Битва за воду: Почему и как Россия действительно может напасть из Крыма (КАРТА)
Пока внимание общественности приковано к войне на Донбассе, над Украиной замаячила новая угроза - со стороны оккупированного Россией Крыма. Дело в том, что на оккупированном полуострове этим летом заканчиваются собственные запасы пресной воды, что является дополнительным стимулом для Кремля "что-то делать" в этом направлении, пишет Depo.ua.
Еще 19 июня назначенный Москвой руководитель оккупационной администрации Крыма Сергей Аксенов жаловался, что оккупированному Симферополю хватит питьевой воды на 90 дней. В других населенных пунктах полуострова ситуация еще хуже, особенно в аграрных, где много воды уходит на полив полей и огородов.
Позиция Украины по этому вопросу даже после смены власти остается более чем четкой и однозначной: ни капли воды оккупантам.
"На уровне принятия государственных решений вопрос подачи воды в Крым через Северо-Крымский канал вообще не поднимается. Это окончательная позиция не просто нашего представительства, а позиция всех органов власти, включая президента", - заявила 1 июля заместитель главы представительства президента в АР Крым Тамила Ташева.
"Отсутствие воды в аннексиоованном Крыму - это следствие действий Российской Федерации как государства-оккупанта, за которые она несет полную ответственность, и Украина не будет подавать воду на полуостров до его деоккупации", - высказался в этом же ключе 3 июля министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
"Возобновление водоснабжения в Крым возможно только после восстановления Украины в пределах международно признанных границ", - подтвердил эту позицию 6 июля секретарь СНБО Алексей Данилов.
То есть представители украинской власти на разных уровнях уже дали понять, что украинской воды оккупированный Крым не получит. Правда, лично президент Владимир Зеленский на эту тему еще не высказался. Но к его молчанию относительно резонансных государственных вопросов уже все привыкли.
Решить проблему с водой в Крыму Россия пытается глобально - набурить несколько крупных артезианских скважин и пустить воду в засушливые районы по сети старых и новых каналов и водопроводов.
Так, 29 июня назначенный оккупационными властями так называемый министр строительства и архитектуры Крыма Михаил Храмов на своей странице в Facebook писал, что для обеспечения пресной водой восточной части Крымского полуострова сейчас в рамках Федеральной целевой программы полным ходом идет реализация крупного инженерного проекта, который включает три отдельных составляющих: строительство водозаборных узлов, строительство тракта водоподачи и строительство каскада насосных станций. Общая стоимость строительства этого проекта составляет 19 миллиардов рублей.
По замыслу оккупационных властей, реализация этого проекта позволит обеспечить восточную, самую засушливую часть Крыма, питьевой артезианской водой из скважин на территории полуострова. Однако есть нюанс: завершить все строительные работы планируется не ранее 2022 года, тогда как пресная вода на полуострове закончится уже к концу сентября года 2020-го. То есть даже если расчеты оккупантов верны и Крым сможет обеспечивать сам себя пресной водой, то произойдет это не раньше, чем через два года, которые еще надо будет как-то прожить. Без воды.
Как известно, до российской оккупации пресная вода в Крым подавалась из Днепра через Северо-Крымский канал по территории Херсонской области. Однако в марте 2014 года Украиной было принято и реализовано принципиальное решение - перекрыть подачу воды на оккупированный полуостров. Для этого на 91-м километре канала была возведена специальная дамба, которая позволяет оставить Херсонскую область с водой, но при этом препятствует поступлению воды в оккупированный Крым.
Именно эта дамба и выступает сейчас единственным техническим препятствием для подачи днепровской воды на полуостров, потому что дальше вода идет самотеком. Поэтому, разрушив эту дамбу и препятствуя Украине ее восстанавливать, Россия на некоторое время сможет пустить воду в Крым.
Дело в том, что Украина не может перекрыть воду на главном сооружении канала (там, где из Каховского водохранилища вода поступает в канал), потому что в таком случае без воды останутся все поливные земли в Херсонской области. То есть теоретически такое решение может быть принято на политическом уровне, но вряд ли нынешняя украинская власть с ее риторикой "там тоже наши люди" на это решится. Без сомнения, понимают это и в Кремле, поэтому могут пойти на такую военную спецоперацию.
Не исключает этот вариант и командующий ВМС Украины Алексей Неижпапа, который буквально 5 июля заявил, что российские войска могут прорваться из Крыма на юг Херсонщины, чтобы пустить воду из Днепра в Северо-Крымский канал.
В свою очередь первый заместитель главы комитета Госдумы России по обороне Андрей Красов в контексте крымского вопроса заявил, что украинскую армию ждет провал, когда она решится на военную конфронтацию с Россией.
Здесь стоит отметить, что тревога Неижпапы небезосновательная, ведь в этом году на России запланированы стратегические учения "Кавказ-2020", активная фаза которых пройдет в конце сентября: будет привлечено много полигонов, в том числе в оккупированном Крыму и Южном военном округе, с сосредоточением большого количества вооружения и военной техники. А военные учения - это прекрасный легальный повод собрать вместе большую армию в полной боевой готовности с последующим целевым использованием...
Ситуация упрощается для России и усугубляется для нас тем, что для достижения цели россиянам не нужно захватывать половину Херсонской области или прорубать сухопутный коридор в Крым. Судя по последним заявлениям из Кремля, Россия смирилась, что она даже Донбасс не сможет удержать и рано или поздно с ним придется распрощаться, не говоря уже об аннексии новых территорий.
А вот Крым возвращать Россия, судя по всему, не собирается, поэтому и построила уже дорогущий Крымский мост и сейчас пытается решить вопрос самообеспечения Крыма пресной водой. Плюс новые санкции не сильно хочется получить... Поэтому все, что сейчас должно интересовать Путина, - это выиграть время, обеспечив Крым днепровской водой на год-два. А для этого, как уже писалось выше, достаточно лишь отвлечь внимание украинского Генштаба обострением на Донбассе и в это время разрушить одну вышеуказанную плотину и некоторое время удерживать свой контроль над куском Херсонской степи, чтобы иметь возможность некоторое время препятствовать Украине эту дамбу восстановить - до того времени, пока днепровской водой не наполнятся крымские водохранилища.
А такая задача выглядит вполне реальной хотя бы для того, чтобы попробовать. Удастся ли это Путину или нет - отдельный вопрос. Также остается открытым вопрос - как поведет себя украинская власть при таком развитии событий: осмелится на вооруженный отпор или с Банковой прозвучит традиционная команда: "Не стрелять, чтобы не провоцировать"?
Правда, по неофициальной и пока непроверенной информации, в последнее время из нескольких бригад Вооруженных сил Украины и частей Нацгвардии, которые не находятся в зоне ООС, формируются сводные подразделения и отправляются на границу с Крымом. Мол, перебрасывание происходит с наименьшим привлечением внимания (личный состав - гражданскими автобусами, техника - ночью), а после прибытия на место в подразделениях проводится интенсивная боевая подготовка, основной упор делается на оборону. При этом Генштаб ВСУ призывает сознательных граждан не разглашать информацию о перемещении украинских военных и техники.
Как бы там ни было, а остаток лета и начало осени пройдут для Украины довольно жарко в прямом и переносном смысле. Ведь даже если военный сценарий и не состоится, только само ожидание будет существенно давить как на центральную украинскую власть, так и на региональную.
Автор: Руслан Рудомский