Блокадный постфактум. Пять зрад, которые найдут в решении СНБО
Казалось бы, принятое на последнем заседании Совбеза решение прекратить перемещение грузов через линию соприкосновения с ОРДЛО полностью перехватило у "блокадников" во главе со скандальными нардепами Владимиром Парасюком, Семеном Семенченко, Егором Соболевым и иже с ними всю блокадную инициативу и даже лишило смысла к продолжению их активности в данном направлении.
Но не тут-то было. Оперативно переварив произошедшее, они не менее упорно стали выдавать на-гора свои трактовки актуального положения вещей. С обязательным поиском в действиях власти тайных причин подвохов и смыслов, скрытых хитрых намерений и других всяческих зрад того или иного масштаба.
Итак, во-первых, магистральным утверждением критиков президента и правительства является безоговорочное признание старта официальной торговой блокады оккупированной части Донбасса победой и к тому же исключительно своей. Как обозначил позицию фракции "Самопоміч" нардеп Соболев, свое решение СНБО никогда бы не принял, если бы не усилия всех "блокадников".
В принципе в какой-то мере с таким мнением согласны и на Банковой. Правда, звучит это несколько иначе — негативный эффект блокады для всей Украины очевиден, но ради остановки сценария дестабилизации Совбез пошел на такое решение.
В данной связи Порошенко сделал достаточно четкие и понятные оценки: "Как ни прискорбно это осознавать, гуляй-поле в зоне АТО создала политическая сила, которую мы считали демократической, либеральной и реформаторской. Взяли и сделали — нечестно и непорядочно по отношению к стране. Разве годится таким вот образом отвлекать внимание от провалов своего лидера, который за два с половиной мэрских срока не смог решить острого коммунального вопроса и буквально засыпал мусором красивейший европейский город Украины?"
Во-вторых, патриотически настроенных оппозиционеров очень гложет временный характер прекращения железнодорожного и автомобильного сообщения с оккупированными районами Донетчины и Луганщины. Дескать, СНБО сегодня принял блокадное решение, а завтра может его так же быстро и отменить.
Семенченко вообще договорился до обвинения власти в продуцировании фейков для народа. "Вы вчера легитимировали блокаду решением СНБО. А как же Закон "О борьбе с терроризмом", в котором порядок перемещения товаров в зоне АТО определяется постановлением Кабмина? А действующее постановление Кабмина позволяет все перевозки. А останавливать их решением СНБО у вас полномочий нет, господин президент", — написал он на своей странице в Facebook, тут же собрав 2 тыс. лайков.
Причем Семенченко прекрасно отдает себе отчет, что решение Совбеза уже вступило в силу, а силами Нацполиции и Нацгвардии были перекрыты для любых грузовых перевозок все автомобильные и железнодорожные пути, ведущие к линии разграничения, еще с 13:00 позавчерашнего дня. И в нем, конкретно прописаны два обязательных условия для возобновления перемещения грузов через линию соприкосновения: реализация пунктов 1–2 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (установление на Донбассе режима прекращения огня и отвод тяжелого вооружения) и возвращение под украинскую юрисдикцию захваченных предприятий.
В-третьих, в украинских соцсетях уже активно будоражится тема, что блокадное решение СНБО является ни чем иным, как своего рода "зачисткой линии фронта от патриотов", дабы через некие дыры в ней и дальше "гонять контрабас".
Собственно, этим мотивировано широко распиаренное Штабом блокады торговли с оккупантами возобновление редута №16 на той же железнодорожной ветке, где он располагался до его ликвидации силовиками 13 марта, но на несколько километров ближе к Константиновке. И это притом что, как заявил секретарь Совбеза Александр Турчинов, "МВД и СБУ будут привлекать общественность на помощь, но это касается не судимых, не провокаторов, а тех, кто реально хочет помочь государству обеспечить полный контроль за выполнением решения СНБО".
Так что, судя по всему, нас ждет настоящее соревнование контролеров: с одной стороны, привлеченных правоохранителями для этих функций общественных активистов, а с другой — уже закаленных противостоянием с Нацполицией "блокадников", которые вряд ли настроены хоть как-то сотрудничать со своими вчерашними обидчиками.
Впрочем, в этом есть вполне позитивный момент — в такой конкурирующей борьбе даже через малые дыры в линии разграничения не проскочит, по сути, ни одна мышь, а не то что целая фура либо ж/д состав.
В-четвертых, критики власти высказывают отдельные опасения по поводу возможного транзита грузов из ОРДЛО через Россию. В определенном смысле такие подозрения вполне оправданы, учитывая уже устоявшиеся логистические маршруты, которыми пользуются многие жители ДНР и ЛНР, выезжающие через неконтролируемый участок украинско-российской границы в Ростовскую область РФ и въезжающие в Украину уже со стороны Харьковщины и Сумщины.
Правда, это касается легкового автотранспорта либо обычных пассажиров рейсовых поездов и автобусов, а не товарняков с антрацитом или груженных под завязку фур с длиннющими прицепами. Теперь, скорее всего, участники блокады получили новый импульс для обустройства своих позиций в Конотопе или том же Купянске, где будут норовить заглядывать во все проезжающие из России вагоны. Хотя стоит напомнить о том, что предыдущие акции "блокадников" в этих городах фактически провалились из-за противодействия местных жителей.
Наконец, в-пятых, и политики, и общественность буквально под лупой рассматривают решение СНБО касательно применения санкций в отношении ряда российских банков.
Как следует из указа президента, которым оно введено в действие, ограничительные меры в части предотвращения вывода капиталов за пределы Украины применены к "дочкам" Сбербанка, Проминвестбанка, ВТБ, VS Банка и БМ Банка.
Однако, как утверждают сведущие люди, де-факто эти российские финучреждения и раньше не имели права выводить капиталы в Россию, потому что являются убыточными. Таким образом, главная битва за реальные, а не фиктивные санкции против банков страны-агрессора, включая действительное прекращение у нас их деятельности, видимо, только предстоит. Чем, безусловно, будут активно пользоваться все политические оппоненты власти.