Теракт без возмездия. Чем нам поможет НАТО, если Путин подорвет ЗАЭС
Мы не слышим публичных предупреждений Путину от лидеров крупнейших стран НАТО потому, что они не готовы угрожать России действенным возмездием
О том, что 5 июля — критическая дата для Запорожской АЭС, еще на прошлой неделе предупредило Главное управление разведки Минобороны Украины. Утром 30 июня оно сообщило, что оккупационный контингент постепенно покидает ЗАЭС и Энергодар, а украинские сотрудники, подписавшие контракт с "Росатомом", получили рекомендации эвакуироваться до 5 июля.
Затем 4 июля, накануне критической даты, о подготовке оккупантами в ближайшее время провокации на ЗАЭС заявил Генштаб ВСУ. Эту информацию подтвердил в вечернем видеообращении к украинцам Владимир Зеленский. По его словам, он предупредил об этом президента Франции Эммануэля Макрона.
Отбой тревоги?
В ночь с 4 на 5 июля на Запорожской АЭС ничего не произошло. Утром 5 июля ТГ-каналы, близкие к Банковой, предположили, что "Путин боится взрывать АЭС, поскольку его подданные не нашли формат, как переложить вину на нас и Запад". К сожалению, эта версия может оказаться чересчур оптимистичной.
Тут можно вспомнить, как перед 24.02.2022 все угадывали дату полномасштабного вторжения. Ждали 16 февраля — а Путин не напал. Затем ждали 22.02.2022 (мол, очень "символическая" дата, столько двоек и очень похоже на 08.08.08, когда Россия вторглась в Грузию) — а Путин опять не напал. Но напал через день.
Поэтому, если Путин принял или примет решение устроить чрезвычайную ситуацию на ЗАЭС, то он это сделает в любой день, когда захочет. И он обязательно заявит, что эта авария стала результатом украинских обстрелов. Предотвратить это мы никак не можем.
НАТО может, но не хочет
Возможность предотвратить катастрофу на ЗАЭС есть у НАТО. Но ни президент США Джо Байден, ни лидеры других ведущих стран Альянса не выступили с публичными предупреждениями Путину. Конечно, можно помечтать о том, что были непубличные предупреждения. Но даже если так, вряд ли это было что-то серьезное.
Альянс никак не отреагировал на подрыв россиянами Каховской ГЭС, хотя это вызвало сотни жертв среди мирного населения и грандиозную экологическую катастрофу. Если россияне тем или иным способом взорвут Запорожскую АЭС, реакция НАТО будет такой же, то есть никакой реакции не будет.
Хуже всего то, что Путин может расценить это как молчаливое согласие Запада на дальнейшую эскалацию, вплоть до применения тактического ядерного оружия. В то, что его сдержат какие-то "красные линии", после безнаказанного подрыва Каховской ГЭС верится с трудом. А в случае безвозмездной аварии на ЗАЭС надежды на чьи-либо "красные линии" будут попросту смешны.
У НАТО есть способ предотвратить катастрофу, не доводя дело до необходимости возмездия. Войска НАТО могли бы осуществить в Энергодаре миротворческую операцию, и в глазах всего мира (кроме РФ) это не означало бы вступления НАТО в войну, а только установление контроля над ядерным объектом с целью спасти человечество от опасности радиоактивного заражения.
Но вероятность того, что Байден на это решится, практически равна нулю. И тем более фантастическими выглядят версии о том, что НАТО может пугать Путина какими-то актами возмездия, например, ракетными ударами по черноморскому флоту РФ.
Именно потому мы и не слышим публичных предупреждений Путину от лидеров крупнейших стран НАТО. Они не готовы угрожать России действенным возмездием. Могут, но не хотят. Их устраивает нынешний статус-кво, когда мы отражаем российскую агрессию сами, а они поставляют нам оружие, но в войне не участвуют. Такая позиция лидеров стран НАТО в общем-то отображает позицию населения этих стран. На этот счет там консенсус. Они не хотят воевать с Россией, но согласны помогать нам оружием и деньгами, чтобы обезопасить себя.
