расходы на нужды обороны в 2024 году нужно увеличить на полтриллиона гривен.
Вопрос без ответа
То есть эта сумма (вместе со всеми ее слагаемыми) была подсчитана Минфином еще за три месяца до того, как был внесен проект №11417. Правительство имело все возможности разработать и внести проект еще в мае. В таком случае в июне он был бы уже принят парламентом в двух чтениях и вступил в силу. И никто не говорил бы, что у нас в оборонном бюджете дыра и неизвестно, успеют ли ее закрыть.
А сейчас это вопрос с неизвестным ответом. Можно было бы не волноваться, если бы Верховная Рада оперативно приступила к рассмотрению проекта №11417. Если бы он еще на прошлой неделе, 23-26 июля, был принят в первом чтении, тогда были бы основания прогнозировать, что никто не будет его затягивать. Однако 23 июля депутаты внезапно ушли на каникулы ориентировочно на месяц. И Банковая не предприняла никаких усилий, чтобы сохранить работоспособность парламента по крайней мере до того, пока не принят проект №11417.
Напомним, что утром 23 июля парламент утвердил два президентских указа (о продлении срока действия военного положения и всеобщей мобилизации на 90 дней). То есть у президента был прекрасный повод посетить Верховную Раду и лично призвать депутатов безотлагательно рассмотреть еще один закон, жизненно необходимый для обороны страны, — проект №11417. Но Зеленский счел это излишним. Однако, если верховный главнокомандующий не подчеркивает приоритетность этого закона, то "слуги народа" могут воспринять это как сигнал, что этот проект спокойно можно игнорировать.
Поэтому нет никакой гарантии, что через месяц ситуация чудесным образом исправится. Тут можно, конечно, возразить, что депутаты обязательно проголосуют за дополнительные полтриллиона на армию, они ведь не политические самоубийцы. Но проект №11417 внесен не один, а в паре с проектом №11416 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об особенностях налогообложения в период действия военного положения". Не каждый депутат захочет поддержать повышение налогов. А без этого бюджетную дыру залатать нельзя — по крайней мере, так уверяет правительство.
Как будут латать дыру
Министр финансов Сергей Марченко говорит о четырех источниках, из которых будут обеспечены 500,3 млрд грн дополнительных расходов:
- 160,2 млрд грн — увеличение объема государственных внутренних заимствований;
- 125,6 млрд грн — сокращение расходов по обслуживанию и погашению государственного долга;
- 138,7 млрд грн — "дополнительный ресурс от пакета законодательных инициатив по внесению изменений в налоговое законодательство";
- 75,8 млрд грн — рост фактических поступлений по отдельным источникам доходов (перевыполнение).
Нас сейчас интересует то, что вызовет наибольшее сопротивление депутатов: повышение налогов. Поясняя проект №11417 об изменениях в госбюджете-2024, Марченко обещает казне 138,7 млрд грн от повышения налогов, однако тот же Марченко, поясняя проект №11416 об изменениях в Налоговом кодексе, говорит, что он принесет бюджету в 2024 году меньшую сумму — около 125 млрд грн. То есть должны появиться еще какие-то правительственные инициативы о повышении налогов.
Поводы для сомнений
В любом случае обе цифры — 138,7 и 125 млрд грн — сомнительны. Глава бюджетного комитета парламента Роксолана Пидласа называет два повода для сомнений.
Первый повод — это сроки. Они уже просрочены. "Могу с 95-процентной уверенностью сказать, что параметры проектов будут изменены. По меньшей мере, потому, что поступления посчитаны при условии, что они начнут действовать с 1 августа, а проголосовать изменения мы уже не успеем", — подчеркивает Пидласа.
Сейчас в лучшем случае можно надеяться, что налоговые изменения вступят в силу 1 сентября. Но для этого нужно очень постараться.
Глава бюджетного комитета озвучила сценарий, который скорее фантастичен, чем реалистичен. "Нужно, чтобы изменения в бюджет были подписаны и заработали в середине сентября. Когда делали приближение [расходов на оборону], то в росписи "переставляли" средства из клетки расходов на зарплату в сентябре, октябре и ноябре в клетку закупки оружия в начале года. То есть чтобы в конце сентября выплатить денежное довольствие военнослужащим, нужно принять бюджет и подписать его до середины сентября", — констатирует Пидласа.
