Победы по плану не будет. Что придумали Байден, Шольц, Макрон и Стармер для Украины
Итак, что мы имеем в сухом остатке по итогам всех визитов и саммитов: западные лидеры не приняли План победы, представленный Владимиром Зеленским, и прорабатывают собственный план окончания войны
Почему Зеленского не пригласили
Четыре недели назад в отношениях между Украиной и Западом возник острый кризис. Впервые за все время полномасштабной российско-украинской войны Киев публично выдвинул требования Вашингтону и другим западным столицам.
План победы — это именно список требований, и Зеленский привез его в Вашингтон 26 сентября, добиваясь немедленного положительного ответа. На официальном сайте президента Украины цель визита Зеленского была прямо так и названа: "Мы приехали в США за положительными ответами — Президент во время встречи с украинской громадой".
Тем самым был фактически поломан алгоритм, которого Киев и западные столицы придерживались раньше. Алгоритм этот состоял в том, что украинская власть и западные партнеры действуют по одному, совместно выработанному плану, который они, опять же совместно, регулярно корректируют. Это согласование проводилось на всех уровнях: лидеров стран, министерств обороны, военного командования. При этом, конечно, неоднократно вспыхивали споры, и некоторые из них даже выносились в публичную плоскость. Но никогда раньше Банковая не составляла без участия партнеров собственный план, чтобы затем потребовать от них его немедленного одобрения и выполнения.
Важный нюанс заключается в том, что 5 ноября в США выборы президента, а также всех 435 членов Палаты представителей и 34 из 100 сенаторов. Зеленский представил свой План победы не только нынешнему президенту США Джо Байдену, но и обоим его потенциальным преемникам — вице-президенту Камале Харрис и экс-президенту Дональду Трампу, а также двухпартийным делегациям Палаты представителей и Сената.
Что ответит на план Зеленского новый хозяин Белого дома, остается загадкой. И она волнует не только Украину, но и весь Запад. Например, премьер-министр Польши Дональд Туск 17 октября заявил, что сегодня сложно оценить, насколько реалистичен план Зеленского, поскольку многое будет зависеть от результата президентских выборов в США. По мнению Туска, следует ожидать, что стратегии, включенные в план Зеленского, будут пересмотрены после американских выборов.
Пока же мы можем говорить о реакции Байдена. Он постарался погасить кризис в отношениях между Киевом и Западом. Зеленский уехал из Вашингтона без положительного ответа на свой план, но все же и не с пустыми руками, а с обещаниями оружия на $8,3 млрд. Кроме того, Байден пригласил Зеленского на саммит, который он хотел провести 12 октября на американской авиабазе "Рамштайн" в Германии. Там Зеленский должен был представить свой план канцлеру Германии Олафу Шольцу, президенту Франции Эммануэлю Макрону и премьеру Великобритании Киру Стармеру. Тем самым Байден, грубо говоря, перевел стрелки на европейских лидеров: ответ зависит не от одного Вашингтона, а от согласованной позиции четырех крупнейших стран НАТО.
Затем возникла угроза урагана "Милтон" и сценарий был изменен. 10-11 октября Зеленский сам съездил в гости к Стармеру, Макрону и Шольцу, чтобы ознакомить их со своим планом. После этого необходимость звать его на саммит четырех лидеров отпала. 16 октября, после того как Зеленский представил План победы в Верховной Раде, Байден позвонил Зеленскому, сообщил о новом пакете оружия на $425 млн и пригласил на онлайн-заседание Контактной группы по обороне Украины на уровне лидеров в ноябре (очевидно, уже после президентских выборов).
На следующий день Зеленский представил свой план в Брюсселе лидерам стран ЕС на саммите Европейского совета, посетил заседание Совета Украина — НАТО, которое проходило на уровне министров обороны, и вернулся в Киев. А 18 октября Байден, Шольц, Макрон и Стармер провели саммит в Берлине, на котором уже без участия Зеленского обсудили свой собственный план.
Таким образом, острая фаза кризиса миновала, и он не перерос в более серьезное ухудшение отношений. Зеленский уже объявил, что его план будет "развит" совместно с американцами и европейцами. "Мы готовимся к встречам в Украине с американской командой — политические, военные представители. Ранее наши представители — начальник Генштаба и вице-премьер-министр Стефанишина — были в Вашингтоне. Министр обороны Украины Умеров, министр иностранных дел Сибига, главнокомандующий Сырский работают со своими коллегами в Европе. Развиваем наш План победы в общении с партнерами", — рассказал он украинцам вечером 18 октября.
