• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Борьба с коррупцией ради увеличения коррупции. Почему мы не можем выйти из замкнутого круга

Бывший посол Канады в Украине Роман Ващук сказал то, чего до него не говорил вслух никто. Он объяснил, почему усилия Запада оказались провальными. Но создается впечатление, что лекцию Ващука просто хотят замолчать

УНИАН
Реклама на dsnews.ua

Дело в том, что лекция Ващука ставит в неудобное положение всех. Послов, которые годами учат нас, как жить, а оказывается, что они просто ошибаются. Она делает неудобно нашим штатным борцам с коррупцией, которые в последние годы пробовали узурпировать понятие "правды". В конце концов, она ставит в неудобное положение чиновников, которые понимают, что происходит какой-то идиотизм, но продолжают приумножать этот абсурд.

Но, к сожалению, именно из-за этого неудобства создается впечатление, что все стараются просто замолчать все то, что сказал Роман Ващук. Вот ключевые тезисы из лекции Ващука о том, что не так с западной поддержкой реформ в Украине:

РЕФОРМ-БОЛЬШЕВИЗМ. Если не достигнуто все на 105% — это зрада

"Люди считали, что нужно требовать максимум, чтобы достичь хотя бы чего-то. Но опасность скрывалась в том, что, достигнув 80%, что уже является успехом и победой, говорили только о 20% того, что не удалось. Это демотивирует людей и создает впечатление, что нет никаких достижений". Кто кричал об этих 20%? Антикоррупционеры и оппозиционные СМИ.

ДВЕ РАВНОЗНАЧНЫЕ ВОЙНЫ. Россия ≠ Коррупция

Идею, что есть две равнозначные войны в Украине, озвучивали некоторые послы. Но самая важная война для Украины — внешняя. Нельзя изнутри сжигать дом и одновременно его защищать. "В известной степени это соответствует канадскому лозунгу внутренней политики, но применено в отношении Украины: "Peace, order and maybe good government" ("Мир, порядок, и тогда, возможно, хорошее правительство"), — говорит Ващук. — На Западе вдруг сложилось впечатление, что если Украина не станет блестящим образцом всего лучшего в человеческой жизни, то не заслуживает того, чтобы ее защищать. Скажем, первый попавшийся Бангладеш, или первая попавшаяся там Бельгия, или первая попавшаяся Эфиопия имеют право на существование безотносительно к их рейтингу Transparency International, а Украина должна себе заслужить право, чтобы кто-то ее поддерживал и защищал".

АНТИКОРРУПЦИЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО. Выше, чем верховенство права

Реклама на dsnews.ua

В Украине при относительно слабых институтах личные горизонтальные и вертикальные связи почти для всех являются обычным путем для решения вопросов. Итак, если вы взялись за большую антикоррупционную бескомпромиссную кампанию, то почти каждый в Украине подпадает под ее действие.

Коррупция в Украине — это не секторальная проблема, которую можно успешно решить. Провозглашая крестовый поход против коррупции, вы идете почти против всего политического класса этой страны. Фронтальное наступление на всех и вся раньше или позже захлебнется, и более уравновешенный и селективный подход был бы более успешным. "Более широкие реформы верховенства права — не столь зрелищные, как арестовать кого-то и разложить банкноты перед камерой, но могли бы дать лучшие результаты в долгосрочной перспективе".

Пример, демонстрирующий проблему максимализма и чрезмерного фокусирования на антикоррупции — дело нового Верховного Суда. Беспрецедентный открытый процесс отбора в Верховный Суд был, все собеседования были на Youtube, можно было смотреть прямую трансляцию. И Высшая квалификационная комиссия судей должна была выслушать советы Общественного совета по вопросам добропорядочности по каждому судье. Еще журналисты и активисты, которые имели право высказывать свои замечания к процессу отбора. Ни в одной другой стране мира этого не было. Однако иногда Высшая квалификационная комиссия не соглашалась с выводами общественных активистов и говорила: "То, что вы предлагаете не является основополагающим, мы не могли бы отстоять такое решение в суде, а для ваших оговорок нет абсолютно железобетонного основания". Поэтому Общественный совет по вопросам добропорядочности и все эти очень активные люди начали войну против Высшей квалификационной комиссии и сказали, что новый Верховный Суд — коррумпированный, страшный, потому что приняли не все советы, более половины, но не все.

