Большой аудит Байдена. Зачем Вашингтон начал проверять, что делает Киев с американской помощью
Вашингтон будет использовать выявленный аудиторами негатив для того, чтобы подталкивать Банковую к некоторым кадровым решениям и заодно к реформам
Американские танки к нам еще не приехали, но аудиторы уже здесь. Об этом стало известно из выступления заместителя госсекретаря США по политическим вопросам Виктории Нуланд 26 января на слушаниях в сенатском комитете по международным отношениям.
"Администрация Джо Байдена по-прежнему сосредоточена на том, чтобы не допустить нецелевого использования помощи или оружия. Мы сотрудничаем со Всемирным банком, с Deloitte и с группой правительственных аудиторов США, которые находятся в Киеве на этой неделе", — сообщила Нуланд сенаторам.
Deloitte — это международная сеть компаний, оказывающих услуги в области консалтинга и аудита, со штаб-квартирой в Лондоне. Входит в "большую четверку" аудиторских компаний (наряду с EY, KPMG и PWC). Участие Deloitte в аудите американской помощи Украине должно засвидетельствовать объективность проверки — а именно это и является главным требованием республиканцев.
Постоянный механизм контроля за Киевом
Чтобы говорить о том, как Белый дом может это использовать, нужно видеть более широкую картину. Приезд аудиторов — это только эпизод в истории, которая будет длиться, как минимум, несколько лет.
Начало ей положили не какие-то факты разворовывания в Украине западной помощи, а внутренние перемены в США: переход Палаты представителей под контроль республиканцев по результатам выборов, состоявшихся 8 ноября 2022 г. Еще до выборов республиканцы заявили о своем намерении, когда они будут иметь большинство в Палате представителей, начать серию расследований, в том числе и по вопросу об эффективности американской помощи Украине. Администрация Байдена могла, конечно, попытаться саботировать эти планы, но это только добавило бы аргументов республиканцам.
Поэтому Белый дом решил сам инициировать аудит. Еще 14 декабря из статьи в Politico стало известно, что администрация Байдена планирует заключить контракт для реализации программы MEASURE — Monitoring, Evaluation and Audit Services for Ukraine Reporting ("Услуги по мониторингу, оценке и аудиту отчетности Украины"). Программа рассчитана на трехлетний период. В госдепартаменте США фактически подтвердили Politico существование плана внедрения MEASURE.
А 2 января американская Management Systems International уже объявила вакансию украинского офис-менеджера для реализации MEASURE. В число обязанностей включены "надзорные посещения объектов, где используется помощь США, для проверки того, что помощь используется по назначению".
Параллельно готовится аудит силами государственных чиновников. 18 января офисы генеральных инспекторов госдепартамента, Пентагона и агентства США по международному развитию (USAID) обнародовали Joint Strategic Oversight Plan for Ukraine Response ("Совместный стратегический план надзора за помощью Украине"). В нем констатируется, что Конгресс США выделил на помощь Украине более $113 млрд. "Мы стремимся определить области с наибольшим риском мошенничества, расточительства или злоупотреблений", — говорится в документе.
Для аудита помощи создана межведомственная рабочая группа, в которой представлены и другие надзорные органы правительства США. Задача группы — "осуществлять всеобъемлющий и стратегический надзор для обеспечения эффективности помощи США и привлечь к ответственности тех, кто пытается злоупотребить этими жизненно важными программами".
Подчеркнем: речь идет не о разовом аудите, а о создании постоянного механизма контроля за Киевом. "По мере завершения текущих и запланированных проектов и адаптируясь к меняющимся обстоятельствам, мы будем периодически обновлять этот совместный план", — анонсируют генеральные инспекторы госдепартамента, Пентагона и USAID.