"В этом плане ничего нового"
О своем намерении составить собственный План победы и затем представить его в США Зеленский объявил 27 августа в Киеве на форуме "Украина 2024. Независимость". На тот момент уже три недели шла Курская операция ВСУ. Зеленский был доволен результатами, и она вдохновила его на новую парадигму победы: вместо освобождения оккупированных территорий Украины военным путем — удары по территории России и по мозгам россиян.
Впрочем, эту идею Зеленский тогда не озвучил, он сказал лишь, что Курская операция является одним из пунктов плана победы Украины в войне, который будет представлен Байдену, Харрис и Трампу в сентябре. Тогда же он признал, что этот план — это фактически список требований к президенту США: "От него зависит успех этого плана. Дадут нам то, что в этом плане, не дадут. Будем ли мы свободны в использовании того, что будет в этом плане, или нет".
Широкая публика узнала о новой парадигме победы 16 октября, когда Зеленский представил свой план в Верховной Раде. Он предложил западным партнерам немедленно пригласить Украину в НАТО, "чтобы россияне почувствовали, что их царь проиграл геополитически", а также "возвращать войну на территорию России, чтобы россияне действительно чувствовали, что такое война, и, несмотря на российскую пропаганду, начинали разворачивать ненависть в сторону Кремля". Поясняя эту идею, советник руководителя Офиса президента Михаил Подоляк подчеркнул в телеэфире, что План победы — "это не вопрос освобождения всех территорий военным путем, это план принуждения России — это создание условий, когда для России остается слишком высокая цена, чтобы продолжать оставаться на клочке украинской территории".
Именно под эту парадигму разрабатывался План победы, в особенности его первые три пункта. Зеленский включил в них все то, чего он раньше безуспешно требовал от западных партнеров. Об этом очень четко сказал 17 октября президент Литвы Гитанас Науседа. Он отметил, что не увидел в плане Зеленского "ничего нового", ведь большинство пунктов — это вопросы, по которым Запад до сих пор колеблется.
"Посмотрев на план, я вижу меры, решения, которые мы, западное общество, не смогли реализовать в последние месяцы или даже в последние годы", — заявил он журналистам в Брюсселе перед саммитом Европейского совета. И он пояснил это по пунктам, начиная с первого — о приглашении Украины в НАТО. "Я помню саммит НАТО в Вильнюсе, помню встречу лидеров НАТО в Вашингтоне — нам не удалось прийти к консенсусу, — констатировал он. — Второй пункт плана Зеленского — разрешение атаковать военные объекты на территории России. Опять же, мы не в состоянии принять решение. Третий пункт плана президента Зеленского касается весьма специфического вооружения — ракет большой дальности и т.д. Тут мы тоже сопротивляемся. Я не вижу в этом плане ничего нового".
Науседа — сторонник более решительной поддержки Украины. И его слова — это всего лишь констатация того, что Зеленский составил невыполнимый план.
По первым двум пунктам между крупнейшими странами НАТО нет согласия. Против приглашения Украины в НАТО выступает Шольц, а без его согласия нет смысла уговаривать откровенных украиноскептиков, таких как лидеры Венгрии и Словакии.
Также Шольц против разрешения Украине бить по российской территории западными дальнобойными ракетами. Впрочем, его мнение касается только немецких ракет, а насчет американских ракет решает Байден. Вечером 18 октября перед возвращением из Германии в США он пообщался с журналистами. Один из вопросов был прямо об этом: "Господин президент, есть ли вероятность, что вы измените свое мнение насчет оружия большой дальности, что позволит им наносить более глубокие удары по России, что является одним из главных предложений, выдвинутых Зеленским?"
"Во внешней политике никогда не бывает: "Ну, я никогда не меняю своего мнения". Прямо сейчас нет консенсуса по оружию большой дальности", — ответил Байден. — "Что должно произойти, чтобы вы изменили свое мнение по этому поводу?" — не унимался журналист. — "Я не буду строить догадки", — отрезал Байден. По крайней мере, он (в отличие от Шольца) допустил возможность изменить свое мнение.
