Бомбы и тележки. Как далеко может зайти военное сотрудничество Украины и Турции
После разрыва с российскими поставщиками наши оборонщики были просто вынуждены переключаться как на импортозамещение, как и на поиск новых рынков.
Как ни странно, но таким новым партнером для Украины стала Турция. Начиная с 2016 г. между Анкарой и Киевом началось серьезное военно-техническое сотрудничество. Внешняя сторона этого - средние ударные оперативно-тактические беспилотники Bayraktar TB2 на вооружении ВСУ, средства УКВ-связи от Aselsan (которые используют и в авиации, и на флоте, и в сухопутных войсках), пистолеты-пулеметы MP-5 - в руках полицейских на улицах. Однако есть и другая - менее медийная сторона этого процесса.
Дело в том, что Турция быстро пошла на сближение с Украиной не просто так. Имея деньги и потребности в модернизации своих вооруженных сил, страна после начала военной операции в Сирии была фактически отрезана от западных технологий. И Анкаре оставалось лишь сотрудничество с Россией или Китаем.
Однако по пути выстраивания системы региональной безопасности на Ближнем Востоке Турция схлестнулась с РФ напрямую (чего стоит, например, сбитый бомбардировщик Су-24 ВКС РФ), и поэтому военно-техническое сотрудничество не заладилось. Правда, в последнее время наметился очередной прорыв, но насколько стороны искренни в своих намерениях, совершенно непонятно. Как бы то ни было, но Турция на международной арене до сих пор твердо стоит на том, что Крым незаконно оккупированная Россией территория Украины и поддерживает борьбу крымских татар.
Сотрудничество с Китаем тоже вскоре было отвергнуто, так как Пекин выставляет очень серьезные политические требования для такого рода контактов. Оставался третий путь - поиск военных технологий на постсоветском пространстве и их скупка. Кстати, именно так начинали и китайцы в начале 1990-х годов.
И тут на горизонте "появилась" Украина, которая после распада Союза не только унаследовала большое количество технологий, но и за годы независимости смогла их сохранить. Причем наши разработки в силу своего советского происхождения для западных стран просто неинтересны. А тут появилась уникальная возможность попробовать реализовать их на стыке западных и советских технологий.
Судя по всему, первой сферой, в которой опыт сотрудничества был удачным, стало танкостроение. В Турции с 2018 г. налажено локализованное производство комплексов активной защиты "Заслон" под местным названием Pulat. Они устанавливаются на модернизированных танках М-60 и уже опробованы в боях в Сирии.
В 2019 г. был парафирован контракт с турецкой государственной корпорацией MKEK на поставку 120-миллиметровых ствольных управляемых ракет "Конус" производства ГККБ "Луч".
На совершенно новый уровень военно-техническое сотрудничество стран вышло после приобретения Украиной ударных беспилотников Bayraktar TB2. И судя по последним сообщениям, сотрудничество набирает все большие обороты. Причем выгодное и для нас, и для турок.
Буквально на днях стало известно, что еще в конце декабря 2019 г. государственная компания "Укрспецэкспорт" экспортировала в Турцию две РЛС L-диапазона MARS-L (на шасси "Урал" и "КрАЗ") и РЛС дальнего обнаружения метрового диапазона П-180У (на базе двух "КрАЗов") общей стоимостью $11, 144 млн. Причем это изделия от частного производителя - "Аэротехника-МЛТ".
Поставленные РЛС являются одними из самых современных, которые могут предложить наши производители. Та же П-180У обеспечивает автоматическое сопровождение траекторий движения воздушных объектов, прием данных от других РЛС и радиовысотомеров, обмен радиолокационной информацией происходит по предоставленным каналам обмена данных в согласованном протоколе обмена. А MARS-L вообще считается одной из самых помехозащищенных в своем классе. Производитель утверждает, что РЛС обеспечивает защиту от самых разнообразных активных помех, в том числе несинхронных и хаотических, ответных импульсных и активных шумовых.
Пока совершенно непонятно, зачем Турция купила по одному экземпляру таких РЛС, однако, по всей видимости, местные вооруженные силы планируют создавать такую себе гибридную систему ПВО, куда будут вписывать как западные образцы, состоящие на вооружении, так и недавно закупленные российские С-400.
С другой стороны, турецкая компания Roketsan в октябре 2019 г. поставила в Украину партию из восьми учебных бомб MAM-L и MAM-C, а также три погрузочно/разгрузочных тележки.
Эти боеприпасы предназначены для наземных тренировок и учебных полетов, поэтому можно говорить о том, что полноценную подготовку расчетов беспилотников можно было начать уже в ноябре прошлого года, а не в марте 2020 г. после критического материала в СМИ. Фактически четыре месяца были потеряны для боевой подготовки и усиления обороноспособности нашей армии.
Отметим также, что MAM-L/C - это легкие управляемые боеприпасы с полуактивной лазерной системой наведения, которые зарекомендовали себя с самой лучшей стороны совсем недавно - в ходе проведения турецкой армией операции "Весенний щит" в Сирии.
С одной стороны, надо понимать, что перспективы дальнейшего военно-технического сотрудничества Украины и Турции достаточно туманны. Ведь современных технологий, которые мы можем предложить Турции, армия которой вооружена по западным стандартам, не так уж много. И вопрос в том, будет ли Анкара вкладывать деньги в дальнейшие перспективные разработки или просто "раздерибанит" оставшиеся в Украине советские технологии и "уйдет в засвет", как это сделали, например, китайцы, пока совершенно неясно.
С другой же стороны, Турция, несмотря на пропагандистские ролики и статьи, все еще нуждается в стабильном рынке для продажи своего вооружения, которое не востребовано на Западе, а Украина просто обречена на долгие годы противостояния с "северным соседом" и, значит, будет постоянно нуждаться в новом вооружении.