Борода из ваты. Чем Шарий опасен для Медведчука
Феноменом нынешних парламентских выборов стала Партия Шария. По предварительным данным Национального экзитпола, она набрала 3,1% голосов. Это совсем немало, если учесть, что о своем политпроекте видеоблогер-украинофоб Анатолий Шарий объявил 6 июня 2019 г. — всего лишь за полтора месяца до внеочередных выборов Верховной Рады.
Более того, вся его партия является, по сути, виртуальным проектом. Сам Шарий еще в январе 2012-го сбежал из Украины, пребывая под двумя подписками о невыезде. Это стало основанием для отмены Центризбиркомом регистрации Шария кандидатом в народные депутаты Украины. Свою партию Шарий раскручивал через свой канал на YouTube, не располагая в Украине никакой оргструктурой. В таких условиях заработать 3,1% — это действительно немало.
Нелишне напомнить также, что, начиная с нынешних парламентских выборов, все партии, набравшие более 2% голосов, будут получать государственное финансирование. Ранее его получали только те партии, которые преодолели 5%-ный барьер и прошли в парламент. Таким образом, теперь Шарий сможет создавать и наращивать оргструктуру своей партии на деньги украинских налогоплательщиков.
Если официальные итоги, подведенные Центризбиркомом, подтвердят, что Шарий набрал более 3% голосов, можно будет отметить еще один пикантный момент: если бы барьер для партий был снижен до 3%, как это предложил Владимир Зеленский, то Шарий и его партия попали бы в Верховную Раду.
Сам Зеленский не далее как 19 июля напомнил о том, что он внес в парламент такой законопроект 22 мая, но не нашел понимания у спикера Андрея Парубия. "Я очень хотел снизить проходной барьер до 3%. Мы могли это сделать за один, два, три дня. Это мое предложение было на первой нашей встрече с господином Парубием", — рассказал президент. И подчеркнул: "К сожалению, много новых партий не смогут пройти 5%-ный барьер. И это будет именно из-за господина Парубия. Большой ему привет".
Кстати, Шарий на парламентских выборах использовал приемы, опробованные Зеленским на выборах президента: регулярные видеообращения к своим избирателям, молодежный сленг, радикальные лозунги. По сути, Шарий попробовал повторить на пророссийском электоральном поле то, что тремя месяцами ранее проделал Зеленский во всеукраинском масштабе.
Поэтому, говоря о феномене Шария, стоит отдельно сказать о последствиях его для пророссийского электорального поля. Напомним, что как раз в те дни, когда Шарий начал раскручивать свою партию, окончательно разошлись два крыла некогда единого "Оппоблока". Одно из них, возглавляемое Юрием Бойко и объединившееся с Вадимом Рабиновичем и Виктором Медведчуком в партию "Оппозиционная платформа — За жизнь" (ОПЗЖ), пользуется откровенной поддержкой Кремля. Другое крыло, контролируемое Ринатом Ахметовым и сохранившее за собой бренд "Оппоблока", объединилось с партиями "Наши" Евгения Мураева и "Доверяй делам" мэров Харькова и Одессы Геннадия Кернеса и Геннадия Труханова, пользующимися поддержкой Игоря Коломойского. К этому политпроекту присоединились мэры Мариуполя и Запорожья (городов, базовых для бизнеса Ахметова) Вадим Бойченко и Владимир Буряк.
Фактор Шария тогда никем не принимался в расчет. Между тем Шарий старался конкурировать и с ОПЗЖ, и с "Оппоблоком", не стесняясь критиковать их как "кладбища старых политиков" и противопоставляя им себя как "новое лицо". Да и свою собственную историю он подавал как борьбу нового со старым: дескать, в 2012-м он сбежал в Литву и получил там политическое убежище, потому что режим Януковича преследовал его "за расследование участия госучреждений в наркобизнесе".
Усилия Шария находили все больший отклик в пророссийском электорате. Кого-то подкупала радикальность его лозунгов, кому-то импонировал его раскрепощенный молодежный стиль.
Особенно многих симпатиков Шарий переманил у "Оппоблока" в его ключевых городах — Харькове, Одессе, Запорожье, Мариуполе. Это оказалось фатальным для "Оппоблока": он, по предварительным данным Национального экзитпола, набрал только 3,3%.
Суммарно три пророссийские партии набрали около 18% голосов (ОПЗЖ — 11,5%, "Оппоблок" — 3,3%, Партия Шария — 3,1%). Но более чем треть голосов из этих 20% оказались "убиты" (то есть не будут представлены в новом парламенте) благодаря творческим усилиям Шария, который и сам не прошел в парламент, и помешал пройти "Оппоблоку".
Для Медведчука и его ОПЗЖ Шарий тоже опасен. Ведь он только начал раскручивать свой политпроект, а уже заработал более 3%. Не исключено, что в Кремле захотят воспользоваться этой многообещающей партией на ближайших местных выборах в Украине, чтобы заиметь мощные фракции в горсоветах крупнейших городов востока и юга Украины, да и в Киевраде тоже. Словом, чем больше просчетов будет допускать Медведчук, тем выше будут шансы у Шария.