Больше огня. Чем поможет нашей армии пересадка САУ "Нона-С" на шасси БМП
Вооруженным силам нужен собственный образец самоходного миномета, производство которого было бы максимально локализовано в стране
Проблема усиления огневой мощи мотопехотных и механизированных бригад ВСУ стоит очень остро с самого начала войны на Донбассе. Одним из относительно дешевых и эффективных вариантов могло бы стать насыщение войск 120-мм самоходными минометами. Однако решения нет до сих пор.
В 2015-2019 гг. сразу несколько фирм разработали самоходные минометы на базе шасси 4х4. Из наиболее известных это "Смерека" от компании "Украинская бронетехника" на базе бронеавтомобиля "Варта" и "Барс-8ММК" от предприятия "Укроборонсервис", входящего в концерн "Укроборонпром". Последний образец был создан в сотрудничестве с испанской фирмой Everis Aeroespacial y Defensa S.L.U. и отличается продвинутой системой управления огнем, которая может использовать как данные от беспилотника, так и от радара контрбатарейной борьбы. В 2019 г. военные даже купили опытную партию, которая, однако, на сегодня оказалась невостребованной (по некоторым данным — из-за некондиционных минометных стволов).
В 2020 г. появилась информация о том, что в рамках Государственного оборонного заказа на 2020 г. Министерство обороны подписало контракт на закупку партии 120-мм минометов ЕМ-120, принадлежащих болгарской компании EMCO. По сути это лицензионный советский 120-мм миномет на базе легкобронированного тягача МТ-ЛБ. Однако в открытой печати никаких сведений о том, что этот контракт реализован, по состоянию на весну 2021 г. нет.
Не получила развития и тема с мобильными минометными комплексами на базе БТР — хотя подобные разработки на базе бронетранспортера БТР-3Е есть у Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А. А. Морозова. Речь идет о модели БТР-3М2, который в свое время разрабатывался в рамках таиландского заказа. На весну 2014 г. в цехах был единственный экземпляр миномета, который был передан полку НГУ "Азов" и, по отзывам бойцов, довольно-таки неплохо зарекомендовал себя в боях.
А 30 марта всплыла совершенно неожиданная тема: Шепетовский ремонтный завод работает над установкой артиллерийской части САУ 2С9 "Нона-С" на шасси БМП. Пока нет информации, что это — государственный заказ или инициатива самого завода, но смысл в подобной модернизации есть.
В конце 1970-х в СССР была разработана уникальная 120-мм нарезная пушка-гаубица-миномет 2А51, которая позволяла вести огонь как специальными осколочно-фугасными снарядами 3ОФ49, активно-реактивными 3ОФ50 или кумулятивными 3БК19, так и всеми типами мин для гладкоствольных и нарезных минометов, в том числе осветительными, дымовыми и зажигательными.
Именно эта пушка и стала основой для авиадесантной самоходной артиллерийско-минометной установки 2С9 "Нона-С". Причем одновременно велись и работы по созданию вариантов для сухопутных войск: 2С17 на базе шасси от САУ 2С1 "Гвоздика" и 2С17-2 на базе БРМ-1К, однако от дальнейших работ военные отказались. По-видимому, именно вариант 2С17-2 и стал основой для работы инженеров Шепетовского завода.
Стоит также сказать, что после распада Советского Союза нам досталось около полусотни САУ 2С9 "Нона-С", которые на весну 2014 г. состояли на вооружении единственной бригады — 25-й отдельной воздушно-десантной из Днепропетровска. В боях они применялись достаточно ограниченно, поэтому ресурс ствола у них почти не "выбит", что позволяет применять их еще некоторое время. Однако узким местом является шасси, которое производилось только на территории РСФСР и поэтому ныне существуют огромные проблемы с запасными частями и текущим ремонтом.
Ныне какая-то часть БМД-2 и "Нона-С" в бригаде поддерживается в боеготовом состоянии благодаря "каннибализации" парка БМД-1, однако так долго продолжаться не может. И именно поэтому так остро стоит вопрос модернизации самоходной установки.
Судя по всему, достаточно долго наши военные отдавали приоритет созданию варианта "Нона-С" на базе бронетранспортера. Тем более что в советское время такой эксперимент был признан достаточно удачным и привел к появлению САУ 2С23 "Нона-СВК" (на базе БТР-80), которая в апреле 1991 г. была принята на вооружение советской армии. Специалистами отмечалось, что колесный вариант обладает большей мобильностью и надежностью и в 1,5-2 раза дешевле своего гусеничного аналога — САУ 2С9 "Нона-С".
Украине достался только единственный экземпляр, который ныне находится в Житомире в 199-м учебном центре подготовки десантно-штурмовых войск. Сама установка до сих пор производится в РФ, поставляется в Венесуэлу. "Нона-СВК" имеет богатую боевую биографию — применялась в ходе подавления национально-освободительного движения в Чечне в 1990-е, по некоторым данным, отметилась в ходе вторжения в Украину летом 2014 г. (есть несколько фотографий в оккупированном Луганске и в Ростовской области).
Однако в создании клона "Нона-СВК" что-то пошло не так — причем совершенно непонятно, произошло это из-за недостатка БТР-80 или незаинтересованности конкретного предприятия в том проекте. Ведь в конце концов можно было бы попробовать установить артиллерийскую часть на отечественный БТР-4.
В любом случае, даже перестановка артиллерийской части на любое новое шасси, будь то БМП или БТР, не решит проблемы отсутствия самоходных минометов в ВСУ и является временным решением. Во-первых, САУ "Нона-С" в армии не так уж много, во-вторых, орудие 2А51 в Украине не производится, а значит, в обозримом будущем после исчерпания ресурса ствола встанет вопрос о замене.
Таким образом, можно говорить, что вооруженным силам на нынешнем этапе нужен собственный образец самоходного миномета, производство которого было бы максимально локализовано в стране, и который в идеале мог бы заменить в войсках 120-мм буксируемые минометные комплексы 2С12 "Сани" советского производства и отечественный клон М120-15 "Молот".