Без возмездия. Годовщина расстрела Евромайдана не принесет новостей о наказании виновных

В нынешнем году правоохранители лишатся возможности кивать на недолюстрированных судей и нереформированные суды
Фото: УНИАН

18-20 февраля, в третью годовщину расстрела Евромайдана, украинцы будут поминать Небесную сотню — и вновь задавать вопросы о наказании виновных. Генпрокуратура к этой дате приурочила завершение очередного расследования: в суд передан обвинительный акт в отношении бывшего начальника следственного отдела Днепровского райуправления милиции Киева, его зама и четырех следователей того же отдела. Как сообщила пресс-служба ГПУ, их обвиняют в злоупотреблении властью, фальсификации материалов уголовных производств, незаконном задержании и привлечении к уголовной ответственности 10 заведомо невиновных лиц за якобы участие в массовых беспорядках 18 февраля 2014 г.

В целом за три года правоохранительными органами, расследующими преступления во время противодействия мирным акциям протеста в столице и других городах в ноябре 2013 г. — феврале 2014 г., сообщено о подозрении 350 лицам, из них 48 чиновникам и 189 правоохранителям, в т.ч. 19 следователем, 12 прокурорам и 14 судьям. Направлено в суд 142 обвинительных акта в отношении 215 лиц. Но судами вынесено только 25 обвинительных приговоров в отношении 35 лиц.

И правоохранители опять рассказывают: "Мы-то ловим, но суды отпускают". Тем временем в обществе все более популярна иная версия — о том, что это "режим Порошенко отпускает предателей, а сажает патриотов в угоду Кремлю". Тут ничего удивительного: украинцы привыкли считать, что суды выполняют политические заказы власти.

Представитель омбудсмена по вопросам защиты прав военнослужащих Святослав Стеценко говорит о множестве случаев, когда судьи отправляют наших военных в тюрьму, а коллаборационистов освобождают от ответственности. Такие же истории рассказывают вернувшиеся с фронта воины. Несомненно, у многих судей может быть ностальгия по Януковичу, при котором им жилось хорошо, и личная антипатия к активистам Майдана и воинам АТО. Но в народе (и в частности, среди воинов) версии о судьях-предателях и о "режиме Порошенко" спокойно уживаются и даже усиливают друг друга. Главная претензия к президенту чаще всего звучит так: почему он не посадил всех "регионалов", всех депутатов, голосовавших за диктаторские законы, всех ментов, прокуроров и судей… Логика умолкает, когда говорят боль и ненависть.

И все же нынешний год будет жить не только зрадами. Начались перемены, которые напрямую заденут судейский корпус. С одной стороны, градус ненависти к судьям поднялся настолько, что уже начал переходить в другие формы народной энергии. Первым это постарался использовать "Национальный корпус" Андрея Билецкого, объявивший с 16 января о "Национальной люстрации" и начавший ее именно с судей. Активисты Билецкого уже провели акции против главы апелляционного суда Черниговской области Садига Тагиева и зампредседателя апелляционного суда Полтавской области Сергея Галенкина, а "Национальный корпус" и сам Билецкий обратились в НАБУ и НАПК с требованием проверить источники богатства названных судей. Наверняка у этого почина будут продолжатели и подражатели.

С другой стороны, набирает обороты судебная реформа. 13 января Высший совет юстиции (ВСЮ) реорганизовал себя в Высший совет правосудия (ВСП). Именно этот орган теперь будет отвечать за формирование судейского корпуса — вместо Верховной Рады, лишившейся полномочий назначать судей бессрочно. До конца марта должен заработать новый Верховный Суд, который сможет отменять любые решения нижестоящих судов. Одновременно будут ликвидированы существующие сейчас Верховный Суд Украины и три кассационных суда: Высший специализированный по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный и Высший административный.

В ходе реформы судебная система, включая и верхний ее этаж, должна значительно обновиться. Однако не нужно забывать, что свой интерес в судебной реформе имеет "Оппоблок", который именно поэтому поддержал своими голосами соответствующие изменения в Конституции. Юрий Бойко с парламентской трибуны подтвердил, что "Оппоблоку" выгодней, чтобы назначение и увольнение судей проводилось не через парламент, а через ВСЮ (ВПС). В этом органе главные спонсоры "Оппоблока" располагают неслабым влиянием.

Впрочем, даже если эффект от судебной реформы окажется недостаточным, у правоохранителей будет возможность использовать для люстрации судей е-декларации. Многое будет зависеть также от вновь создаваемого Государственного бюро расследований. Одним из главных итогов нынешнего года станет то, что правоохранители (да и президент) уже не смогут кивать на недолюстрированных судей и нереформированные суды. Есть шанс, что благодаря этому к следующей годовщине гибели Небесной сотни жажда отмщения будет хотя бы частично утолена.