Без пароля и оружия. Какие выводы нужно сделать из попадания в плен 8 солдат батальона "Патриот"
И это при том, что после смены как командования ООС, так и начальника Генерального штаба ожидалось, что оккупационное командование будет что называется "пробовать на зуб" новоназначенных генералов.
Количество обстрелов сохранялось на уровне 10-15 в сутки - по официальным данным штаба проведения ООС. В этом плане крайне характерен, например, 22 мая. Даже официальные лица зафиксировали всего 5 обстрелов - причем только два с применением запрещённых минскими соглашениями 122-мм артиллерийских систем и 120-мм миномётов.
Типичным для последнего времени "горячие точки" - Марьинка, Золотое-4, Попаснянский район, Мариупольское направление. При этом ответным огнем, как утверждает разведка, было уничтожено двое боевиков, ещё один - ранен. Также враг потерял одну БМП и один военный грузовой автомобиль.
Заметным крайне неприятным событием на этой неделе для нашей группировки на Донбассе стало попадание 22 мая в плен восьми военнослужащих 43-го мотопехотного батальона "Патриот". По отрывочным данным можно говорить, что утром по служебным делам в пункт постоянной дислокации бригады из поселка Мангуш (фактически пригород Мариуполя) выехал КАМАЗ.
Военнослужащие были без оружия и имели все необходимые пароли для передвижения по прифронтовой территории. Как получилось, что они съехали с утвержденного маршрута, непонятно - по всей видимости, решили сократить путь, однако реально они выскочили прямо на закрытый контрольный пропускной пункт "Новотроицкое" (открывается для прохождения гражданскими в 07:00, бойцы 53-й бригады прибыли в 06:15).
По словам украинских пограничников, когда к грузовику стал походить наряд для проверки документов, военные на скорости "рванули" в сторону неподконтрольной территории. Причем, чтобы их остановить, якобы даже были сделаны пять предупредительных выстрелов в воздух.
Судя по всему, такое неоднозначное решение военные приняли, так как пароля для прохождения КППВ у них не было, но наверняка водитель слышал, что есть такой "волшебный" поворот, который позволяет значительно сократить путь.
И может быть у них так и получилось бы, но на свою беду они проскочили его и выскочили прямо на блокпост боевиков. Где понятное дело были захвачены в плен.
На сегодня известно, что в КАМАЗе были шесть военнослужащих в звании "старший солдат", старший сержант (по всей видимости, водитель) и прапорщик (который, судя по всему, был старшим машины).
Выждав буквально несколько часов, своей "версией" поделился пропагандист, близкий к оккупационным властям, Руслан Баклан, более известный как "Гудвин", но сам он себя называет как "начальник пресс-службы управления народной милиции ДНР Даниил Безсонов". Так вот по его версии "доблестная народная милиция ДНР" захватила "восемь диверсантов, которые "планировали устроить несколько диверсий на территории республики". При этом были добавлены замечательные детали - типа что их основной целью должны были стать сотрудники СММ ОБСЕ, а направил их лично командующий объединенных сил Александр Сырский.
Этого им показалось мало и вскоре были продемонстрированы и "вещественные доказательства", якобы изъятые в КАМАЗе и при военнослужащих: автоматы, военные автомобильные номера "ДНР", российская военная форма, взрывчатка и самое главное - восемь военных билетов "армии ДНР".
Правда, на этом этапе история стала валиться как карточный домик: те же военные билеты - как новые, без грязи, потертостей, заломов, заполнены одним почерком. И самое главное - номера одной серии. И все они якобы принадлежат "военнослужащим ДНР" из "1-й отдельной мотострелковой бригады", которые ныне дислоцируется в г. Комсомольское Старобешевского района (после деоккупации - Кальмиусское).
Мало того, было заявлено, что все военнослужащие были пьяны, а также везли секретную документацию бригады. Этот откровенный бред нет даже смысла комментировать - в группе даже не было ни одного офицера и это укладывается в нашу версию, что это были старшины, которых вызвали на очередную сверку документов (которых так много в нашей армии).
Однако вопросов этот случай вызывает много - я бы сказал даже слишком много. Например, как военнослужащие могли не заметить, что едут по "чужой" территории? Ведь там до блокпоста боевиков метров за 100 бетонные блоки, а на бетоне надписи "!СТОЙ! ДНР!".
Кроме того, на очень высоком шесте на "нулевом блокпосте" установлен флаг "ДНР", который уж точно видно издалека - все-таки в 06:15 в это время на Донбассе уже светло.
В тоже время по последним неофициальным сведениям из бригады надежность и патриотичность именно этих бойцов не вызывает никакого сомнения - все служат в батальоне больше двух лет, пользуются уважением как у командования, так и у личного состава. То есть версию сознательной сдачи в плен можно смело отбрасывать.
А значит, на первый план выходит недостаточный контроль над прифронтовой зоной. Понятно, что это свободные территории, но на фоне как не всегда доброжелательного настроения местного населения, так и возможностей проникновения диверсантов (а практически каждую неделю на Донбассе выявляют как схроны с оружием, так и местных жителей, работающих на "МГБ ДНР") посылать военнослужащих без оружия - как минимум безответственно.
Вторая проблема - явно недостаточное количество блокпостов на прифронтовых территориях. У нас шестой год идет война и проверка документов, а также контроль передвижения просто обязан быть тотальным. Ведь одной из задач трансформации АТО в ООС именно было подчинение всех силовых структур командующему сил ООС, который становился таким себе "военным губернатором Донбасса".
Вопросы есть и к пограничникам. Судя по всему, прорваться с освобожденных территорий на оккупированные на военном грузовике не составляет особой проблемы. Как бы не звучало это цинично, но почему не был открыт огонь на поражение транспортного средства? И вообще на КППВ есть что-то мощнее автомата Калашникова? И прописаны ли в документах действия пограничников на этот случай? Или они могут только "собирать дань" с проезжающих "челноков"?
Ведь это мог оказаться не КАМАЗ ВСУ, а, например, диверсионная группа боевиков, которая возвращалась с выполненного задания в тылу. А потому мы удивляемся почему взрываются склады с боеприпасами...
Надеемся, что соответствующие службы уже сделали выводы и такие случаи впредь не повторятся. А вот судьба захваченных в плен военнослужащих может оказаться печальной. Ведь оккупационные власти пытаются приписать им "военные преступления", а зная уровень российских спецов, которые работают в "МГБ" не удивлюсь если через несколько дней увидим и "признательные показания".
"В минус" пленным ребятам так же работает и отсутствие реакции на случай со стороны военного и политического руководства страны. Правда, есть надежда, что это только на публику все тихо, а за кулисами уже ведутся переговоры об их освобождении. Правда, как показывает практика, делать это надо очень быстро - как только для освещения ситуации будут задействованы российские СМИ, отыграть ситуацию будет крайне сложно.