Биткоины, нефть и рабство. Почему Украина - не Африка

Распродажа природных ресурсов и низкооплачиваемый труд - основная модель развития африканских экономик
Фото: compassmedia.nl

Один американский солдат тратит в местном магазине столько же денег, сколько 100 жителей Джибути, маленькой африканской страны, входящую в пятерку самых быстро развивающихся экономик Черного континента. Джибути внесла свой вклад в победу над сомалийскими пиратами, предоставив свою территорию и главный национальный актив - морской порт - американским, французским и немецким войскам, и теперь пожинает плоды гостеприимства, распродавая все, что возможно, скучающим иностранным солдатам. Бывшие пираты также не остались в стороне от джибутийского экономического чуда: граждане Сомали являются самыми крупными застройщиками и инвесторами в недвижимость, преимущественно в прибрежные виллы, где и отдыхают западные военные.

Потребительские расходы иностранного легиона, развитие обслуживающих его индустрий и строительство железной дороги из соседней Эфиопии дают Джибути 7% прироста ВВП в год, - один из самых высоких показателей в мире. Простые граждане живут в параллельной от данной статистики реальности: 21% населения за чертой бедности, безработица - больше 50%. Первый университет в стране открылся только три года назад.

Модель трудового неорабства

Это типичная картина для большинства африканских стран. С одной стороны - впечатляющие макропоказатели, с другой - все те же нищета и отсталость. Изменения на африканском континенте происходят медленно, а редкие исключения возникают там, куда заходят крупные иностранные инвесторы.

Эфиопию, к примеру, тянет в развивающийся мир Китай, вложивший уже более $10 млрд в создание специальных промышленных парков в стране. В одном из крупнейших - Хавасса (объем инвестиций $250 млн, создан на территории 3 тыс. га за девять месяцев в 2015-2016 гг.) - построено 52 текстильные фабрики, на которых занято более 100 тыс. человек. Они шьют на экспорт одежду западных брендов, получая $25 в месяц. "Условия работы тяжелые: смена более 12 часов, нормы выработки высокие, начальники, как надзиратели, ходят по цеху с палками", - рассказала в интервью Bloomberg одна из рабочих фабрики.

Но такова цена экономического развития Эфиопии (рост ВВП - 10% в 2015 г. ; 8,5% - в 2017 г.). К 2025 г. правительство страны надеется избавиться от статуса "отсталой сельскохозяйственной экономики" (80% населения занято в сельском хозяйстве; 30% живет за чертой бедности) и перейти в категорию развивающихся промышленных государств. Для достижения поставленной задачи будет создаваться еще больше промышленных парков и задействовано еще больше низкооплачиваемого труда.

Европейский Союз, к примеру, предлагает собрать $500 млн и построить в Эфиопии новые парки, но при условии, что они обеспечат работу 90 тыс. беженцев, которых в разное время задержали при попытке прорваться в Европу. 

Эфиопское правительство готово принять предложение, ведь оно приблизит страну к заветной стратегической цели - $1 млрд объема национального экспорта в год.

Ставкой на низкооплачиваемый труд не брезгует даже самая развитая африканская страна - Республика Сейшельские Острова. По данным национального статистического бюро, 39% населения находятся ниже черты бедности. Правда, сейшельская черта - $10 в день - отличается от общепринятого глобального показателя бедности в $1,9. Но Сейшелы своеобразная страна. Это финансовый офшорный центр и дорогой курорт. Все местные жители (население всего 92 тыс. человек) заняты преимущественно в сфере услуг, а точнее, в обслуживании отелей. Малое число граждан и стабильный доход от туризма и финансов обеспечивают самый высокий показатель ВВП на душу населения в Африке по паритету покупательной способности (ПКС) - $28 866 (для сравнения: Украина - $8 269).