"Этот Верховный Суд, возглавляемый г-жой Данилевской, высококвалифицированным опытным лицом, был в общественном сознании отвергнут, потому что там было 75-80%, а не 105% абсолютно новых и позитивных людей. Вот меняется президент, и изо всех судов Украины почему-то надо перезапустить именно Верховный Суд. Как человек, который годами работал с этим проектом, я сказал: "Подождите, в Украине есть сотни и тысячи других судов, почему вы снова беретесь за созданный Верховный Суд?"

"Была одна встреча, где Евросоюз, Германия, Канада спрашивали: "Почему вы это делаете?". И были люди из Верховной Рады и из президентской Администрации, которые отвечали: "Вот здесь за столом сидят представители общественных организаций, которые вы сами финансируете, и они абсолютно поддерживают эту идею, то почему же у вас, послов, возникают вопросы?"

СВЕРХСЛОЖНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ. Страна — лабораторный кролик

"Если вы специалист по государственному управлению, но в вашей стране вам не позволили ничего сделать, вы такие "Оу, есть Украина, ну повезем эту сверхновую невероятную модель туда, они не могут отказаться, есть какое-то финансирование, и мы это внедрим, itʼs gonna be great (это будет невероятно). А не всегда. Украина — это именно та страна, где стоит выбирать надлежащую управленческую технологию, отвечающую задачам, а не пробовать что-то новое и затрудненное", — отмечает Ващук.

"Пример: система электронных деклараций. Как-то я спросил представителей Всемирного банка за рабочим завтраком: "Как случилось, что столько людей в Украине должны их подавать? Сколько их планировалось в начале?". Они сказали: "Ну, мы думали, может 300 системно важных людей должны их заполнять". Я сказал: "Так почему должны теперь 1,2 млн?" "Ну, знаете, думали, может, надо немного масштабнее". В результате имеем сложную электронную систему, которая время от времени зависает. А чтобы заполнить примерно 60 страниц данных, нужно несколько дней. Описать все, включая то, какие у вас есть картины дома, сколько у вашей жены бижутерии, сколько у вашего мужа часов, и какой фирмы".

"Любой, имея интернет, может пересмотреть декларации почти каждого украинского чиновника, кроме, может быть, СБУ. Это можно использовать в своей предвыборной кампании, говорить, что вот его теща имеет гараж, а он неправильно его вписал, и вы из этого тещиного гаража можете сделать дело, которое будет важнее 5,5 млрд Коломойского, которые он вытащил из Приватбанка. О гараже каждый понимает, а миллиарды — это такое. Особенно, если вы Коломойский и можете заказать телерепортаж о тещином гараже. Даже господин Стародубцев, который был "душой" системы ProZorro, сказал мне, что в прозрачности может быть темная сторона, которой можно манипулировать".

ЗАЦИКЛЕННОСТЬ НА ВТОРОСТЕПЕННЫХ РИСКАХ. МВФ, мораль, и как цена на газ сожгла правительство

МВФ зациклился на вопросе цены на газ в Украине и решил, что правительство должно ее поднять. Правительство предупреждало, что это поставит на них политический крест. "МВФ и экономисты говорили: "Нет, смотрите, мы же выдаем людям субсидию, никто не пострадает, мы просто хотим, чтобы была абсолютная прозрачность во всем". Но в украинских условиях люди видят цену на газ и уже обижены, они забывают, что у них есть субсидии. А когда подаются на субсидию, то оппозиционные политики им говорят: "Это признак того, что вы обнищали, даже не можете за газ заплатить, государство должно подачки какие-то вам давать". То, что выглядело логичным в расчетах, было убийственным в украинских политических реалиях".

То, о чем рассказал Ващук, должно стать для власти планом для исправления ошибок. Что мы видим вместо этого? Вместо этого мы имеем встречу Зеленского с послами "Большой семерки", где он говорит, что мы сохраним Сытника и вернем уголовную ответственность за неправильное декларирование, но при этом мы ничего не слышим о том, что действительно важно: о системном кризисе принятия разумных и качественных решений в государстве. Наши решения — это порождение от этого реформ-большевизма, который предполагает сосредоточение на 20% негатива и раздувании из него большого информационного пузыря. К сожалению, у нас сложился целый класс штатных борцов за эти пузырьки, которые получают огромные средства на свою работу. Работу, которая не имеет ничего общего с реформами, но предусматривает узурпацию понятия "правды".

    Реклама на dsnews.ua