Чтобы депутаты до середины сентября проголосовали за проект №11417 об изменениях в госбюджете-2024, нужно, чтобы перед этим они до конца августа проголосовали за проект №11416 об изменениях в Налоговом кодексе.
"Если мы говорим о налоговых изменениях, то они вступают в силу, как правило, с первого числа следующего за принятием месяца. Чтобы это было возможно с 1 сентября 2024 года, нужно их принять в конце августа. Думаю, у нас будет такая возможность. Надеюсь, что 20 августа мы соберемся, проголосуем за законопроект о запрете религиозных организаций, связанных со страной-агрессором, и перейдем к вопросу налогов и бюджета. Это будет первое чтение, после которого последует еще второе. Попробуем сократить сроки подачи правок между ними до семи дней. Не гарантирую, что народные депутаты это поддержат, но мы постараемся".
Если этот полуфантастический сценарий не будет реализован, то выплата военным сентябрьской зарплаты будет отложена как минимум на месяц. Или на такой же срок пенсионеры останутся без пенсий. Или Нацбанк напечатает эти деньги (но вряд ли это разрешит МВФ).
Каждый месяц задержки с принятием проекта №11416 будет означать, что бюджет недосчитается налогов на 25-28 млрд грн. Такая сумма уже потеряна в августе — вот цена внезапных парламентских каникул. И это означает, что параметры изменений в госбюджете уже нужно пересчитывать.
Второй повод для сомнений в нынешних цифрах — это содержание изменений в Налоговом кодексе, предложенных Кабмином. Оказывается, бюджетный комитет Рады против этих изменений. Пидласа в интервью очень прозрачно намекнула: "То предложение, которое мы обсуждаем сейчас, еще претерпит изменения. Народные депутаты не проголосуют полностью за версию правительства".
Она высказала надежду, что правительство заблаговременно найдет компромисс с бюджетным комитетом. "Вопрос налогов — это вопрос компромисса. Его можно найти до голосования в первом чтении и не откладывать в последний момент", — подчеркнула она.
Вообще удивительно, почему правительство не сотрудничало с бюджетным комитетом в процессе подготовки своих законопроектов. Марченко и Пидласа могли бы подготовить компромиссный вариант еще в мае. А вместо этого только сейчас начинаются разговоры о компромиссе, который может быть достигнут к 20 августа.
То же самое можно сказать об учете позиций бизнеса. К примеру, Американская торговая палата в Украине выступила с гневным заявлением против проекта №11416. По ее мнению, предложенные там изменения налоговой политики "приведут к дальнейшей дискриминации прозрачного бизнеса, усилят извращение конкуренции между налогоплательщиками и налоговыми уклонистами, подорвут доверие и будут способствовать увеличению теневой экономики".
К мнению американского бизнеса в Украине чутко прислушивается спецпредставитель США по вопросам экономического возрождения Украины Пенни Прицкер. Это прекрасно знают и на Банковой, и в Кабмине.
29 июля Прицкер приехала в Киев и заявила премьеру Денису Шмыгалю именно то, что утверждается в заявлении Американской торговой палаты в Украине: нужно сосредоточиться не на повышении налогов, а на реформе таможни и борьбе с серыми рынками. О том же она рассказала журналистам на брифинге: "У вас есть доходы, которые вы не получаете и которые вы должны получить сегодня. Сосредоточимся сначала на этом".
Вряд ли наша власть была неспособна просчитать подобное развитие событий. Поэтому можно предположить и такую версию, что специально придуманы такие законопроекты, которые вызовут шквал критики (как со стороны бизнеса, так и со стороны нардепов) и в итоге не пройдут через Раду. Какая версия ближе к истине — это начнет выясняться 20 августа. Это будет важный сигнал всему украинскому обществу и западным партнерам: соберутся ли нардепы и сумеют ли они принять в первом чтении два правительственных законопроекта, необходимых для финансирования Сил обороны в сентябре-декабре.