Приговор Марин Ле Пен. Какие потрясения ждут Францию
История с осуждением самого популярного кандидата на пост президента Франции интересна в двух смыслах. Во-первых, что будет дальше. Во-вторых, какие могучие силы стоят за решением суда
Когда Макрон останется без правительства
Через два года, в апреле 2027-го, во Франции должны состояться президентские выборы. В них не сможет принимать участие нынешний президент Эммануэль Макрон, занимающий свое кресло второй срок. Оба раза его главным соперником была крайне правый политик Марин Ле Пен. В 2017 году Макрон победил ее во втором туре со счетом 66,1% против 33,9%, в 2022-м — 58,55% против 41,45%. Популярность Ле Пен растет. В первом туре в 2017-м она набрала 21,3%, в 2022-м — 23,15%, а в последние два года опросы стабильно дают ей больше 30%, в последние полгода — больше 34%. Опрос Ifop, проведенный 26-27 марта, дал ей 34-37% при разных наборах соперников.
Марин Ле Пен с 2011 года возглавляла партию "Национальный фронт", которую основал ее отец Жан-Мари Ле Пен в 1972 году. В 2018 году "Национальный фронт" был переименован в "Национальное объединение". В 2021 году Марин Ле Пен передала пост президента партии своему протеже Жордану Барделле, чтобы повысить популярность партии среди молодежи (сейчас Барделле 29 лет, а Ле Пен — 56). Это было дальновидное решение: если Ле Пен не сможет баллотироваться в 2027-м, у партии есть готовый запасной вариант.
Именно такое развитие событий наиболее вероятно. 31 марта Парижский суд (Tribunal judiciaire de Paris) признал Марин Ле Пен виновной в хищении государственных средств по делу европарламентских помощников "Национального фронта". Суд приговорил ее к четырем годам тюремного заключения, два из которых являются условными, а два — строгими, но с возможностью замены на электронный браслет, а также штрафу в размере 100 000 евро и пяти годам дисквалификации, то есть запрету баллотироваться на выборах в органы власти. Дисквалификация вступает в силу немедленно. Это означает, что Ле Пен не сможет быть кандидатом на президентских выборах 2027 года, если только не выиграет вовремя апелляцию. Решение апелляционной инстанции ожидается не ранее 2026 года. И нет никаких гарантий, что апелляционный суд вынесет решение, отличное от решения суда первой инстанции.
В тот же день по заказу ведущей французской радиостанции RTL был проведен репрезентативный онлайн-опрос Toluna Harris Interactive. При разных наборах конкурентов лидер "Национального объединения" Барделла наберет 35-36%. Таким образом, для всех оппонентов "Национального объединения" проблема Ле Пен превращается в не менее сложную проблему Барделлы.
Подчеркнем, что решение суда не исключает Ле Пен из текущей политической жизни. Ле Пен остается главой парламентской фракции "Национального объединения" и полностью сохраняет свое влияние в партии. Ее преемник на посту лидера партии Барделла с 2019 года является депутатом Европарламента, с 2024 года возглавляет там группу "Патриоты за Европу" (это третья по численности группа, в нее входят 86 из 720 евродепутатов).
Если Ле Пен захочет, потрясения во Франции могут начаться гораздо раньше 2027 года. "Национальное объединение" является крупнейшей партией в Национальной ассамблее, имея там 123 места из 577. Правящая четырехпартийная коалиция имеет всего 210 мест, то есть намного меньше половины. Правительство Франсуа Байру держится благодаря противоречиям между оппозиционными партиями. 5 февраля Национальная ассамблея провалила два вотума недоверия, предложенные крайне левыми из "Непокоренной Франции": они набрали лишь 128 и 122 голоса — значительно меньше 289 необходимых. Но предшественник Байру во главе правительства Мишель Барнье потерял пост именно в результате вотума недоверия, который был высказан 331 депутатом 4 декабря 2024 года. "Национальное объединение" тогда проголосовало вместе с "Непокоренной Францией", чтобы сорвать бюджет на 2025 год, предложенный Барнье. "Обстоятельства вынуждают нас голосовать с крайне левыми, — заявила тогда Ле Пен. — Мы просто используем это как инструмент, чтобы остановить этот токсичный бюджет".
К правительству Байру она была более благосклонной. Но теперь может изменить свое мнение. Впрочем, у нее рискованный выбор, ведь крах правительства может вылиться в досрочные выборы, а она согласно решению суда не сможет баллотироваться в следующий парламент.
