Скучный формат. Восточное партнерство себя исчерпало

Украина пока не готова к членству в ЕС. Но осторожность Брюсселя полезна и Киеву
Фото: EurActiv

Саммит "Восточного партнерства", проходивший в Брюсселе 24 ноября, тяжело назвать прорывом для Украины, или тотальным поражением. Были и достижения, и ожидаемые неудачи, и продуктивные встречи, и критика.

Неприятный "шум"

Брюссельской встрече представителей Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, Украины и, собственно, Евросоюза предшествовал ряд нападок именно со стороны блока, утомленного низкими антикоррупционными показателями Киева. В частности, руководитель представительства Европейского союза в Украине Хьюг Мингарелли говорил об этом и об антикоррупционном суде на ежегодной встрече членов Европейской бизнес-ассоциации (EBA) в Украине, а в интервью "Европейской правде" непрозрачно намекнул, что Киев может лишиться транша макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро.

У еврокомиссара по вопросам Европейской политики соседства и переговоров по расширению Йоханнеса Хана тоже были претензии: электронные декларации, набивший оскомину лес-кругляк и т.п. "Два года назад меня проинформировали представители власти, что снятие запрета на лес произойдет очень скоро, но это должно произойти вместе с законом в отношении обращения с лесами, чтобы никто не хотел вырубать деревья без насаждения новых, - говорит еврочиновник. - И они не смогли это сделать. И сегодня все в Украине против снятия запрета, потому что, мол, европейцы хотят истощить украинский лес, что совсем не так". Что касается е-деклараций, то господин Хан наслышан об информации, озвученной экс-сотрудницей НАПК Анной Соломатиной относительно никудышных темпов проверки документов: "Сегодня только сто деклараций, кое-кто сказал мне, что их 94 (из 1,5 млн), было проверено. Это бессмысленно! И нет даже одного вывода после этих проверок". Сюда добавим публикацию Reuters, которое со ссылкой на источники среди еврочиновников писало, что Украине готовят холодный прием в Брюсселе.

Повысил градус вброс о том, что президент Петр Порошенко может последовать примеру Александра Лукашенко и не поехать на саммит. Конечно, со стороны Банковой это было бы серьезной ошибкой, которую никто и не собирался совершать.

Поддержка

Между тем, давний союзник Украины евродепутат из Германии Ребекка Хармс призвала Брюссель не забывать, в каких условиях сегодня пребывает Украина. "Принцип "больше за больше и меньше за меньше", который поощряет усилия по реформированию, уместен, но перед ним предстанут проблемы, если ЕС закроет двери относительно возможности вступления (в блок) в будущем", - сказала Хармс.

Напомнил о том, что Украине очень тяжело сегодня, и польский посол Ян Пекло. В контексте преобразований в его стране в конце прошлого века, Пекло подчеркнул, что им тогда было проще: Европа и Польша не подвергались нападениям со стороны соседа, ЕС был позитивно настроен в целом и из-за развала советского монстра, экономика росла и т.п.

ВП себя исчерпало

МИД Украины и экспертная среда продвигали тезис накануне о том, что "Восточного партнерства" Украине уже мало и главной опорой для евроинтеграции является Соглашение об ассоциации. Очевидно, что ВП на самом деле уже давно трансформировалось в площадку для дискуссий, встреч и т.п. Потому что половина государств из шестерки - Беларусь, Армения и Азербайджан не дотягивают до соответствия европейским демократическим ценностям. Украина же в видении ЕС на недостаточном уровне выполняет домашнее задание по реформам.

Итоговая резолюция саммита, как выразился президент Евросовета Дональд Туск, могла быть более амбициозной. "Но я также считаю, что все это является демонстрацией нашего единства", - подчеркнул он. Был и результат. Эмоциональное, но продуманное выступление Порошенко привело или, по крайней мере, поспособствовало внесению изменений в декларации. Таким стал пункт в декларации о поддержке идеи с развертыванием миротворческой миссии ООН на Донбассе.

В документ не были внесены гарантии или хотя бы обещания будущего членства в ЕС и признание РФ страной-агрессором. Что не стало сюрпризом. В рамках ВП Брюссель настаивает на реализации существующих условий. Нет нужды переживать по этому поводу, потому что и так было ясно, что пока членство Украине и не светит. Во-вторых, сам блок переживает не лучшие времена. Его трясет от популизма, от Brexit, внутренних политических противоречий. В той же Германии, например, ХДС/ХСС Ангелы Меркель ожидают долгие недели переговоров о создании правительства с Социал-демократической партией, чей лидер Мартин Шульц на прошлой неделе изменил позицию после беседы с президентом Франком-Вальтером Штайнмайером.

К тому же, действующее Соглашение о зоне свободной торговле между Украиной и ЕС обладает широким инструментарием для сотрудничества и не мешает Киеву "прокачивать" экономику с помощью контрактов в Азии, Африке или на Аравийском полуострове.

Саммит показал и то, что в ЕС учли опыт с приходом к власти в странах-членах и у соседей содружества неординарных личностей и сил, которые вставляют палки в колеса: ПиС Качиньского, Орбан и его "Фидес", молдавский президент Додон и т.д. Поэтому Евросоюзу было бы рационально дождаться окончания выборного сезона в Украине, чтобы понимать, с кем придется иметь дело в дальнейшем.

А поговорить?

Куда важнее те, кто приезжают на саммит ВП, чем по сути сама программа. Так, президент пообщался с лидером влиятельной Европейской народной партии (ЕНП) Жозефом Долем, который обещал поддержку всем реформам и трансформациям в Украине.

Также на итоговой конференции Порошенко сообщил, что Еврокомиссия на этой неделе обнародует коммюнике по макрофинансовой помощи для Украины на 2018-2019 годы, которой предусмотрено три транша, соизмеримые с предыдущими размерами помощи.

Параллельно глава МИДа Павел Климкин отрапортовал о заключении документа о "Взаимопонимании высокого уровня о распространении индикативных карт Европейской транспортной сети TEN-T на Украину". Это инфраструктурный проект ЕС, в рамках которого к 2050 году на территории блока должна появиться новая транспортная система из 94 портов, 38 аэропортов и около 15 тыс. км скоростных железных дорог. Брюссель дал добро на включение Украины в TEN-T 21 июня 2016 в Роттердаме министрами транспорта стран Евросоюза, "Восточного партнерства" и Европейской комиссией.

Может быть, саммит "Восточного партнерства" и не сулил манну небесную, а перед ним Киев получил свою порцию критики, но позитив тоже принес немалый. И пока Европа разбирается с проблемами и приходит в чувство, Украине следует заниматься собственными делами, используя подобные мероприятия как отличный повод оговорить и получить гешефты от будущих соглашений. Параллельно подготавливая экономику и умы украинцев к будущему членству, ведь ЕС не только дает, но и берет: к примеру, нуждается в отчислениях из бюджета государства-члена и требует общих для всех правил, сертификации и т.п.