А по третьему пункту у крупнейших стран НАТО полное единодушие: все категорически против. Они не собираются предоставлять Украине "комплексный неядерный стратегический пакет сдерживания", которым Зеленский смог бы распоряжаться по своему усмотрению.
Все это было очевидно еще до того, как четыре лидера собрались в Берлине. Возникает вопрос: а что же они тогда там обсуждали?
"Мы остаемся с Украиной"
В официальном сообщении об итогах встречи говорится, что лидеры осудили продолжающуюся агрессивную войну России против Украины, обсудили свои планы по предоставлению Украине дополнительной безопасности, экономической и гуманитарной помощи, включая использование чрезвычайных доходов от обездвиженных российских суверенных активов, как было решено на саммите G7, обсудили План победы президента Зеленского и подтвердили свою решимость продолжать поддерживать Украину в ее усилиях по обеспечению справедливого и прочного мира на основе международного права, включая устав ООН, и уважения суверенитета и территориальной целостности.
Кир Стармер после встречи провел в британском посольстве пресс-конференцию, где подтвердил поддержку Украины. "Поскольку Украина вступает в трудную зиму, важно сказать: мы с вами, мы абсолютно едины в своей решимости и будем поддерживать Украину столько, сколько потребуется", — заявил премьер. Он предположил, что Россия "становится слабее", и рассказал, что четыре лидера обсуждали, как ускорить свою поддержку Украины. В частности, они обсудили, "какие дополнительные возможности, какие дополнительные вооружения и какие дополнительные ресурсы" они могли бы предоставить Украине, заявил Стармер, не вдаваясь в подробности. По его словам, Великобритания выполняет свои обязательства: 95% вооружений, которые обещали быстро доставить в июле, сейчас находятся в Украине. "Вместе с G7 мы работаем над тем, чтобы направить Украине 50 млрд евро поддержки, взятых из доходов от замороженных российских активов", — добавил он.
Джо Байден, со своей стороны, перед вылетом из Германии рассказал, что на встрече "было единодушие в отношении продолжения поддержки Украины, помощи украинцам". "Мы останемся с Украиной. Мы обеспечим, чтобы у них и дальше были возможности", — заявил он журналистам, прежде чем подняться в самолет.
Советник Белого дома по вопросам национальной безопасности Джон Кирби рассказал в Берлине об отношении Белого дома к плану Зеленского. "Мы, очевидно, все еще копаемся в его деталях, поэтому я не собираюсь вдаваться в подробности по каждому его пункту. Но я скажу, что, как мы ясно дали понять, мы поддерживаем план президента Зеленского по справедливому миру. Крайне важно, чтобы, как бы ни выглядел этот мир, он был приемлем для него и для украинского народа".
Кирби сказал, что цель приезда Байдена и направленность его обсуждений состоит в том, чтобы "улучшить альянсы и партнерства, сделать их сильнее, сделать их большими, создать их там, где их раньше не было, и работать вместе над совместными решениями" проблем. Байден хочет "довести до конца, за то время, что у него осталось, все эти решения. Я имею в виду, что никто не может с точностью предсказать, что произойдет в следующем месяце", — пояснил он.
По его словам, Байден обсуждал, "что мы можем вместе продолжать делать, чтобы помочь Украине выиграть эту войну". И дальше Кирби предположил, что война будет окончена путем переговоров: "Мы ценим и уважаем работу, которую президент Зеленский вложил в это, и вдумчивость, которую он вложил в это, и мы продолжим работать с ним и его командой, чтобы увидеть, как может и должен выглядеть этот справедливый мир, но с признанием того, что — смотрите, мы считаем, что лучший способ закончить войну — это урегулирование путем переговоров, но именно президент Зеленский должен определить, произойдет ли это и когда, и каковы будут обстоятельства".
Именно это и обсуждали Байден, Шольц, Макрон и Стармер в той части беседы, которая касалась Украины. Они обсуждали не то, как реализовать план Зеленского, а как помочь Украине закончить войну переговорами, чтобы это не выглядело победой России. Скорее всего, это лучшее, на что мы можем рассчитывать при Байдене и любом следующем хозяине Белого дома. Волшебного оружия, чтобы победить Россию, нам никто не даст.