• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Батрахомиомахия по-новому: как скрыть поглощения партий и оборонных предприятий

Очередные парламентские выборы пройдут в только 2019 г., а к ним уже усиленно готовятся
Реклама на dsnews.ua

Борьба между политсилами сезонно усиливается бюджетным процессом, который должен завершиться до нового года. Политики не брезгуют ничем вплоть до рейдерства. Закулисно идут попытки поглотить партии, объединить в один политический проект партий "Солидарность" Петра Порошенко и "Народный фронт" Арсения Яценюка. Также не прекращаются попытки взять под контроль стратегические предприятия.

Если проследить череду событий, заявлений, обысков и судебных разбирательств, четко видно: на фоне предвыборной подготовки лидеры НФ вступили в противостояние с президентской командой.

Многие маркеры расставлены на съезде партии "Народный фронт" 11 ноября. После него стало понятно, что НФ не готов влиться в одну партию с БПП-"Солидарность", вместо этого "фронтовики" уже анонсировали свой поход на президентские и парламентские выборы в 2019 г. Партия НФ также подняла вопрос необходимости изменений в Конституцию, уменьшение полномочий президента и усиление полномочий правительства.

"У нас парламентско-президентская республика. Для того чтобы все институты государства работали в такой республике должна быть система сдержек и противовесов", - сказал лидер НФ Арсений Яценюк, добавив, что страна не может зависеть от фамилий президента, премьера, членов коалиции. И буквально через несколько дней после съезда глава МВД Арсен Аваков сообщил: проект изменений в Конституцию готов.

Отметим, что две недели до съезда НФ сын главы МВД - Александр Аваков - был арестован по подозрению в поставках по завышенным ценам рюкзаков для полиции. (Детективы НАБУ задержали сына главы МВД, но на следующий день Соломенский районный суд Киева отпустил его под личное обязательство). Действия Антикоррупционного бюро против сына главы МВД в "Народном фронте" назвали политическим шоу и борьбой за власть.

Дело Аваковых - не единственный спарринг политических тяжеловесов. Напомним, как директор НАБУ Артем Сытник и глава ГПУ Юрий Луценко обменялись уголовными делами: ГПУ открыла дело по факту якобы разглашения данных досудебного расследования в разговоре с журналистами; Бюро начало расследование незаконного обогащения генпрокурора.

Реклама на dsnews.ua

Раздоры между ГПУ и НАБУ были и ранее. В сентябре этого года Луценко обвинил Бюро в незаконном прослушивании более 140 должностных лиц, на что в НАБУ посоветовали главе ГПУ проверять информацию, прежде чем распространять в СМИ. А 8 ноября ГПУ и НАБУ выясняли отношения по спецконфискации. В НАБУ заподозрили пропажу $156,8 млн и 218,1 тыс. грн, принадлежащих компании Quickpace Limited, арестованных 24 мая 2016 г. в рамках расследования "газового дела" Александра Онищенко. На что Луценко призвал НАБУ не бросать в адрес Ощадбанка подобные обвинения, тем более что финучреждение "честно выполнило решение о спецконфискации". Стоит отметить, что к публичности этого спора подтолкнула нардеп от НФ Татьяна Черновол, близкая к главе комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергею Пашинскому. Именно она выступила с заявлением об открытых в НАБУ уголовных производствах против должностных лиц Ощадбанка.

Брифінг Тетяна Чорновол

Мені стало відомо, що готується угода зі слідством пана Онищенка, щоб звільнити його від кримінальної відповідальності. Я не хотіла в це вірити, але останнім дзвіночком для мене стала інформація про те, що НАБУ порушило кримінальне провадження щодо посадових осіб генпрокуратури та Ощадбанку через конфіскацію коштів Онищенка в Державний бюджет України.Тобто, йдеться про те, що ті кошти, які Онищенко свого часу вкрав у Держави і які згодом повернулися до Бюджету та були спрямовані на виплати зарплат, пенсій, субсидії та будівництво доріг, зараз НАБУ працює над тим, щоб ці кошти повернути пану Онищенку.

Gepostet von Тетяна Чорновол am Mittwoch, 8. November 2017

Очень быстро конфликт Генпрокуратуры и НАБУ перерос на уровень откровенного шантажа и межличностных разбирательств. 30 ноября после сообщения Государственной миграционной службы о попытке передачи взятки ее руководителю агентом НАБУ, Юрий Луценко лично высказал ряд серьезных обвинений в адрес агентов НАБУ и его руководства.

Борьба силовиков и политических сил сопровождается попытками захвата экономических сфер влияния. Явный тому пример - развернувшаяся борьба за госконцерн "Укроборонпром", что особо заметно на фоне событий вокруг его дочернего предприятия "Спецтехноэкспорт". На сайте ГП сказано, что "Спецтехноэкспорт" специализируется на экспорте и импорте новейшего оружия, военной продукции и технологий, а также техники специального назначения. "Укроборонпром" позиционирует его как "ведущего спецэкспортера", который расширяет рынки сбыта продукции ОПК Украины, а из последних сообщений - оно начало сотрудничество с Европой.