Авария на Запорожской АЭС, конечно, шокирует западное общество, но не настолько, чтобы оно захотело всеми силами НАТО покончить с государством-террористом. И этот факт лишь повышает вероятность того, что Путин реализует свой план уничтожения крупнейшей АЭС в Европе. Главное в этом плане — именно уничтожение ЗАЭС, с целью нанесения максимального экономического ущерба Украине на многие годы, а радиоактивное заражение окружающей территории — это с точки зрения Путина может выглядеть скорее дополнительным бонусом, чем основной целью.
Эмпатия и антипатия
Впрочем, это не означает, что все наши попытки достучаться до Запада бесполезны. Просто не нужно ожидать от западного общества героизма ради нас — ну или даже ради себя, когда война идет на нашей территории, а не у них. Мы не можем надеяться на героизм Запада, но все же можем рассчитывать на его эмпатию, то есть на сочувствие и сострадание, по отношению к нам, а также на его антипатию по отношению к России.
В этом плане важно, что западные медиа слышат наши предупреждения и доносят их до своей аудитории. Например, The Washington Post 2 июля подробно рассказала о том, что Путин планирует ядерную катастрофу. Причем она ссылается не только на заявления украинских официальных лиц, но и на собственную информацию.
"Возможно, только 3 тысячи из 11 тысяч сотрудников остались на станции — едва достаточно для обеспечения безопасности станции в состоянии остановки и слишком мало в случае аварийной ситуации. "Угроза теракта высока", — сказал украинский сотрудник, все еще работающий на станции, имя которого The Washington Post не называет, чтобы защитить его безопасность. Он сказал, что станция уже сократила количество воды, используемой для охлаждения реакторов", — рассказала газета.
Заканчивается статья репортажем из Никополя (на противоположном берегу Днепра от Энергодара), чьи жители готовятся к ядерной катастрофе. "Это похоже на фильм ужасов", — сказала 47-летняя медсестра Вита Ляшенко. Она отложила таблетки йода, дополнительную воду и скотч, чтобы заклеить окна от радиоактивных осадков. 59-летняя Елена Микитюк, которая живет на инвалидности, ухаживая за больным мужем, сказала, что у нее тоже есть таблетки йода, но она не уверена, хочет ли она их принимать. Она также беспокоится о том, что может случиться с ее цыплятами. "Мы не знаем, как подготовиться к радиации, — сказала Микитюк. — Мы смотрим новости и знаем, что им нужно всего лишь нажать на кнопку".
Не нужно недооценивать эмпатию. Особенно если она подтолкнет американцев требовать от Байдена, чтобы он дал наконец украинцам ракеты ATACAMS и самолеты.
3 июля в британской The Times вышла редакционная статья с главным тезисом "НАТО следует оказывать дипломатическое и военное давление на Путина". "Чтобы вернуть расположение политической фортуны, Путин может поддаться искушению эскалировать войну, надеясь на скорые победы, — рассуждает редакция The Times. — Его армия уже подорвала плотину гидроэлектростанции в Каховке (хотя Россия это отрицает). Вполне возможно, что у них есть план удара по Запорожской АЭС". По мнению газеты, страны НАТО должны решительно предупредить Москву, что не оставят без ответа диверсию на ЗАЭС с потенциально катастрофическими последствиями. "Это самый быстрый способ покончить с жестокой войной и обезвредить порочный режим Путина", — уверена редакция The Times.
Прекрасно, если западное общество будет думать не о том, как "сохранить лицо" Путину, а о том, как обезвредить его порочный режим. Если на Западе сформируется сильный общественный запрос на обезвреживание России — тогда, может, Байден захочет что-нибудь сделать в этом направлении. Как минимум для поднятия рейтинга перед выборами.