Новые парламентские выборы, согласно французской конституции, не могут быть назначены в течение года после предыдущих. Нынешняя Национальная ассамблея была избрана в июне-июле 2024 года. Ле Пен может устроить правительственный кризис ближе к лету, чтобы добиться досрочных выборов и получить еще более мощную фракцию. Если ей повезет, она по итогам выборов сможет поставить своего протеже на пост премьера. А дальше все будет зависеть от успехов такого правительства. Если французам понравится — тогда в 2027-м они изберут президентом Барделлу. Или не изберут, если правительство их разочарует.
Кузнец своей судьбы
Но вернемся к решению суда. Оно стало исполнением желаний Марин Ле Пен. "Мы никогда не извлекаем уроки. Когда же мы извлечем уроки и действительно введем пожизненную дисквалификацию для всех тех, кто был осужден за деяния, совершенные во время их пребывания в должности?" — гневно вопрошала она 12 лет назад, 5 апреля 2013 года, в шоу Public Sénat на Radio Classique. Она пафосно противопоставила себя политикам из других партий: "Мой пиджак безупречен, вот и все. Как бы они ни старались, они не смогут меня запятнать, потому что у меня есть этика, у меня есть мораль, и я ее придерживаюсь. И когда я требую этики и морали, я применяю их к себе".
Президентом тогда был Франсуа Олланд, который сделал своим любимым занятием борьбу с налоговым мошенничеством. "Я слышала, как президент республики сказал, что необходимо пожизненно лишить осужденных возможности быть избранными. В этом я полностью согласна; это часть моего президентского плана. Но он говорит только о коррупции и налоговом мошенничестве, — возмутилась Ле Пен. — А почему и не за все остальное? Почему не за фаворитизм? Почему не за хищение государственных средств? Почему не за фиктивные рабочие места?"
Олланд реализовал ее желание. Его министр экономики Мишель Сапен предложил "закон о прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни", который сделал обязательным применение дополнительного наказания в виде дисквалификации к любому лицу, осужденному за хищение государственных средств. Закон был принят 8 ноября 2016 года и вступил в силу через месяц, 9 декабря. В ноябре прошлого года министерство юстиции сообщило изданию Libération, что начиная с 2017 года обвинительные приговоры по делам о хищении государственных средств всегда включали дополнительное наказание в виде дисквалификации.
Расследование злоупотреблений Ле Пен было начато в конце 2016 года, когда в министерство юстиции поступил анонимный отчет о работе помощников Ле Пен, которая была евродепутатом в 2004-2017 годах. По версии обвинения, в период с 2004 по 2016 год Ле Пен и другие члены руководства ее партии фиктивно нанимали ассистентов, полагающихся депутатам Европарламента. Эти помощники депутатов редко появлялись в Европарламенте и работали как партийные сотрудники на национальном уровне. Суд установил, что Ле Пен и ее коллеги присвоили свыше 4 млн евро за более чем 11 лет. Под конец этих злоупотреблений уже действовал закон Сапена. Приговор вынесен не только Ле Пен, но и еще 22 обвиняемым. Они приговорены к срокам от шести месяцев лишения свободы условно до тюремного срока, сопровождаемого, в зависимости от случая, штрафами и лишением права занимать должности, иногда условно. Только один подсудимый был оправдан. Партия Ле Пен приговорена к штрафу в размере 2 млн евро.
Начало этой практике злоупотреблений положил отец Марин Ле Пен. "Это была медленно тлеющая бомба, подожженная Жаном-Мари Ле Пеном в 2004 году и взорвавшаяся в понедельник, 31 марта, в здании Парижского суда, уничтожив политические амбиции его дочери Марин Ле Пен и вызвав содрогание во всем политическом мире. Продлив и систематизировав хищение денег европейских налогоплательщиков с целью поддержания деятельности "Национального фронта", — отмечает газета Le Monde, — Марин Ле Пен стала причиной своего падения".
Решение было вынесено тремя судьями. Председательствовала судья Бенедикт де Пертюи. Она подчеркнула, что закон есть закон. Политики сами решили ужесточить наказание за хищение государственных средств. Что ж, сказала судья, теперь пусть политики сами выпивают свое лекарство.
Конечно, желания политиков обычно не сбываются. Но пафосные желания, когда этот пафос лживый, могут сбыться. Доказано Марин Ле Пен.