Сейшельские острова, Маврикий и Алжир - три государства Африки, которые находятся выше Украины в рейтинге "Доклад о человеческом развитии", регулярно публикуемом ООН. Доклад считается наиболее объективным глобальным срезом актуального состояния большинства стран мира, учитывающим несколько десятков экономических и социальных показателей. Последняя версия доклада была опубликована в 2016 г. Украина вместе с упомянутыми тремя африканскими странами вошла в категорию "Страны с высоким уровнем человеческого развития". Около десятка африканских государств (за исключением Ливии и Мальдивских островов) причислены к категории  "Стран со средним уровнем", а большинство -  "Стран с низким уровнем человеческого развития". 

Нефть-спасительница

Окончание большинства военных конфликтов и высокие цены на энергоносители дали шанс богатым на минеральные ресурсы африканским странам вырваться из тотальной нищеты. В период 2000-2010 гг. совокупный ВВП континента увеличивался каждый год на 5,4% (на $78 млрд) благодаря высоким ценам на нефть на международных рынках. Когда цены снизились, данный показатель сократился до 3,3% ($69 млрд в год, в период 2010-2014 гг.).

Гана - наиболее динамично развивающаяся экономика Африки - является показательным примером возрождения, обеспеченного грамотным использованием своих природных ресурсов. До 2007 г., когда было обнаружено первое крупное офшорное нефтерождение, Гана была типичной отсталой африканской страной с высоким уровнем бедности и примитивным сельским хозяйством. В 2010 г. британская компания Tullow начала добычу на месторождении, что сразу же отразилось на макропоказателях страны: 14,5% роста ВВП за 2011 г. Под давлением и не без консультативной помощи британцев правительство Ганы привело в порядок местное законодательство, убрав неэффективные налоговые и тарифные ограничения. 

В 2017 г. британская компания обнаружила еще одно крупное месторождение нефти, что открывает Гане отличные перспективы для дальнейшего экономического роста

Впрочем, остаются опасения, что Гана может повторить судьбу Нигерии, зарабатывающей на продаже нефти $40 млрд в год, но на протяжении последних десятилетий застывшей в коррупционном застое. Нефтяные доходы идут напрямую нигерийскому правительству, а распределение их не прозрачно. Согласно данным доклада Foresight Africa 2018, опубликованном The Brookings Institution, 42,7% жителей Нигерии находятся сегодня за чертой бедности. Несмотря на большие запасы углеводов, количество бедных, по прогнозу, увеличится в Нигерии на 16 млн человек к 2030 г.

Африканские технологии

Пока большинство африканских стран развивают свои экономики, отталкиваясь от наличия сырьевой базы или от низкооплачиваемого руда. Конечно, это не те основы, на которых строится стабильная экономика. Но на континенте есть места, где апробируются современные модели, базирующиеся на развитии информационных технологий.
Согласно данным Global Innovation Index самой развитой в технологическом плане африканской страной является ЮАР (53-е место в глобальном рейтинге). В Южной Африке уже долгое время функционируют университеты с технологическим уклоном, работают несколько крупных IT-компаний с мировым именем. Южноафриканские корни есть у Lunix, CAT и даже Pay-Pal.

Восходящей звездой африканской IT-индустрии можно по праву считать Кению. Страна продуцирует столько успешных стартапов, сколько весь остальной континент вместе взятый. Наиболее известные из кенийских разработок - дроны, способные функционировать без подзарядки длительное время, мобильные холодильные аппараты, работающие на солнечной энергии, и даже электронные машины для голосования.

Мобильная связь 4G недавно запущена в Руанде, стране, пережившей тяжелую гражданскую войну и кровавый геноцид. Даже Зимбабве, спасавшаяся от гиперинфляции кустарными технологиями по майнингу биткоинов, вошла в десятку самых технологически развитых стран Африки.

Светлое, сытое и стабильное будущее у Африки еще далеко впереди. По прогнозам МВФ, только к 2030 г. большинство стран континента войдут в стадию стабильного экономического развития. К этому времени вырастет 1,1 млрд трудоспособных и обученных африканцев, которые будут в состоянии сделать из пустыни цветущий сад.