По информации, полученной от источников в Администрации президента, началась активная борьба за влияние на концерн и компанию-спецэкспортера, а для осуществления силового влияния якобы был подключен лично генпрокурор Луценко. В разрезе этих событий называлось имя и первого заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского, который в последнее время не в приятельских отношениях с генпрокурором. Оба, говорят источники, "готовы идти на торг между собой" на фоне соперничества президентской команды с лидерами НФ, а именно: Арсеном Аваковым, Сергеем Пашинским и Александром Турчиновым.

Попытки переподчинить упомянутое госпредприятие уже предпринимались в 2016 г. Тогда на госпредприятии прошла серия обысков, организованных сразу несколькими силовыми структурами. После этих событий едва ли не разгорелся международный скандал, результатом которого могло стать внесение Украины в черный список поставщиков продукции спецназначения.

О том, что на самом деле творится в "Спецтехноэкспорте" судить не нам. Но следует учитывать, что экспортеры оружия и спецтехники действительно находятся под пристальным вниманием украинских спецслужб и Госдепа США.  Подтверждением тому стала информация о поставках в Украину гранатометов американского производства, которые уже второй год завозятся в страну именно через "Спецтехноэкспорт".

Тем не менее у спецэкспортера снова возникли проблемы. Так, 27 октября этого года Генпрокуратура и Фискальная служба провели обыски у руководителей "Спецтехноэкспорта". Комментируя те события, генпрокурор Луценко сказал, что ГПУ подозревает должностных лиц ГП в том, что они "через уже установленную следствием фиктивную структуру вывели 200 млн оборонного бюджета". В "Спецтехноэкспорте" заявление о вымывании оборонного бюджета назвали недопустимыми, отметив, что предприятие не финансируется из госбюджета.

И возмутились, что обыски были проведены с грубейшими нарушениями, а из-за следственных действий "фактически заблокирована" деятельность "Спецтехноэкспорта", что "является конечной целью следователей". А что касается изъятия найденных в доме директора предприятия (Павла Барбула. - "ДС") средств, - в заявлении госпредприятия сообщается, что они задекларированы, информация о них является открытой, к тому же следователи действовали за пределами выданного им разрешения на обыски.

Занавес на ситуацию приоткрыли украинские дипломаты. Пожелавший остаться анонимным представитель МИДа рассказал, что стычки Генпрокуратуры со "Спецтехноэкспортом" произошли в канун официального визита украинской делегации в Кувейт и Саудовскую Аравию, посетить которые должен был лично президент. По его словам, истинным замыслом следователей могла быть подстава руководства "Спецтехноэкспорта" перед первым лицом государства и принимающей стороной. "Больно уж много совпадений случилось на финальной стадии подготовки визита", - сетует собеседник.

Отметим, что ярые разбирательства внутри президентской команды вокруг "Укроборонпрома" стали очевидными после  серии взаимных обвинений на публичном уровне. Луценко обвинил госконцерн в "злоупотреблениях с использованием бюджетных средств для потребностей обороны", на что последовал ответ от руководителя "Укроборонпрома". В опубликованном ZN.UA письме премьер-министру Романов пишет, что сведения Генпрокуратуры "свидетельствуют об определенной односторонности подачи информации, что может послужить основанием для ошибочного заключения относительно эффективности управления государственными предприятиями ОПК, особенно в современных условиях ведения против Украины гибридной войны". (Начало переписки положил сам Луценко. - "ДС").

Параллельно предпринимаются попытки привлечь внимание к якобы возможным ротациям в руководстве концерна. Со ссылкой на источники в СНБО в СМИ публиковалась информация, что кресло главы "Укроборонпрома" Романа Романова может занять директор "Спецтехноэкспорта" Павел Барбул. Если такой сценарий действительно обсуждался в верхах, то соперничество за "Спецтехноэкспорт" и сопротивление действующему руководству предприятия вполне оправданно.

В это же время члены правительства настаивают на защите бизнеса от силовиков, руководители министерств друг за другом уверяют в своем стремлении улучшить бизнес-климат и привлечь инвесторов, провести "большую приватизацию". А сам Кабмин инициирует изменения в законодательство, предусматривающие, в том числе запрет изъятия оригиналов финансовых документов, серверов, компьютеров и телефонов предпринимателей при обысках, а также - видеофиксация таких обысков. Из-за таких противоречивых действий власти сложно судить о наличии какой-нибудь согласованной стратегии политиков в отношении большой промышленности.

Кроме того, ОПК, очевидно, ждет большая реформа. Как отметил секретарь комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны, нардеп от БПП Иван Виннык: "Необходим пересмотр подходов к полномочиям "Укроборонпрома".

*Батрахомиомахия - написанная гекзаметром древнегреческая пародийная поэма о войне мышей и лягушек.

    Реклама на dsnews.ua