Без Су-57. Где потерялось пятое поколение российских истребителей

Такой низкий уровень насыщения новой техникой, как в 2020 г., в предыдущий раз был зафиксирован в России 10 лет назад

Масштабная модель реактивного истребителя Су-57е на стенде Рособоронэкспорта на международной аэрокосмической и оборонной выставке Aero India 2021 / Getty Images

Российские официальные СМИ отчитались об итогах прошлого года для российской военной авиапромышленности, которые оказались весьма грустными. На фоне резкого усиления ВВС США и Китая, российские Воздушно-космические силы получили в 2020 г. всего лишь 14 боевых самолетов — десять Су-35С и четыре Су-34 (и еще четыре учебно-боевых самолета Як-130). Как скрепя зубы говорят сами российские обозреватели, такой низкий уровень насыщения новой техникой в прошлый раз был зафиксирован 10 лет назад.

На этом фоне хорошо видно, что с потерей в 2019 г. первого построенного серийного самолета резко застопорилась программа производства истребителя пятого поколения Су-57. Только в начале 2021 г. министерству обороны России был передан первый серийный образец, который сразу отправили в летно-испытательный центр в Ахтубинске. До конца года запланировано получение еще двух Су-57.

Для сравнения: уже более 600 произведенных американских F-35 этого же поколения массово поступают на вооружение не только ВВС США, но и союзников Вашингтона по всему миру. А китайских Chengdu J-20, которые состоят на вооружении ВВС КНР, произведено на сегодня около пятидесяти.

Не лучшее положение и с небоевыми самолетами. Очень тяжело и непросто идет программа обновления парка военно-транспортной авиации. Так, несмотря на возлагавшиеся большие надежды на программу серийного производства военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А на АО "Авиастар-СП" в Ульяновске, она по сути сильно пробуксовывает. Так, в 2020 г. в боевой состав так и не приняли ни одного самолета, хотя завод в течение года поднял в воздух три борта. По всей видимости, проблемы с двигателями, которые были переведены на программу импортозамещения, продолжаются.

Зато благодаря "серым" поставкам двигателей производства запорожского "Мотор Сич" движется производство самолетов-амфибий Бе-200 в Таганроге. Так, российская морская авиация по контракту получит три самолета Бе-200 — одного в варианте Бе-200ЧС и двух в модифицированнном поисково-спасательном варианте Бе-200ПС (без функции пожаротушения). И две машины уже переданы — в феврале 2020 г. и в начале 2021 г.

Российский самолет-амфибия Бе-200 / Getty Images

Весьма избирательно действуют и европейские санкции "за Крым и Донбасс" — например, в Екатеринбурге без проблем продолжается сборка из машинокомплектов легких двухмоторных учебно-тренировочных самолетов австрийской компании Diamond Aircraft Industries — Diamond DA42Т. Контракт на 35 машин был подписан в 2017 г., а в 2020 г. ВКС России получили очередные самолеты, которые поступили в Балашовский учебный авиационный центр Краснодарского высшего военного авиационного училища.

Мало того, в августе 2020 г. в ходе Международного военно-технического форума "Армия-2020" минобороны РФ заключило дополнительный контракт на поставку начиная с 2021 г. еще 20 таких самолетов.

С другой стороны, поставки российской авиационной техники за рубеж стабильно продолжаются. В 2020 г. были поставлены 40 боевых самолетов, в том числе 22 истребителя Су-35 и десять истребителей МиГ-29М и МиГ-29М2 в Египет, восемь Су-30СМ в Казахстан, а также шесть учебно-боевых самолетов Як-130 в Мьянму.

В 2021 г. российские генералы ожидают получения 21 боевого самолета новой постройки и нескольких учебно-боевых самолетов Як-130, однако с высокой вероятностью такие планы будут подкорректированы в связи с усилением санкционного давления со стороны США. Напомним, что с 18 марта Госдеп США внес Россию в список стран, с которыми запрещен экспорт и импорт оружия и оборонных услуг.

Понятно, что Россия и США в последнее время не продавали друг другу оружие, однако тут важно другое — новые запреты касаются поставок любых военных компонентов, которые производятся по технологиям США и по американским лицензиям. А импортозамещение в авиастроение после 2014 г. свелось к тому, что россияне стали покупать комплектующие в Южной Корее, Тайване или Мексике.

Мало того, в новом санкционном пакете прописаны и ограничения не только на продажу программного обеспечения, которое нуждается в обновлении, но и запрет на обслуживание и поставку запасных частей к тем системам, которые были куплены Москвой ранее.

Все это вместе взятое ставит под большое сомнение будущее перспективных программ российской оборонной промышленности в целом. Так, например, российские ударные беспилотники типа "Орион", о поступлении на вооружении которых российские СМИ много и пафосно писали в конце 2020 г., оснащаются двигателями, которые были созданы в США, производятся по американской лицензии в других странах или имеют американские компоненты. Понятно, что если их не смогли импортозаместить за 6 лет, то теперь ни о каком усилении боевой мощи речь уже не идет. Либо запчасти для двигателей придется покупать на "сером" рынке, а это будет очень дорого и непросто, либо "Орионы" после выработки ресурса просто будут превращаться в хлам на задворках какого-нибудь подмосковного аэродрома.