Одно из мероприятий, записанных в плане, уже выполняется. 25 января три ведомства объявили об открытии горячих линий, то есть телефонов в США, по которым украинцы могут "конфиденциально сообщать о любой подозрительной деятельности, связанной с программами или операциями" госдепартамента, Пентагона и USAID. В частности, USAID предлагает сообщать, например, о случаях, когда товары под брендом USAID появляются в продаже, хотя должны предоставляться бесплатно, или когда выставленные счета существенно превосходят местные рыночные цены.
Как Белый дом будет это использовать
Можно не сомневаться, что этими горячими линиями воспользуются многие украинские активисты и политики. Фактически они получили новый канал для жалоб на власть, который от власти совершенно не зависит. И многие уже видят в этом новые возможности для себя.
Например, нардеп прошлого созыва Виталий Куприй 26 января на своей фейсбук-страничке поделился новостью о том, что "вскоре в Украине заработает горячая линия от контролирующих органов США, на которую можно сообщать о фактах коррупции", и тут же заявил: "Жду, я позвоню первым!" Другие, наверное, не ждут, а уже звонят.
Межведомственная рабочая группа обещает "эффективное информирование Конгресса и общественности о результатах нашей работы". Поэтому теоретически можно было бы предположить, что все эти аудиты будут использованы Белым домом как канал для вбрасывания в информпространство компромата на отдельных представителей украинской власти. По крайней мере, в украинских соцсетях уже пошли такие слухи.
Однако этот вариант выглядит очень сомнительным по той простой причине, что он совершенно противоречит целям Белого дома. Для администрации Байдена распространять какую-либо информацию о неэффективности американской помощи — это значит расписываться в собственном провале. Наоборот, Вашингтон прямо заинтересован в том, чтобы аудиты показали отсутствие серьезных злоупотреблений. У Киева, понятно, точно такой же интерес.
Реально вся эта затея с аудитами имеет главную цель: убрать почву из-под любых инсинуаций насчет якобы неэффективности американской помощи Украине. Белому дому это принципиально важно, чтобы лишить аргументов трампистов, которые пытаются разыгрывать антиукраинскую карту. Также это инструмент противодействия кремлевским информационно-психологическим операциям (ИПСО) в украинском информпрострнстве, которые используют тему коррупции для дискредитации украинской власти.
Прежде всего аудиты покажут, что военная помощь (оружие, техника, боеприпасы и пр.) использовалась по прямому назначению. Слухи о том, что кто-то в Украине куда-то перепродает западное оружие, регулярно используются трампистами как предлог для требований о прекращении поставок оружия нашей стране. А вот опровержение этих слухов, наоборот, будет очень важным аргументом для усиления американской помощи.
Не исключено, что уже сам факт проведения разносторонних аудитов поспособствует тому, чтобы республиканцы в Конгрессе перестали педалировать тему контроля над помощью Украине и сконцентрировались на критике администрации Байдена за недостаточность этой помощи. Им обязательно нужно критиковать Белый дом — прекрасно, пусть настойчивее и громче требуют от него истребителей F-16, ракет ATACMS и реактивных снарядов GMLRS.
Возможно, с другими (невоенными) компонентами американской помощи ситуация будет менее благополучной. Но даже и в этом случае сомнительно, чтобы Белый дом захотел использовать результаты аудита для дестабилизации внутриполитической ситуации в Украине. Скорее можно ожидать, что Вашингтон будет использовать выявленный негатив для того, чтобы подталкивать Банковую к определенным кадровым решениям и в то же время к некоторым реформам. Делаться это будет, конечно, не публично, а по дипломатическим каналам. И зрители телемарафона будут восхищаться внезапными увольнениями влиятельных чиновников по собственному желанию и радоваться новым антикоррупционным инициативам власти.
И только если Банковая, вместо того чтобы демонстрировать энтузиазм, будет сильно сопротивляться, тогда может понадобиться публичное давление. Для этого могут быть задействованы общественные организации и медиа, пользующиеся покровительством USAID. Но это маловероятно, поскольку у Вашингтона и Киева сейчас другой приоритет, причем общий: Украина должна победить Россию. А все остальное — второстепенно.