• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Без лица. Путин сделает из трупа Гиви троянского коня

Зачистка самых одиозных персонажей - это устранение препятствий на пути Минского процесса. Украине оставляют меньше поводов говорить "нет"
Реклама на dsnews.ua

То, что в новейшей политической культуре ОРДЛО кабинет отождествили с лифтом, совершенно не удивительно. В конце концов и то и другое — пространство, обеспечивающее некоторую приватность. И достаточно замкнутое, чтобы ударная волна не рассеивалась. Так что Моторолла с Гиви дивным (и вряд ли случайным) образом оказались братьями не только в медийной жизни, но и в смерти. В том числе медийной.

Эти двое очень выделялись: безлеры-гиркины-бабаи-анащенки-багги-жилины-бедновы, пока живые или уже препровожденные в мир иной, были всего лишь халифами на час, одноразовыми изделиями. Отработав свое, они сходили со сцены - и если не в могилу, то исключительно потому, что их утилизация не имела особого смысла.

То ли дело эта парочка - постоянные и главные селебритиз российско-украинской войны. Они были продуктом очень тщательно сконструированного мифа. Во-первых, с правильной биографией. Пацаны из соседнего подъезда, сделавшие себя сами, - "по-нашему, по-пацански". Вчерашний автомойщик и охранник супермаркета - герои, в буквальном смысле вылезшие из грязи в князи.

Ну не менеджерам же с банкирами хунту воевать - куда им! Не креаклы-белоручки, а такие вот простые парни - опора и надежда "русского мира". Мира, единого на всех. Моторолла родом из Ухты, самой что ни на есть российской глубинки, практически воин-интернационалист. Гиви - местный, иловайский, украинец и чуточку грузин.

Во-вторых, оба плечом к плечу бьются с "фашистской хунтой". Удачная аллюзия с "Великой Отечественной" и идеальная демонстрация главных имперских клише - "мы же братья" и "один народ". А в-третьих, и это главное, - несут мощный пропагандистский заряд для люмпенов: хорош бухать от тоски и безнадеги! Выход есть, вот он - вперед, защищать родимый "Домбас", где тебя ждут деньги, слава и благодарные женщины. В общем, как точно подметил Павел Казарин, эта парочка - воплощение того, что нужно делать, чтобы из Иванушки-дурачка превратиться в Ивана-царевича.

С их смертью умирает и этот миф. Впрочем, он давно себя изжил независимо от того, кто стоял за их ликвидацией. Но это еще не все, потому что дальше - круче. Чтобы обеспечить выживание общественному явлению, движению, идее, нужно дать им человеческое лицо. Помните, как у Владимира Маяковского? "Мы говорим Ленин, подразумеваем - партия. Мы говорим партия, подразумеваем - Ленин".

Чтобы предать их забвению - этого лица их надо лишить. Застрелили Усаму бин Ладена — и Аль-Каида ушла с первых полос. Ее, конечно, время от времени достают из загашников в меру надобности, как это, к примеру, сделал Дональд Трамп, едва вступив в должность президента. Тем не менее ее присутствие в мировых СМИ ничтожно. И это при том, что самая дорогая голова в мире - голова преемника Усамы, Аймана аз-Завахири.

Реклама на dsnews.ua

После повешения Саддама Хусейна война в Ираке превратилась в подобие игры Counter Strike, где хорошие ребята пачками мочат лишенных каких-либо человеческих черт террористов. Убили Каддафи - и для масс бывшая Ливийская Джамахирия превратилась в белое пятно на карте.

Взорвали Мотороллу - и тем самым принесли медийную смерть его "Спарте". То же ожидает и "Сомали". А новых героев - и новых геройских отрядов - российская пропаганда больше делать не будет. По крайней мере, не в этих местах. Их и так слепили очень ограниченное число: герой - продукт целевой и очень неудобный в обращении, а уж герой гибридной войны - и подавно.

Это означает, что время, отведенное проекту ЛДНР, на исходе. И он все больше будет трансформироваться в ОРДЛО. И по ходу этой трансформации символы ЛДНР будут таять все быстрее. Станет ли устранение Захарченко и Плотницкого венцом или всего лишь этапом в этом процессе - значения не имеет. Но оно определенно будет обязательным условием такой трансформации. Просто потому, что ознаменует собой устранение препятствия в Минском процессе: ведь закон об амнистии гораздо легче провести, если амнистировать из "новороссийских элит" будет некого.

Впрочем, на этом пути нас ждет еще не одно военное обострение, множество разрушений на линии соприкосновения и дальнейшие попытки деиндустриализации региона. При этом, правда, разобраться в том, кто за этим стоит, будет непросто. С одной стороны, московские кураторы ЛДНР будут заставлять своих големов полностью вырабатывать ресурс. С другой - сами големы вполне могут слетать с катушек, понимая, что это единственный способ продолжить свое существование.

Тем не менее "отдельные районы" Донбасса Украине вернут и формальных поводов для отказа их брать не оставят. Но что мы будем с ними делать? С какими из тамошних "лидеров мнений" Киев будет готов говорить? Будет ли готов слушать? Предоставлять особый статус или устраивать фильтрационные лагеря под вой международных организаций и вопли Кремля? Из каких фондов будет содержаться эта деиндустриализованная пустыня, множество обитателей которой лишено не только стабильного дохода, но и минимальных сантиментов по отношению к Украине? А какая-то часть из них имеет оружие и боевой опыт... 

Что здесь совершенно ясно, так это то, что некоторое время спустя те же Моторолла и Гиви еще могут вернуться в медийное пространство. Слишком уж они удобны в качестве символов борьбы.

В силу идеологической недоразвитости прототипов эти медиаперсоны легко использовать и для противодействия "насильственной украинизации", и для противопоставления дээнэровским "барыгам и тыловым крысам, слившим хохлам Новороссию" (тем самым спасая реноме Владимира Путина), и во множестве других контекстов. Поэтому стоило бы подумать о широкой ликбез-кампании насчет этих и им подобных персоналий: в перегруженном новостями мире информация живет недолго.

Ну и наконец несколько слов о том, кто больше всего выиграл от смерти Гиви. Она стала огромным подарком чиновничьей вертикали ОРДЛО в целом: теперь они знают, что раннее появление на рабочем месте опасно для здоровья, а готовность вести дела в 6.12 утра грозит в буквальном смысле летальным исходом. В то же время записка "буду через 10 минут", приколотая к двери в течение нескольких часов, вполне может превратиться в спасающее жизни ноу-хау.

    Реклама на dsnews.ua